Вышивка является одним из древнейших видов украшения тканей. По стародавним русским обычаям праздничный костюм и предметы убранства крестьянского жилища пламенели пышными узорами. Кружево, ткачество, нашивки из гладких и фактурных тканей, лент, тесьмы. И других материалов составляли на этих предметах сложный, а зачастую и многоярусный узор. В декоративном же оформлении праздничного костюма и предметов убранства крестьянской избы в торжественные дни предпочтение отдавалось ручной вышивке. Распространение ручной вышивки в прошлом объясняется следующими обстоятельствами. По идущим из глубины веков заветам все женщины на Руси обязаны были владеть искусством вышивания и заниматься украшением тканей все свое свободное время. Немаловажное значение имело и то, что для выполнения вышивки требовались несложные
приспособления, на приобретение которых тратились незначительные деньги. Ткани, нитки, пяльцы имелись в каждой крестьянской семье. Красители получали из растений, которые собирали на полях и в лесах. Небольшие траты были только на приобретение игл, недостающих красителей и, частично, ниток для вышивки. Все зависело от умения женщин вышивать и знания местных особенностей красочного оформления праздничных и будничных предметов быта. Искусно вышитый узор превращал любую даже самую немудреную ткань, в подлинное произведение искусства. Русские женщины с давних времен славились мастерством создания на тканях узоров невиданной красоты с помощью иглы и различных нитей. С детских лет они обучались этому сложному, но увлекательному искусству. Жены и дочери обязаны были обеспечивать семью одеждой и всеми необходимыми для домашнего обихода предметов из тканей. Кроме того, каждая девушка готовила специальные полотенца, которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почетных гостей.
|
|
В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, свой характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили характерные особенности вышивки своей местности, постоянно обогащая и развивая их.
В центральных промышленных районах России, куда входили Владимирская, Московская, Калининская, Ярославская, Костромская и Горьковская области, вышивка сочетала в себе характерные особенности народного искусства севера и юга. В этих районах, как и в других, широко было распространена вышивка с четными и свободными швами. Однако и трактовка традиционных мотивов, и варианты приемов выполнения общеизвестных швов, имели свои характерные черты.
Горьковские гипюры. Уникальная строчевая вышивка — горьковские гипюры — известны мастерицам только в Нижегородской (бывшей Горьковской) области. Сложилась эта своеобразная техника вышивки во второй половине XIX века в Нижегородской губернии, в период интенсивной работы народных мастериц на городского покупателя.
|
|
Выполняется вышивка по сетке с большими ячейками, размером до одного сантиметра. Узорные разделки на такой сетке отличались от обычной дополнением штопки, настила, воздушной петли, длинными стежками, образующими выпуклый, высоко поднимающийся над фоном рельеф. Такая строчка получила местное название — гипюр. Длинные стежки узорных разделок могли располагаться в пределах одной-трех ячеек сетки. Цепляясь за перекрестья столбиков, они образовывали нежные прозрачные или пухлые удлиненные формы. Их рельефность зависела от числа стежков, положенных на одно место, и толщины ниток, которые могли быть обычными катушечными или мягкими, типа мулине в шесть сложений, образующих пасму. Из этих прозрачных и выпуклых форм мастерицы создавали бесчисленное количество различных мотивов. Наиболее известными из них являются бабурка — в виде прозрачной многолепестковой ромашки, выполненной в одну
нитку, минутка — прозрачный цветок с четырьмя лепестками, пушистые восьми- и шестнадцати лепестковые ромашки, различного вида розетки и звезды. Рельефные пушистые мотивы объединялись с плоской копеечкой в виде плотного кружочка или ромба, колокольчиком в виде плотного кольца с горошиной в центре, пирамидкой в виде плотного треугольника и с другими мотивами.
Объединяя эти плоские и рельефные мотивы, мастерицы строили красивый ажурный орнамент, вписывая мелкие мотивы и геометрические фигуры, где преобладали ромбы с округлыми углами. Такие сборные мотивы у мастериц носили название — цветок. Цветки располагали рядами, в шахматном порядке или собирали группами, образуя крупные ромбовидные формы, собранные из нескольких отдельных элементов.
Оставшиеся ячейки сетки между основными орнаментальными формами заполняли легчайшими, как дымки, разделками, называемыми — воздушная петля и паутинка. Их выполняли одной тонкой ниткой. Для контрастного выделения узоров мотивы окружали цепочкой незаполненных ячеек. Это придавало вышивке необходимую четкость и вместе с тем усиливало впечатление легкости ажурного узора, как бы сотканного из сказочных, невесомых кристаллов.
Традиции этой великолепной сквозной вышивки бережно хранятся и творчески развиваются на двух строчевышивальных фабриках, расположенных в Нижегородской области.
Городецкая строчевышивальная фабрика, организованная в 1923 году, специализируется на выпуске женской одежды. Самые нарядные блузки, платья и костюмы украшаются здесь красивым ажуром горьковских гипюров с рельефными пушистыми узорами. Они пользуются неизменным спросом у покупателей и в нынешнее время. Чкалов-ская строчевышивальная фабрика, основанная в 1924 году с такой же нарядной декоративной вышивкой выпускает столовое и постельное белье. На фабрике в равной степени применяют геометрические и растительные мотивы. В настоящее время процесс вышивки на этих фабриках частично механизирован. Машиной 22 класса производится, обвив сетки и края строчевых мотивов. Узорные же разделки выполняют вручную или тоже на машине 22-А класса. По своеобразию витиеватого орнамента и красоте фактуры горьковские гипюры не имеют себе равных среди многочисленных приемов современной вышивки.
VII. Составление плана работы
1. Приобретение необходимых инструментов и материалов.
2. Исследование схемы и внесение своих изменений.
3. Разработка технологического процесса.
|
|
4. Составление перечня оборудования, инструментов и приспособлений.
5. Практическая работа по изготовлению панно.
6. Экономический расчет.
7. Разработка этикетки.
8. Оформление описательной части проекта.
9. Анализ выполненной работы.
Составление плана работы | \ | Выбор формы и размера | / \ | Разработка этикетки |
Экономический расчет | Вышивка | Литература | ||
Внешний вид | Оборудование и инструмент | Требования к изделию |