Определи понятие»

Ребенку предлагаются следующие набо­ры слов:.

. ВЕЛОСИПЕД, КНОПКА, КНИЖКА, ПЛАЩ, ПЕРЬЯ, ДРУГ, ДВИГАТЬСЯ, ОБЪЕДИНЯТЬ, БИТЬ/ТУПОЙ.

• САМОЛЕТ, ГВОЗДЬ, ГАЗЕТА, ЗОНТИК, МЕХ, ГЕРОЙ,
КАЧАТЬСЯ, СОЕДИНЯТЬ, КУСАТЬ, ОСТРЫЙ.

• АВТОМОБИЛЬ, ШУРУП, ЖУРНАЛ, САПОГИ, ЧЕШУЯ,
ТРУС, БЕЖАТЬ, СВЯЗЫВАТЬ, ЩИПАТЬ, КОЛЮЧИЙ.

. АВТОБУС, СКРЕПКА, ПИСЬМО, ШЛЯПА, ПУХ, ЯБЕДА, ВЕРТЕТЬСЯ, СКЛАДЫВАТЬ/ТОЛКАТЬ, РЕЖУЩИЙ.

. МОТОЦИКЛ, ПРИЩЕПКА, АФИША, БОТИНКИ, ШКУРА, ВРАГ, СПОТЫКАТЬСЯ, СОБИРАТЬ, УДАРЯТЬ, ШЕРШАВЫЙ.

Попросите ребенка представить себе человека, который не знает значения ни одного из этих слов. Далее вы говорите: «Постарайся объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например сло­во «велосипед». Как бы ты объяснил это?»

Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, убедитесь в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью во­проса: «Знаешь ли ты это слово?» или: «Понимаешь ли ты смысл этого слова?»

Помогайте ребенку давать определения каждого слова, задавайте наводящие вопросы, но всегда сначала дайте ему возможность отве­тить самому.

4. «Найди похожее слово».

Используется тот же набор слов. Прочитайте ребенку первое слово из первого ряда — «велосипед», и попросите из следующих рядов выбрать слово, подходящее к нему по смыслу (составляющее с данным словом единую группу, опреде­ляемую одним понятием). Каждый последующий набор слов мед­ленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произно­симым словом в 1 секунду. Во время прослушивания ряда ребенок указывает то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к услы­шанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда выбирает слово «самолет», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он выбирает слова «автомо­биль», «автобус» и «мотоцикл».

Если ребенок не смог отыскать нужное слово с первого раза, то прочтите ему этот ряд еще раз, но в несколько более быстром темпе. Если же ребенок делает неправильный выбор, объясните ему еще раз задание и приведите более простые примеры.

Как только для поиска нужных слов ребенку Прочитаны все четы­ре ряда, переходите ко второму слову первого ряда и повторяйте эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попытки отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из пер­вого ряда.

Для дальнейшего совершенствования словесно-логического мыш­ления у ребенка придумайте аналогичные ряды слов.

5. Упражнение "Систематизация"

Упражнение направлено на развитие умения систематизи­ровать слова по определенному признаку.

"Скажите, какие ягоды вы знаете?

Сейчас я буду называть слова, если среди них вы услыши­те слово, обозначающее ягоду, то хлопните в ладоши".

Слова для предъявления — капуста, земляника, яблоко, груша, смородина, малина, морковь, клубника, картофель, укроп, черника, брусника, слива, клюква, абрикос, кабачок, апельсин.

"Сейчас я буду называть слова, если услышите слово, от­носящееся к ягодам, хлопните один раз, если к фруктамдва раза".

(Слова можно использовать те же самые, можно придумать другие.)

В качестве основания для систематизации может быть тема — инструменты, мебель, одежда, цветы и т.д.

"Скажи, чем похожи по вкусу? цвету? величине?

лимон и груша

малина и земляника

яблоко и слива

смородина и крыжовник Чем отличаются по вкусу? цвету? величине?"

7. Упражнение "Раздели на группы"

"Как ты думаешь, на какие группы можно разделить эти слова?

Саша, Коля, Лена, Оля, Игорь, Наташа.

Какие группы можно составить из этих слов: голубь, воробей, карп, синица, щука, снегирь, судак".

8.Упражнение "Подбери слова"

1) "Подбери как можно больше слов, которые можно отне-
• ти к группе дикие животные (домашние животные, рыбы,
пчеты, погодные явления, времена года, инструменты и
т.д.)".

2) Другой вариант этого же задания.

"Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

мяч тополь шкаф тарелка пальто муравей щука роза

мебель

цветок

насекомые

дерево

одежда

посуда

игрушка

рыба"

Подобные задания развивают у ребенка способность выде-ч ять родовые и видовые понятия, формируют индуктивное ре­чевое мышление.

9.Упражнение "Найди общее слово"

В этом задании содержатся слова, которые объединены общим смыслом. Этот их общий смысл нужно постараться передать одним словом. Упражнение направлено на развитие ткой функции, как обобщение, а также способность к аб-• тракции.

"Каким общим словом можно назвать следующие слова:

1. Вера, Надежда, Любовь, Елена

2. а, б, с, в, н

3. стол, диван, кресло, стул

4. понедельник, воскресенье, среда, четверг

5. январь, март, июль, сентябрь".

Слова для нахождения обобщающего понятия можно подо­брать из любых групп, более или менее конкретных. Например, обобщающим может быть слово "весенние месяцы", а может быть "месяцы года" и т.д.

Более сложный вариант упражнения содержит только два слова, для которых необходимо найти общее понятие.

"Найди, что общего у следующих слов:

а) хлеб и масло (еда)

б) нос и глаза (части лица, органы чувств)

в) яблоко и земляника (плоды)

г) часы и градусник (измерительные приборы)

д) кит и лев (животные)

е) эхо и зеркало (отражение)"

Подобные упражнения стимулируют мышление ребенка к поиску обобщающего основания. Чем выше уровень обобще­ния, тем лучше развита у ребенка способность к абстрагирова­нию.

Очень эффективным с точки зрения развития обобщающей функции является следующее упражнение.

10. Задачи для решения

1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля ел яблоко боль­шое и сладкое. Что в этих яблоках одинаковое? разное?

2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна девочка рассматривала картинки в журнале, а другая девочка — в книжке. Где рассматривала картинки Нина, если Маша не рассматривала картинки в журнале?

3. Толя и Игорь рисовали. Один мальчик рисовал дом, а чругой — ветку с листьями. Что рисовал Толя, если Игорь не рисовал дом?

4. Алик, Боря и Вова жили в разных домах. Два дома были три этажа, один дом был в два этажа. Алик и Боря жили в


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: