Он нужен для разграничения сходных видов орфограмм (например, существительное на шипящую мужского и женского рода; безударные проверяемые и непроверяемые и др.) и для разграничения 2–3 изученных орфограмм (даже не сходных): безударные, непроизносимые согласные, парные звонкие и глухие согласные.
Например, в 4-м классе: существительные ж. р. с ь; существительные м. р. без ь; инфинитив ь; глаголы 2-го лица единственного числа с ь; - тся без ь (глаголы 3-го лица).
Дети повторяют правила, а затем учитель диктует в разбивку слова. Ученики записывают в строчку 3–4 слова.
Выборочно-распределительный диктант
Выборочно-распределительный диктант – письменная работа, при выполнении которой производится не только выборочная запись диктуемого текста, но и распределение выбранного на группы, чаще всего в столбики. Например, дается описательный оборот, а дети заменяют его словом на изучаемую орфограмму (в данном случае «Парные согласные на конце слова») и распределяют в два столбика (с оглушением и без оглушения).
|
|
Диктует учитель | Ответ детей |
1. Косолапый зверь, хозяин леса | 1. Медведь |
2. Любитель сметаны, враг мышей | 2. Кот |
3. Серый разбойник | 3. Волк |
4. Могучий царь зверей | 4. Лев |
5. Зверек в бархатной жилетке | 5. Крот |
6. Белоснежный вестник весны | 6. Подснежник |
7. Знаток фокусов, волшебник, чародей | 7. Маг |
8. Могучее растение с мощным стволом | 8. Дуб |
У детей – запись в тетрадях в два столбика:
С оглушением: медведь лев маг дуб | Без оглушения: кот волк крот подснежник |
Творческие диктанты
Это запись под диктовку текста с орфографическим, пунктуационным или стилистическим изменением каждого предложения по заданию учителя. Можно выделить следующие разновидности творческих диктантов:
· Творческие диктанты на расширение текста: например, ввести прилагательное в предложение (время выполнения – 10 минут).
После дождя
... ветер дует в лицо.... облака плывут над рекой. Доносятся... раскаты грома. (Теплый, легкие, слабые.)
Учитель. Замените в тексте прилагательные антонимами. Как озаглавим новый текст?
Перед дождем
...
... ветер дует в лицо.... облака плывут над рекой. Доносятся... раскаты грома. (Холодный, тяжелые и сильные.)
– Обозначьте графически условия выбора орфограмм в словах.
· Творческие диктанты с заменами: например, заменить указанные слова близкими по значению.
Класс