Проводится в состоянии релаксации. Участникам надо удобно сесть и расслабиться. Ведущий предлагает несколько ситуаций, в которых участникам предъявляются претензии: деликатно, грубо, унижающе, высокомерно и т. п. После предъявления ситуации участникам надо попытаться определить, какие ощущения вызывает „претензия".
Обсуждение.
Каждый может рассказать о своих ощущениях.
Какой стиль обращения вызывает внутреннее неприятие?
Что было неожиданным при выполнении упражнения?
Занятие № 5 (2 часа). Выход из общения.
Цели: воспроизведение собственного опыта выхода из взаимодействия каждым участником; знакомство с опытом других участников; тренировка конструктивных способов выхода из взаимодействия. Порядок работы.
Беседа.
Ведущий предлагает участникам группы поделиться друг с другом опытом завершения разговора. Затем он предлагает вспомнить конкретные ситуации, когда разговор затягивался, и высказать предполагаемые причины, осложнившие завершение взаимодействия.
Обсуждение.
Какие чувства возникали в этих ситуациях?
Что мешало тому, кто хотел завершить процесс общения?
Что помогало его собеседнику?
Какие эффективные способы возможны в таких ситуациях?
Упражнение 1. „Обмен".
Ведущий предлагает вспомнить время, когда участники очень любили обмениваться предметами, и проделать эту процедуру. Участникам необходимо договориться об обмене вещей, которые у них есть сейчас (канцелярские принадлежности, книги, сувениры и др.). Выигрывает тот, кто смог осуществить наибольшее количество обменов.
Вариант упражнения: „обмен" чертами характера.
Обсуждение.
Какие стратегии использовались?
С чем легче было расстаться — с предметом или чертой характера?
Определите способы отказа (деструктивные и конструктивные), методы и приемы у желающих забрать игрушку, предмет, черту характера.