X-XIV
X
ВЕК
В этом веке 9/10 населения Европы составляют крестьяне-сервы
Возрождение монастырей. Усиление в их деятельности ортодоксальных тенденций. Книги античных авторов изымаются из большинства монастырских библиотек.
Города становятся центрами оживившейся торговли и начинают играть значительную роль.
Зарождение новой литературы-результата синтеза христианства и местных фольклорных традиций.
Формирование в городах, бывших резиденцией епископов школ, в которых преподавание велось по программе, составленной Алкуином. Епископские школы существовали в Реймсе, Шартре, Париже, Кёльне, Тире, Орлеане, Майнце, Стразбурге, Магдебурге. Усиление в преподавании догматических и схоластических тенденций.
Начало процесса оформления новой европейской «книжной» культуры, в основе которой лежал синтез христианской традиции и местного фольклора, в котором нашли отражения как языческие верования, так и память о важных событиях из жизни различных т.н. «варварских»племен (галлов, готов, вандалов и др.), населявших Европейский континент и игравших значительную роль в период гибели средиземноморской цивилизации и становлении цивилизации европейской. В произведениях этой литературы – жестах использовалась не классическая латынь, а ее вульгарные варианты, в которых она соседствовала с элементами местных наречий.
|
|
Зарождение романского стиля в архитектуре и искусстве.
905-959 | Константин VII (Багряннородный ) – византийский император, писатель, знаток античного наследия. Под его руководством составляются обстоятельные компиляции античных и христианских авторов- тип энциклопедий. Автор ряда сочинений политического и богословского характера: «О церемониях», «Об управлении империей», «Жизнеописание Василия Великого». |
Поход киевского князя Олега на Константинополь. | |
Основание монастыря (аббатства) в Клюни. | |
Киевский князь Олег заключает договор с Византией. | |
Впервые на границах Руси появляются печенеги. | |
РеформаКлюни – образец церковного реформаторского движения. Результатом этой реформы было освобождение монастырей от подчинения (юридического) какой бы то ни было светской или церковной власти (они находились, согласно новому положению, в непосредственном подчинении верховному иерарху – папе). Это способствовало очищению монастырских нравов от воздействия аморализма феодальной верхушки и укрепления их морального авторитета на верующих, что в свою очередь вело к их отходу от приверженности к традиционным языческим верованиям и обрядам. Одновременно в «делах духа» усиливались ортодоксальные тенденции. Так, из библиотеки аббатства Клюни были изъяты труды всех светских авторов. Обучение во внутренних монастырских школах проходило на основе изучения Библии и трудов «отцов церкви». | |
912-973 | Оттон I (Великий) – римско-германский император, считавший себя преемником Карла Великого. Создал «имперскую церковь» с целью консолидации Европы под руководством немецкой династии. |
Начало правления в Германии династии Оттонов. Латинизация местной фольклорной литературы. Формирование нового стиля в архитектуре. Использование в книгах миниатюры. | |
840-912 | Ноткер Заика – немецко-латинский писатель, поэт, разработал музыкальную форму и поэтический жанр секвенций (букв. «следование», перемещение одного и того же напева по ступеням гаммы верх и вниз, религиозное песнопение входившее в григорианский хорал). |
Поездка киевской княгини Ольги в Византию и ее крещение императором Константином Багрянородным. | |
980-1015 | Время правления киевского князя Владимира. Начало расцвета киевского феодального государства – Киевской Руси Середина X века – Первое упоминание о Новгороде. |
Расцвет арабской философии в Испании. | |
870-950 | Аль-Фараби- арабский философ и ученый-энциклопедист. К рупнейший представитель восточного аристотелизма. Комментатор Аристотеля и Платона. Главное сочинение Фараби «Второе учение», в нем утверждается мысль о предназначении философии – быть источником гражданских и интеллектуальных добродетелей. Развивается учение «О добродетельном городе», руководимом правителем-философом. Фараби оказал влияние на формирование таких представителей арабского аристотелизма, как Ибн-Сина, Ибн-Баджа, Ибн-Рушд и др., а также на средневековых философов–аверроистов. |
В Испании в Кордове, создается высшая арабская школа. В ней преподавались философия, математика, астрономия, астрология, медицина, алхимия и ряд других дисциплин. При школе была создана библиотека из сочинений арабских, греческих и других античных авторов. Позднее подобные школы появляются в Гренаде, Севилье, Толедо, Саламанке и на Сицилии в Палермо. | |
Основание высшей школы (универсистета) в Каире. Создание в нем «Палатинской антологии» - греческого сборника античных эпиграмм, включавшего 4 тысячи текстов). | |
Осада Киева печенегами. | |
Оттоновское возрождение | |
973-983 | Оттон II - германский император. полунемец, полугрек. Поставил своей высшей целью возрождение Римской империи, продолжающей традиции Карла Великого. Вместе с тем считал, что церковь должна подчиняться имперской власти. Будучи образованным человеком стремился к восстановлению культурной традиции Каролингского возрождения. Был другом Герберта Орильякского. Способствовал возрождению Ахенской академии, в которой было возобновлено преподавание наук «тривия» и «квадрия» с использованием учебных пособий античных авторов. К преподаванию «свободных искусств» Герберт добавил преподавание логики, положив тем самым начало формирование в системе средневекового образования традиции логоцентризма. Широкое распространение, при н ем, получили во многих европейских городах епископские школы. В Реймсе такую школу возглавил Герберт. Подобные школы существовали в Париже[91], Орлеане, Шартре, Льеже, Кёльне, Трире, Майнце, Страсбурге, Магдебурге. |
|
|