Сто великих городов мира 16 страница

Самой парадной улицей Вены является Рингштрассе, возникшая на месте

крепостных стен, окружавших город в средние века. По обеим сторонам

улицы Ринг находятся главные правительственные учреждения Австрии.

Здесь же высится построенная в готическом стиле Ратуша, на шпиле которой

установлена фигура Рыцаря, ставшего символом и гордостью муниципальных

властей города. Когда Ратушу сооружали, представители духовенства

потребовали, чтобы ее шпиль был не выше шпиля близлежащего собора,

поэтому здание Ратуши пришлось укоротить на два метра. Но в это время

городу подарили статую Рыцаря, и таким образом Ратуша победила.

Живописная, утопающая в зелени Вена, расположенная на берегу «голубого

Дуная», всегда полна очарования. С этой рекой связаны многие исторические

даты и знаменательные события культурной жизни Австрии: именно

очарование Дуная питало творчество И. Штрауса.

Вена и музыка — понятия неразрывные. Вы идете по улицам этого

удивительного города, а из открытых окон домов доносятся знакомые

мелодии менуэтов В.-А. Моцарта, сонат Л. ван Бетховена и вальсов И.

Штрауса. В доме И.Штрауса сейчас разместился кабачок «Либер Августин», и

хотя с виду он весьма невзрачен, в нем побывало много известных всему миру

людей. В одной из комнат кабачка на сводчатом потолке воспроизведены

автографы знаменитых людей. В.-А. Моцарт и Марк Твен, И. Штраус и Ф

Шаляпин, С. Цвейг и Э. Карузо пили здесь пиво из массивных кружек с

крышками...

В одном из старинных домиков на маленькой кривой улочке жил и работал

Франц Шуберт. Рассказывают, что балкон домика Ф. Шуберта выходил во

двор, и когда у композитора не было денег, он вывешивал на перила балкона

свои брюки с вывернутыми карманами, чтобы кредиторы не беспокоили его

напрасно...

Вену за ее улыбки и роскошь, за моды и музыку всемирная молва еще в XVIII

веке окрестила «веселым городом». Это определение сохранилось за ней и по

сей день: город действительно выглядит веселым и привлекательным. Если

вы даже не были в Вене, стоит только произнести название австрийской

столицы, — и в вашем воображении зазвучат пленительные звуки вальса,

зашелестит тенистый Венский Лес, заиграют на солнце волны «голубого

Дуная»...

СТАРАЯ И НОВАЯ ВАРШАВА

СТАРАЯ И НОВАЯ ВАРШАВА

Как многие старые города Европы, Варшава появилась на свет во времена

древние, почти незапамятные. Большое значение для возникновения городов

имели тогда реки: люди селились в местах, где был высокий берег, к которому

судам удобнее было причаливать. Такое место есть и недалеко от впадения в

Вислу ее притоков — Буга и Нарева: здесь и возникла будущая Варшава.

Варшава сделалась известной гораздо позже первых польских городов —

Кракова, Познани и других, однако точно определить ее начало и

происхождение трудно. В X веке здесь жили потомки древних полян —

поляки, которые построили поселение Старе Брудно на правом берегу Вислы.

Через два столетия ожил и левый берег Вислы — тут появились

селения Уяздов и Солец (соль привозили). С тех пор и потянулись сюда люди,

и вскоре на обоих берегах Вислы появилось 30 поселков. Все они потом стали

пригородами, а то и улицами Варшавы: Воля, Мокотув, Жерань и другие.

В XIII веке на левом берегу Вислы возвели замок, а вокруг него появился

поселок, который стал колыбелью Варшавы, ее Старым городом — Старувкой.

В замке сидел каштелян, наместник князя Мазовец-кого, а сам князь жил в

Уяздове.

Версий о происхождении названия города очень много. Некоторые историки

считают, что своим основанием Варшава обязана богатой чешской семье

Варшев (или Варшовцев). Избегая гонений в своем отечестве, Варшевы еще в

1108 году переселились в Мазовецкое княжество со своей многочисленной

дружиной. Они поселились над Вислой в урочище, которое назвали Прагой, а

уж потом на противоположном гористом берегу основали Варшаву.

Другие ученые дружно утверждают, что никакого чеха не было, а просто жил

в замке каштелян Варцислав, от его имени и произошло название будущей

столицы Польши. «И каштеляна такого не было, — спорят третьи. — Просто

пришли сюда люди с Поморья и основали город». А четвертые исследователи

полагают, что название города произошло от слова «верши» — плетеной из

лозы длинной корзины, какой ловили в Висле рыбу местные крестьяне.

Проходили десятилетия, и Варшаве становилось уже тесно в границах

Старувки. Старый город значительно расширился после пожара 1378 года,

когда он был окружен новыми стенами. Вскоре к Старувке с севера

прилепляется Нове Място, которое еще недавно было селом. Новый город

сначала не был обширным и ничем особенным не отличался: весь он состоял

из деревянных домов, пашни, крестьянских дворов и только в некоторых

местах его украшали сады. Выделялся в нем лишь костел Пресвятой

Богородицы, который, по преданию, был построен на месте языческого

капища.

Еще больше Варшава увеличилась, когда один из князей Мазовец-ких, Януш,

основал отдельное Варшавское княжество (XV—XVI вв.) и сделал Варшаву

своей столицей. Этот князь первым стал всеми средствами улучшать Варшаву,

умножил доходы города и расширил ее границы. Радели о благосостоянии

города и простые ее граждане: например, два обывателя — П. Брун и Н.

Панчатка — подарили Варшаве селение Солец, где находились магазины,

водяные мельницы и фабрики.

Сердцем Старого города был Рынок, на котором веками сосредоточивалась

хозяйственная, общественная и политическая жизнь города. Сейчас Рыночная

площадь кажется тесной, а в старые времена она была еще теснее, так как в

центре ее высилась Ратуша. Ее возвели в те времена, когда после пожара в

Вавельском замке король Зигмунт III перенес столицу Польши из Кракова в

Варшаву. Ратуша, в которой располагались городские власти, простояла

много лет, и разобрали ее только в 1818 году.

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

После перенесения столицы в Варшаве и ее окрестностях стали возводиться

церкви и красивые здания. Король Зигмунд III был любителем изящных

искусств и потому поощрял к возведению прекрасных зданий своих

подданных. Польские магнаты, переселившиеся в Варшаву вместе с

королевским двором, покупали в городе земли и строили дворцы в стиле

итальянских «палаццо».

В 1644 году был установлен памятник королю Зигмунтду III его сыном

Владиславом. Памятник состоял из мраморной колонны коринфского ордера,

которую венчала медная, вызолоченная в огне статуя короля — монарха и

воина: с плеч его ниспадает коронационный плащ, открывающий рыцарские

доспехи. В правой руке король держит искривленную саблю, в левой — крест,

несколько превышающий самое статую.

Эта колонна была вытесана по заказу самого короля Зигмунда III, который

хотел поставить монумент в память победы, одержанной им над восставшей

шляхтой в 1607 году. Король повелел вытесать колонну, которая бы

величиной своей превзошла великолепие римских памятников. Но при

перевозке колонна посередине треснула, а вскоре после этого король Зигмунт

умер. Одну из частей этой колонны сын короля Владислав и употребил на

памятник отцу, но в надписях на ней не сказано о победе отца, видимо, чтобы

не раздражать шляхту упоминанием о ее поражении.

Захватив польскую столицу во время Второй мировой войны, немцы сразу же

стали выполнять личное распоряжение Гитлера.

Обергруппенфюрер фон ден Бах получил новый приказ утихомирить Варшаву,

то есть во время войны сровнять ее с землей...

И в течение пяти лет фашисты планомерно и целенаправленно разрушали

польскую столицу, все великолепие которой было уничтожено безжалостной

силой: дом за домом, улица за улицей взлетали в воздух. Варшава была

разрушена почти полностью (на 85%). Город превратился в гигантское

кладбище улиц, площадей, костелов, дворцов; он стал пустынным и мертвым.

В Варшаве уцелели лишь здания, которые до последнего дня были заняты

гитлеровцами. На аллее Первого Войска Польского стоит один дом, вроде бы

ничем особенным не отличающийся от других. Но старые варшавяне до сих

пор не любят ходить мимо него и всегда стараются перейти на другую

сторону улицы. Этот дом остался целым только потому, что во время войны в

нем размещалось гестапо и его предварительная тюрьма с перегородками и

деревянными скамьями, которую жители Варшавы назвали «трамваем». Этот

«трамвай» шел только в одну сторону, и тот, кто в него попадал, уже никогда

не мог спрыгнуть.

В январе 1945 года, когда части Советской Армии и Войска Польского вошли в

Варшаву, в разных концах города еще гремели взрывы — рвались мины

замедленного действия, оставленные врагом. В городе обитало всего около

162 000 человек, и весь он был усеян могилами 700 000 варшавян, погибших в

борьбе с оккупантами. Еще долгие годы вид варшавских улиц напоминал

пустынный пейзаж...

СТАРАЯ И НОВАЯ ВАРШАВА

Но с армейскими частями на руины и пепелища еще пылающей Варшавы со

всех сторон потянулись ее прежние жители — первые колонны беженцев

пешком, на велосипедах, толкая перед собой детские коляски с убогим

скарбом... Они не обманывали себя и знали, что их ждет почти пещерная

жизнь. Снег вокруг был черным от копоти и сажи, запах гари казался

неистребимым... Люди, одетые во что попало, искали свои дома, которых не

было. Не было ни Королевского замка, ни прекрасных дворцов магнатов;

колонна короля Зигмунда лежала на земле, и поверженный монарх, словно

моля о возмездии, протягивал к небу руки... В Краковском предместье, у

ступеней своего костела, лежал бронзовый Христос, упавший под тяжестью

креста; бесследно исчезли памятники астроному Н. Копернику, поэту А.

Мицкевичу и герою восстания 1794 года Я. Килинскому. И где они —

неизвестно: взорваны, разрушены, отправлены на переплавку или вывезены в

Германию?

Но варшавянам, вернувшимся на пепелища своей столицы, ее руины и

развалины были дороже, чем иным комфорт и покой. Люди селились где

попало: в наскоро расчищенных подвалах, в уцелевших первых этажах домов,

за неимением стекла окна забивали фанерой, вместо печей ставили буржуйки.

Не работал водопровод, но уже тогда жители города напевали:

Варшава, моя ты, Варшава! Одну тебя вижу в мечтах...

Самым старым в Варшаве был «дом князей Мазовецких», построенный, по

преданию, на том самом месте, где стояла хижина легендарных Варша и

Савы, от которых (еще одна версия!) будто бы и получила свое название

столица Польши. Как гласит легенда,

однажды князь, заблудившись на охоте, наткнулся на рыбачью хижину, в

которой застал женщину Еву с двумя новорожденными детьми. Князь

вызвался быть крестным отцом Варша и Савы и щедро одарил семью рыбака.

Рыбак построил себе большой дом, вокруг которого стали селиться и другие

рыбаки. Так вот и появилась Варшава, а впоследствии на месте усадьбы

Варша и Савы построили дом мазовецкие князья, которые в память о

родоначальниках Варшавы украсили угол своего дома статуей Евы с двумя

детьми на руках.

А самым старым собором в Варшаве является кафедральный собор Святого

Иоанна. Около главного алтаря его находится «часовня Господа Иисуса» с

большим деревянным распятием, которое в народе называют «пан Езус

Старый». По преданию, это распятие сначала находилось в Нюрнберге.

Когда в Германии распространился протестантизм и из храмов стали удалять

иконы и статуи, распятие разломали на несколько частей, чтобы потом сжечь

их. В это время в Нюрнберге находился варшавянин Г. Барычка, приехавший

сюда за товарами. Он подобрал куски распятия, спрятал их и привез в Вар-

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

СТАРАЯ И НОВАЯ ВАРШАВА

шаву. Здесь распятие поместили в «Фаре» (кафедральном соборе), и вскоре

оно прославилось тем, что на голове Спасителя стали отрастать волосы. Они

росли на ней и в Нюрнберге, но после распространения «лютеровоп ереси»

волосы засохли. А в Варшаве вновь стали расти, и один раз в год их обрезала

золотыми ножницами невинная девушка.

Варшавяне восстановили свой город! Поистине волшебная сила таится в

гордом гербе Варшавы — Сиренке, девушке из греческой легенды Во все

времена она была символом мятежного и бесстрашного духа варшавян: то

грозила бедами и тревогами, то была чарующей и пленительной, как сама

Висла, выбросившая ее на берег.

В восстановленной Варшаве многие районы и улицы поменялись местами:

одни, ранее известные и модные, оказались в тени; другие — оживились и

похорошели. В своем первозданном виде были восстановлены Старувка,

Краковское предместье и другие районы и улицы Варшавы, неотделимые от

истории города.

Старувка была прекрасной вблизи и еще прекрасней издали. Выйдешь сейчас

на берег Вислы, оглядишься кругом — и увидишь необыкновенно чудесную

картину. Кругом даже не дома, а тблько крыши — серые, коричневые,

красные, розовые; крыши, которые образуют единственную на свете мозаику.

у[ нельзя разглядеть, где кончается одна крыша и начинается другая... А как

разнообразны их формы! Двух одинаковых даже не пытайтесь отыскать: здесь

крыши-грибы, крыши-зонтики, крыши-конусы, крыши-шляпы, крыши-ларьки,

крыши-коробочки... Крыши высокие и покатые, крутые и плоские, широкие и

узкие... Так же разнообразны и их украшения: диковинные печные трубы,

карнизы всех видов, самые разные по форме окна мансард...

Когда восстановили Варшаву, многие искали в домах следы обновления и... не

находили. И даже не понять было, как удалось польским архитекторам

навести на новые стены темный налет старины — благородную патину,

которая придает памятникам прошлого неповторимое очарование. Одна из

старейших улиц Варшавы — Пивная, возникла в XIII веке, еще при князьях

Мазовецких. По свидетельству одного из летописцев, стояли тут сначала дома

деревянные, но они часто горели, и их постепенно заменяли каменными

зданиями самой разнообразной архитектуры. Однако все они имели одну

общую особенность — очень узкие лицевые фасады, всего в 2—3 окна.

На Пивной улице нет двух одинаковых домов, каждый чем-то выделяется,

чем-то известен. В старину дома не имели номеров, и каждый владелец

должен был чем-то особенным отметить свое жилище, поэтому многие дома

были украшены барельефами, изображающими то играющих на флейтах

детей, то корабль или голову оленя. Вот над порталом одного дома

распростер свои крылья державный польский орел — здесь размещалась

королевская канцелярия. А вот дом со скульптурой младенца Иисуса Христа с

ягненком: здесь жила многодетная семья, и отец поручил свое потомство

покровительству Спасителя.

В центре площади Коперника, как и прежде, стоит памятник астроному,

который «остановил солнце и двинул землю». Этот памятник, созданный

скульптором Б. Торвальдсеном, был воздвигнут сначала перед домом бывшего

Общества любителей наук. На пьедестале были сделаны две надписи: с одной

стороны золочеными латинскими буквами, с другой — по-польски: «Николаю

Копернику соотечественники». Во время оккупации Варшавы фашисты сняли

доску с латинской надписью и повесили свою, с готическими буквами:

«Знаменитый ученый Коперник». Но однажды ночью эту доску похитили

польские партизаны, так же бесследно исчезли вторая и третья, и фашистам

пришлось смириться...

Сегодня, как и прежде, на пьедестале из серого мрамора, в древнем кресле, в

академической тоге сидит великий астроном Н. Коперник, устремив глаза в

небо. В руках у него — сквозная небесная сфера, символ его бессмертного

труда «Об обращении сфер».

Облик польской столицы меняется и сегодня, но прошлое не кануло в

вечность. Оно продолжает жить и в новой Варшаве — городе, о котором

Гитлеру поторопились хвастливо рапортовать: «Варшава — это уже только

географическое понятие».

ТОМБУКТУ — ВОРОТА САХАРЫ

ТОМБУКТУ- ВОРОТА САХАРЫ

Европейские исследователи издавна называли Томбукту таинственным и \

загадочным городом. Расположенный к югу от пустыни Сахары, на террито-"

рии современной Республики Мали, Томбукту являлся древним центром'

торговли и культуры Западного Судана. Город был известен не только среди

местного населения, но и далеко за пределами африканского континента

Начинался Томбукту у колодца Букту, который сейчас выглядит очень

неприметно. Это просто небольшая воронка в песке глубиной не более 50

сантиметров во дворе одного из обыкновенных одноэтажных домиков —

таких, как и большинство строений в городе.

По преданию, в XI веке на месте будущего города располагались склад зерна

и колодец, сооруженный туарегами на месте их кочевья в нескольких

километрах от берега реки Нигер. Одним из первых европейцев, кто увидел

загадочный Нигер, был Мунго Парк, который так описывал эту реку: «Я

испытал бесконечное счастье, увидев перед собой долгожданную цель своих

устремлений — величественный Нигер, сверкающий в лучах утреннего

солнца. Он был так же широк, как Темза у Вестминстера, и воды его медленно

текли на восток».

С наступлением сезона дождей туареги сворачивали свои шатры и вслед за

скотом уходили на север, а старая рабыня по имени Букту оставалась

сторожить зерно и колодец. Собираясь обратно, кочевники произносили слова

«Тим Букту», означающие, что они возвращаются «К Букту». Название

закрепилось за кочевьем, а потом и за городом, только впоследствии оно

стало звучать как «Томбукту».

Своего расцвета Томбукту достиг в XIV веке, когда императором стал Канку

Мусса — самый могущественный правитель государства Мали. Подвластная

ему территория простиралась от Атлантического океана до озера Чад. Будучи

приверженцем ислама, Канку Мусса совершил хадж в Мекку и Медину, а по

возвращении приказал построить в городе новые мечети, которые потом

стали образцами для всех мусульманских храмов Западной Африки. До сих

пор сохранились в Томбукту удивительные по своей архитектуре мечети с

деревянными сваями, выступающими из стен наружу. Минарет такой мечети

имеет пирамидальную форму и поэтому, помимо своего основного назначения,

служил еще сторожевой башней, опорным пунктом и складом продовольствия

на случай долгой осады.

Очарованный ярким убранством святых мест Ближнего Востока, Канку Мусса

взялся и за развитие Томбукту. возвел пышный дворец и всячески

способствовал процветанию торговли. Со всех сторон потекли в Томбукту

богатства, с юга на пирогах прибывало золото, слоновая кость и черное

дерево; по караванным путям с севера доставлялись венецианский жемчуг,

дамасские клинки, ткани, пряности, посуда и соль.

Но не только золотом и диковинными товарами славился Томбукту. Старинная

суданская пословица гласит' «Соль прибывает с севера, золото—с юга,

серебро — из страны белых; но слова Всевышнего, мудрость ученых,

увлекательные истории и сказки можно найти только в Томбукту». Богатство

города создало условия для развития здесь просвещения и культуры, вслед за

мечетями в Томбукту появились медресе и библиотеки.

В XV—XVI веках Томбукту превратился в один из крупных центров

мусульманской культуры. Некоторые арабские ученые, бежавшие из Испании

после изгнания оттуда мавров, переселились в Томбукту и привезли с собой

различные научные трактаты. При мечети Санкоре был основан университет,

вскоре ставший известным во всем мусульманском мире наряду с

университетами Кордовы, Каира, Дамаска и Феса. Студенты из разных стран

толпились в его тенистом дворе, чтобы послушать мудрые речи ученых,

теологов и проповедников. Но, кроме Корана, здесь изучали еще точные

науки, литературу, историю, философию, географию. В университет Томбукту

шли учиться жители не только арабских стран, но также и талибы (ищущие

знания) из Египта и Турции. Ученые предполагают, что сюда прибывали даже

мусульмане из Самарканда. В ту пору в Томбукту жили такие известные

писатели-хронисты, как Ахмед Баба, Махмуд Кати и другие, к мнению которых

уважительно относились ученые всего исламского мира.

В Томбукту создавались и богатые книгохранилища, где переписывались

древние рукописи и составлялись хроники об истории местных народов.

100 ВЕЛИКИХ ГОРОДОВ

ТОМБУКТУ- ВОРОТА САХАРЫ

Среди последних можно указать на «Историю искателя сообщений о странах,

армиях и знатнейших людях», посвященную в основном истории государства

Сонгаи В хронике собрано много интересных историй и фактов, подробно

описывающих картины тогдашней жизни, особенно ее религиозную и

культурную стороны. Пленный мавр Хасан ибн-Мухаммед аль-Ваззан,

получивший при крещении имя Джованни Леоне и прозванный Львом

Африканским, побывал в Западном Судане в 1511 — 1515 годы Впоследствии

он писал, что король Томбукту «обладает большим богатством в золотых

пластинах и слитках... Король весьма почитает ученых людей... Там продается

также много рукописных книг, каковые привозят из Барбарии; и от них

получают больше дохода, нежели от остальных товаров».

Слава о Томбукту дошла и до России. Граф Г. Орлов передал 1000 франков

Парижскому географическому обществу для учреждения премии первому

европейцу, которому удастся достичь Томбукту и сообщить об этом городе

подробные сведения. Первым европейцем, появившимся в Томбукту, стал

английский майор Александр Гордон Лэнг, погибший здесь в 1826 году.

Сейчас над дверью его дома установлена памятная доска, но А. Г. Лэнгу не

очень повезло, и потомки мало знают о его отважной миссии. На большинстве

карт Африканского континента маршруты его путешествий даже не

отмечены.

Недалеко от дома А.Г. Лэнга установлены еще две мемориальные доски,

посвященные французу Рене Кайе и немцу Г. Барту. Рене Кайе пришлось даже

выдать себя за мусульманина, чтобы в 1828 году проникнуть в недоступный

для христиан город. Оба путешественника побывали в Томбукту позже

англичанина, но, вернувшись в Европу, они опубликовали свои записки.

Побывал в Томбукту и некто Варга из Астраханской области, но он вряд ли

преследовал научные цели. И по одежде, и по манере поведения Варга мало

чем отличался от арабских купцов, поэтому его имя осталось забытым среди

имен первооткрывателей Томбукту.

Когда в конце XIX века вокруг Африки стали осуществляться регулярные

морские перевозки грузов, Томбукту постепенно утратил значение конечного

пункта Транссахарского торгового караванного пути. Уменьшилось в городе и

число жителей: если в XV веке оно доходило до 45 000 человек, то в

настоящее время здесь живет не более 8000. Меньше стало проводников

караванов, большинство городских жителей занято мелкой торговлей и

ремеслами (изготовлением украшений и сувениров), здесь развиты гончарное

дело, кожевенное и ткацкое производство.

Но несмотря на утрату своего хозяйственного значения, Томбукту до сих пор

остается одним из африканских центров мусульманской культуры. В середине

1960-х годов ученые обнаружили здесь три библиотеки, в которых хранилось

более 5000 бесценных рукописей. Но очень много рукописей пока не найдено,

и разыскать их будет сложно. Их владельцы, будь то вождь племени или

бедняк, относятся к ним как к священной семейной реликвии и ни за какие

деньги не желают расставаться с ними От постороннего глаза они прячут

свои сокровища, кто как может, и часто зарывают в песок.

Конечно, за прошедшие века Томбукту изменился, но и сегодня, как и много

веков назад, один-два раза в год сюда прибывает караван верблюдов с

каменной солью. К тюкам с солью на местном рынке до сих пор относятся с

уважением, так как когда-то соль заменяла деньги.

Независимо от этнической и религиозной принадлежности жители страны

произносят имя Томбукту с особым уважением и гордостью, словно этот город

является неотъемлемой частью каждого из них. В действительности так оно и

есть, ибо сегодняшний Томбукту ревностно хранит память о своем славном

прошлом. «Южные ворота Сахары», «Жемчужина древнего Судана», «Столица

песков», «Таинственный Томбукту» и еще много таких же красочных названий

получил на протяжении своей истории этот древний город.

ЭДИНБУРГ

ЭДИНБУРГ

Пестрая клетка всегда популярной шотландки, шотландское виски,

шотландская волынка, шотландская шерсть, шотландские стрелки,

шотландская овчарка... Сколько известных всему миру названий и понятий

связано с Шотландией! На ее земле жили и творили Р. Берне и В. Скотт,

и современные шотландцы бережно хранят все реликвии своей бурной

истории.

А еще Шотландия — это трубы, трубы, трубы... Сколько

ж каминов в домах, столько и

труб, которые торчат над Эдин-

•f бургом — древней столицей

Шотландии. Его расположение в центре богатейшей сельскохозяйственной

местности способствовало раннему возвышению города. Купцы Эдинбурга

вели оживленную торговлю с Фландрией, Скандинавией и Северной

Германией.

История города, не до конца ясная еще и сегодня, уходит в глубь веков и

начинается с замка, который словно вырастает из крупной базальтовой скалы

Вплоть до середины XVIII века история Эдинбургского замка была и историей

самого города. Первые сведения о нем восходят к XI веку — времени

правления Малькольма III, сына короля Дункана, по легенде убитого

Макбетом. Памятью об этом периоде в истории замка и города осталась

скромная часовня Святой Маргариты на вершине Замковой скалы, названная в

честь набожной жены сэра Малькольма.

Возможно, здесь еще раньше стояла крепость, из-за которой пикты —

коренное население Шотландии — в течение двух веков сражались с

англосаксами, пришедшими на Британские острова с континента. В VII веке

саксы надолго овладели крепостью, и вплоть до XI века Эдинбург находился в

подчинении Нортумбрии — самого могущественного из англосаксонских

королевств.

Первоначально город был известен под названием «Данэдин», что по-

кельтски означает «крепость, стоящая на склонах гряды». Но, воз-

Эдинбургский замок

можно, в средние века по созвучию с именем нортумбрийского короля Эдвина

англосаксы стали именовать свой город Эдвинсбургом. Впоследствии оба

названия соединились, что и привело к современному имени города

В течение многих веков маленькая и небогатая Шотландия вела борьбу за

свою независимость и за утверждение своей самостоятельности, и на долю

Эдинбурга в этой борьбе выпало многое. На протяжении почти всего

средневековья город был вовлечен или в длительные кровавые войны с

Англией, или в утомительные пограничные конфликты.

В 1296 году английский король Эдуард I захватил замок, который оставался в

руках англичан 17 лет. Архив и ценности шотландских королей были

вывезены в Лондон, но шотландцы не хотели сдаваться, и потому войска

графа Морея решили отвоевать замок Старинное предание повествует, что

в войсках графа оказался солдат, который еще до захвата замка англичанами

обнаружил путь на неприступной скале, по которому по вечерам уходил в

город на свидание со своей возлюбленной Он и помог графу Морею, у

которого было всего 30 воинов, ночью тайно подняться по скале и захватить

англичан врасплох

Шотландцы отвоевали замок, но все замковые сооружения, кроме часовни

Святой Маргариты, оказались почти разрушенными. Через 40 лет шотландцам

снова пришлось отвоевывать свой замок, и снова они уступали англичанам в

силе и численности. Однако и на этот раз шотландцам помогла смекалка. В

замок послали группу переодетых воинов якобы для продажи вина и

продовольствия. «Торговцы» так расположили свои товары, что помешали

закрыть ворота, и это позволило ворваться шотландским войскам

К самому подножию Эдинбургского замка подступает Старый город. По

гребню скалы, с запада на восток, проходит Хай-стрит— главная и

единственная улица Старого города, по которой может проехать автомобиль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: