Как это обычно бывает и в наши дни, подлинные авторы креатива остались неизвестными. А созданные ими превосходные слоганы пережили свое время и даже сам бренд Святослава.
Постпиар Святослава
Повторяя его афоризмы до сих пор, мы не вспоминаем имени Святослава. Для любого автора то, что его произведение стало народным, а высказывания вошли в речевой оборот - высшая форма признания1.
1 В наше время подобных примеров очень мало. У Черномырдина, например... «Хотели как лучше, а получилось как всегда». Еще у Ельцина: «Берите суверенитета, кто сколько сможет!» У Путина: «Мочить в сортире». Пожалуй, это всё...
Правда, авторство, как мы выяснили, в данном случае йринадлежит безвестным спичрайтерам (или «bylina-рай-Мрам»). А сам князь широкой общественностью тоже, увы, иидежно забыт.
i В общем, это объяснимо: чем дальше от нас отстоит век,
гсм меньше в нем остается знакомых лиц. Со Святославом КО даже отчасти обидно. Во-первых, личность симпатич- мим. Во-вторых, в отрыве от контекста часть его слоганов Мряет смысл. Скажем, вот этот: «Здесь средина земли моей». Без знания, где именно средина - в чем смысл?
|
|
f А к этому слогану интересно было присмотреться! При-*ЦМ с самой что ни на есть современной геополитической
Васнецов В. М. (1848-1926). Богатырский галоп |
очки зрения. С учетом того, что сказано это было рус-
102
103
Князи не без грязи |
Особенности национального пиара
ским киевским князем про европейскую реку Дунай. Как свидетельствует энциклопедия, Дунай собирает воды с территории Германии, Австрии, Словакии, Венгрии, Хорватии, Сербии, Болгарии, Румынии, Украины, а также -Швейцарии, Италии, Словении, Боснии и Герцеговины, Польши, Чехии. Здесь середина земли моей. Очень интересно! Это вам, господа пиарщики, не сапоги мыть в Индийском океане! Подумаешь, прийти и разок помыть... А вот про середину русской земли... Стоит подумать!
Владимир в легендах и PR. Чем вы занимались до 988 года?
ВЛАДИМИР СВЯТОЙ (?-1015). «Ключница водку делала?» — эта загадочная фраза Ивана Васильевиче из всенародно любимого фильщ?лишь частично отражает истинную роль ключниц при дворе русских князей. Владимир Святославич был незаконнорожденным сыном киевского князя от Малуши Любечап-ки, которая и занимала тогда эту во всех смыслах важную придворную должность |
Владимир сидел на престоле в 980-1015 годах. Он - незаконный, побочный сын Святослава от ключницы княгини Ольги, Малуши. Брат Малуши, Добрыня, служил Святославу. Владимира долго потом корили его происхождением, называя «холопищем» и «рабичичем» — сыном рабыни.
Некоторые ученые полагают, что Добрыня Никитич русских былин -и есть брат мамы Владимира, Малуши, его дядюшка - Добрыня. Совсем маленьким Владимира отправили в Новгород1. Вместе с Добрыней.
|
|
1 «Законные сыновья князя Ярополк и Олег отказались ехать в далекую северную факторию Руси - Новгород и предложили послать туда своего племянника. Так Вща,имир стал князем-наместником в маленьком городке на озере Ильмень», - пишет академик Рыбаков.
ДОБРЫНЯ - исторический персонаж. Воспитатель и воевода князя Владимира Святого. Его называют прототипом былинного героя Добрыни Никитича. На известной картине Васнецова «Три богатыря» -изображен слева
Пусть вырастет там, будет уважать новгородские обычаи. flo смерти Святослава между детьми его началось междо-Ьобие. Они начали убивать друг друга, чтобы сесть на пре-CTOAi Владимир со своим дядей Добрыней, спасая жизнь, убежал в Швецию и возвратился в Новгород с чужеземной ратью.
Два князя, в Киеве и в Новгороде, братья по отцу, и непримиримые враги. Далее став одним из князей Руси, Владимир подвергался оскорблениям. Когда он захотел жениться на дочери полоцкого князя Рогнеде, она отказала Илндимиру с такими словами: «Не хочу разуть сына рабы-н и», Разувая мужа в ходе свадебного обряда, женщина по-Нй.чмвала свою готовность ему подчиняться.
г Рогнеда же собиралась выходить за старшего и законного сына Святослава... Владимир завоевал Полоцк и женился насильно на Рогнеде. Вслед за тем он овладел Кие-инм и убил своего брата, несостоявшегося мужа Рогнеды. ГОЧМее, это сделали за него два варяга из его дружины. Так
ып рабыни стал великим князем киевским.
Т~Вся эта история в общих чертах изложена в новом отечественном ■ЦТфильме «Князь Владимир», снятом на деньги РЖД вполне в тра-нциих «длинных японских мультиков про войну». Так что можете пе-И'мотреть, так сказать, для лучшего усвоения материала.
104
105
Особенности национального пиара
Князи не без грязи
Насилие над Рогнедой и убийство брата в летописи тоже представлялись как невероятное зверство порочного язычника Владимира.
Между тем в поведении Владимира Святославича не было ничего зверского: таков был закон века, когда политика строилась по законам рыцарского турнира.
Если бы он не убил брата, брат убил бы его. Это было в то время в порядке вещей.
Политика? Да... Но еще и пиар. Что мы знаем о старших сыновьях Святослава? По существу, ничего. А вот Владимир о своей известности позаботилс
«До» и «после»
Святой Равноапостольный Владимир вошел в историю тем, что крестил Русь. Независимо от мнений и мотивов - поворотное событие в истории. А описывает его летопись вот как:
СОЛОМОН (царствовал в 965-928 до Р. X.)- слыл за мудреца. Ему приписывается авторство библейских бестселлеров: «Притчей Соломона», «Екклезиаста» и «Песни песней». Последнее произведение носит столь выраженный эротический характер, что на протяжении столетий создает известные трудности для особо ярых ревнителей христианской морали |
«Был Владимир жертвой похоти. И были у него жены: Рогнеда, от нее имел он четырех сыновей и двух дочерей; и от гречанки одного, от чехи-ни - одного, а еще от одной жены -двух, а от болгарыни - двух, а наложниц было у него 300 в Вышгороде, 300 в Белгороде и 200 еще в одном сельце. И был он ненасытен в блуде, приводя к себе замужних женщин и растляя девиц. Был он такой же женолюбец, как и Соломон, ибо говорят, что у Соломона было 700 жен и 300 наложниц. Мудр он был, а в кон-
цг концов погиб, этот же был невеж-АИ| а под конец обрел себе вечное внесение», — резюмирует летопись.
Казалось бы, ну что же это за святи?! Баб пол-Руси, полное безобра-ип\... Но пиарный ход пусть наивный, а безошибочный. Летописная «удьба Крестителя неизбежно долж-нй распадаться на две половины — ♦ли» и «после».
|
|
ЯРОПОЛК1 (?-980) - старший сын князя Святослава, был побежден младшим братом Владимиром и убит. Перед смертью Ярополк мог бы воскликнуть: «И ты, Блуд!» Дело в том, что погиб он из-за предательства своего воеводы Блуда, которому Владимир писал: «Если убью брата моего, то буду почитать тебя как отца» |
До принятия христианства Влади-Мир как объект PR изображается исключительным грешником, причем Летописец явно подтягивал число его Женщин к библейскому примеру. Правда, такое количество жен, как у Жкточного царя Соломона, было для русского князя чем-то нереальным, и Вришлось добирать на любовницах... И смысле любовниц наш покруче будет! Да и насчет семи сотен жен своего Соломона евреи явно ir го-то перемудрили. Может, просто семь? Как-то реальнее...
Но женщины - невинная шалость. Во всяком случае, по f рм мнению с человеческими жертвами, которые он приносил богам после удачных походов.
Скверным рисовался режим Владимира Святославича в
19риод «до»! Плохим. Возможно, он и правда был далеко
0 идеальным... Но в любом случае это изображение «жер-
|мы похоти» - тоже пиар1. И весь процесс перехода от со-
^Летописец наш... с намерением хочет наложить на Владимира-
Мычмика как можно более черных красок, чтобы тем ярче указать на
|РД0ТВОрное действие благодати крещения, представить того же князя
Сймом светлом виде после принятия христианства», — писал Николай
Костомаров.
106
107
Особенности национального пиара
стояния похотливого «до» к добродетельному «после» целая серия пиарных действий.
Не можем без того быть
Нет никаких сомнений в том, что в «Повести временных лет» нет ни слова правды относительно обстоятельств принятия решения о крещении Руси.
Баснословные подробности, приведенные в летописи это в чистом виде пропаганда, втиснутая в кристалличео кую решетку мифа. Просто классический пример пропагандистской легенды! Великий князь использовался как идеологическая марионетка, точнее, использовано его имя, потому что вести себя, как сказочный герой вроде Лисы Пат-рикеевны или медведя Михаила Потапыча, он не мог даже в те полусказочные времена.
|
|
По легенде, посланцы разных вер устроили своего рода состязание. Каждый хвалил свою веру, убеждал Владимира перейти именно в нее. И каждому посольству Владимир давал весьма назидательный ответ. Самый «сильный» ответ достался мусульманам1: «Руси есть веселие пить: не можем без того быти». Вот ведь образец государственной мудрости!
Почти такой же «сильный» ответ дан был католикам: «Идите откуда пришли, ибо отцы наши не приняли этого».
У евреев Владимир спросил: «А где земля ваша?» Они же сказали: «В Иерусалиме». А он спросил: «Точно ли она
«В лето 986 пришли посланцы магометанской веры, говоря: «Ты, князь, мудр и смыслен, а закона не знаешь, уверуй в закон наш и поклонись Магомету»... И другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно, - отмечает летописец. - Владимир же слушал их, так как и сам любил жен и всякий блуд; потому и слушал их всласть. Но вот что было ему нелюбо: обрезание и воздержание от свиного мяса, а о питье, напротив, сказал он...» Далее по тексту.
Князи не без грязи
рм?ДО1 ответили: «Разгневался Бог на отцов наших и рас-иял нас по различным странам за грехи наши, а землю нашу ртдал христианам». Сказал на это Владимир: «Как же вы Иных учите, а сами отвергнуты Богом и рассеяны? Если бы ■ог любил вас и закон ваш, то не были бы вы рассеяны по ^ужим землям. Или и нам того же хотите?», Не правда ли, это прекрасно? Картина, точно нарисован-и,|и лубочной кистью художника-примитивиста. Текст рас-■йтан на самую широкую аудиторию, и очевидно, что в Мтопись он попал из устной традиции. Эта легенда долж-Ш'была подкупать своей простотой любого, даже самого (^искушенного человека.
КОСТОМАРОВ Николай Иванович (1817-1885). Студентом Харьковского университета сблизился с кружком романтически настроенной украинофильской молодежи. В 1842 году представил диссертацию «О значении унии в Западной России», которая была конфискована и сожжена как документ вредительский и националистический. За принадлежность к кружку украинских националистов Костомаров был выслан в Саратов. Однако потом прощен и даже приглашен на работу профессором Петербургского университета, где и стал знаменитым историком. Можно сказать, что на примере его судьбы Ьийская Империя дает нам образец того, как нужно работать с украинскими националистами. За сепаратизм - карать, за способности - поддерживать,»н правильные мысли - награждать
Но работали над ней специалисты, которым были знакомы законы риторики и управления общественной коммуникацией - то есть PR. Можно предположить, откуда взя-ДМСЬ эти специалисты. Конечно, хитроумная Византия по-Ьлилась. Кстати, вот отличное название для нового PR-|Р§итства - «Византия». Солидно, отчасти загадочно, но в Принципе все ясно. Точно не хуже, чем «Никколо М».
108
109
Особенности национального пиара
Князи не без грязи
Сказка-презентация трех религий дополняется в летописи результатами «полевых исследований». «Влето 987» были отправлены исследовательские экспедиции по религиозным центрам. Послы изучали и докладывали. Ни мечети, ни католические костелы им не понравились. А вот в греческой земле!!!
МАГОМЕТ - устаревшая транскрипция имени Мухам» меда (около 570-632), осно вателя ислама. Религиозный проповедник, военачальник и политический деятель. Со, временных Мухаммеду им точников о нем не сохрани» лось. Первая его биография составлена в VIII веке |
«И пришли мы в Греческую землю, и ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на небе или на земле мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми, и служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той, ибо каждый человек, если вкусит сладкого, не возьмет потом горького; так и мы не можем уже здесь пребывать». Сказали же бояре! «Если бы плох был закон греческий, то не приняла бы его бабка твоя Ольга, а была она мудрейшей из всех людей».
Красивая легенда... Без нее было бы скучнее.
Не могло быть состязания вер... Не было никаких «поле»* вых исследований», потому что богослужение по греческому обряду на Руси все знали, в Киеве стояла христианская церковь.
Владимир в жизни и PR. Карьера Святого
Принятие православия означало бы для Руси подчиненность Византии, но Владимиром было найдено решение,
Которое позволяло сохранять равноправие. Причем приятным для него способом - еще одной женитьбой. На этот pin жениться предстояло на византийской царевне Анне; Арык, породнивший Владимира с царским домом Византии. Жениться на дочери императора Восточной Римской Империи - хм... неплохая «карьера» для сына рабы!
гГолько кто бы за него отдал византийскую принцессу? Но Владимир поступил весьма разумно: захватил город Херсонес (не тот, что в Греции, а тот, что у нас - в Крыму) и Предупредил братьев, сидевших тогда на престоле, импера-ГОров-базилевсов: из Херсонеса он не уйдет, пока ему не отдадут в жены их сестру, Анну! «Пусть приезжает в Кон-нчштинополь», - пишут императоры. «Нетушки, - отвечает умный Владимир. - Если приду - то исключительно со ж «mi дружиной... Предок мой набивал на ворота Константинополя щит? И я не хуже».
' Пришлось императорам слать сестру в Херсонес, подчиниться воле варвара. А в этих условиях о подчинении Руси Иишнтии и речи быть не могло, конечно.
Политика? Да! Но еще и красивый пиарный ход. Всем Л hi л о понятно, что Русь и Византия договариваются на равных..^ Или что Русь даже сильнее. В результате крещение Пыло ~ а вот подчинения не было!
От Перуна до Христа
Владимир вводил христианство железной рукой. Не стеснялся в выборе методов. В самом Киеве все прошло еще сравнительно спокойно... Хотя и тут пришлось силой загонять ригелей в реку, а статую Перуна с золотыми усами и се-Цбряной головой дружинники сбросили в реку. Перун плыл по Днепру, а киевляне бежали по берегу с криками: еЙМДубай, более!» То есть: «Выныривай, боже!» Наконец
110
111
Особенности национального пиара
Князи не без грязи
Перун утонул окончательно, и в этом месте построили Вы-дубецкий монастырь.
В других местах утверждение христианства прошло не так легко. В Новгород Владимир послал старого друга и
Иванов А. И. (1775-1848). Крещение великого князя Владимира в Корсуни
^дьку Добрыню и ближнего боярина Путяту. Говорили,
i и Новгород Добрыня крестил огнем, а Путята - мечом.
|. А Владимир деятельно занимался распространением
Иры, крестил подданных по всем своим землям, строил цер-
нии, назначал духовных. В Киеве он построил Десятинную
цгрконь Богородицы, названную так потому, что он назна-
чил ей десятую часть княжеских доходов. Целых 10 % от
нес го, что получал — огромные средства!
I Одна из великих заслуг крестителя Руси, признанного
церковью святым, в том, что он понял: русским обществом
|Э0Жно управлять с помощью определенных формулировок,
Причем на уровне самоорганизации. Владимир смог оценить
и >т потенциал для сплочения нации, которым обладает хри-
ггиинская вера!
f Владимир в обычной своей деятельной манере начал распространять книжное просвещение - как продолжение хри-рИвиизации общества. В Киеве и в других городах у значи- сл i.i 1ых домохозяев отбирали детей и отдавали их учиться рцмоте. Матери, отправляя детей в учение, плакали о них, н к о мертвых, но за какие-то 20 лет на Руси появилось по-|оление, качественно превосходившее своих предков.
«Весели Руси есть питии», или Пиры Пиара
|i, Как отмечают наши историки, Владимир после крещения Представляется крайне благодушным. Проникнутый духом ^истианской любви, он не хотел даже казнить злодеев и ртвиовил наказывать преступников по старым обычаям, Неясной пеней - вирой.
И вел активнейший пиар своего нов<дйр образа жизни, Ьистианства и государственности. Этому служили его зна-(цштые пиры.
Пир был не только для приближенных князя.
112
113
Особенности национального пиара
Князи не без грязи
Князь с боярами и дружиной пировал на высокой галерее дворца — сенях, а на дворе ставились столы для народа. Он кормил и поил всех, а тем, кто по каким-то причинам не в состоянии был явиться на княжеский двор, приказывал развозить блюда и пШъе (этот обычай точь-в-точь повторил русский царь XVII века Алексей Михайлович, добрейшей души человек, отправлявший со своего стола блюда по домам своих подданных).
Здесь же гусляры сочиняли и пели, разносили песни по всей Руси. Стоит ли удивляться, что пиры Владимира народ запомнил очень прочно?! Во всех бьирнах Владимир вечно пирует. Богатыри «мочат» чудовищ, привозят ко двору Владимира то пленного половчанина, то чудище Окаянное, то Соловья-Разбойника. А Владимир все время пирует! Во время пира и награждает богатыря, принимает решение послать кого-то на очередной подвиг, общается с пленным...
До сих пор существует традиция дипломатических обедов. На них, конечно, не только поедают всякое вкусное, но обмениваются мнениями, говорят о важных делах, согласовывают политику. И Брежнев давал обеды иноземным послам. И при Медведеве «Коммерсант» каждый раз радует публикацией меню, которым встречают высоких гостей.
Общие обеды или пиршества соратников - обычнейшее дело, и тоже не только чтобы вместе выпить-закусить. На пирах Сталина решались важнейшие вопросы, а книга «Застольные беседы Гитлера» и написана по материалам того, что говорил «сладчайший фюрер» во время торжественных ужинов.
Устраивать пиршество по случаю победы или иного важного события - тоже старинная традиция. Восходя на престол, многие русские императоры XVIII—XIX веков устраивали пиры, в которых народу раздавались подарки, и уж конечно, кормили-поили до отвала. Жареные быки и бочки
| юдкой и вином - вовсе не преувеличение, такие и были МйСШтабы. Но Владимира никто не превзошел!
Во стольном городе во Киеве, У ласкова князя у Владимира Было пированьице, почестный пир На многих на князей на бояров, На могучих на богатырей, На всех купцов на торговыих, На всех мужиков деревенских.
Под соусом этих пированиц сложились целые циклы о кинзе Владимире Красном Солнышке, о Добрыне, о борьбе |'Соловьем-Разбойником, олицетворением племенных КНЯЗЬКОВ, и о богатырских заставах, охранявших границы Иуси от «силушки поганой».
«Как устн&ш учебник родной истории, пронес народ торжественные и величественные напевы былин через 1000 лет Своей многотрудной жизни, дополняя былины новыми героя-м 11, новыми событиями и обращаясь к ним в тяжелые годы бед-гтний. Героическая эпоха Владимира (980-1015 годы) была Юспета и феодальным летописцем, и народом потому, что в ^Лавных своих событиях она сливала воедино феодальное нацело с народным, политика князя объективно совпадала с общенародными интересами», - пишет академик Рыбаков.
В эпоху Сталина была попытка продолжить традицию вылин, сочиняя специальные «новины». Но не получилось, ровины не стали такой же частью фольклора, как былины. И здесь пиар Владимира остался круче всех, не взятой никем вершиной.
Он сумел произвести впечатление на свой народ. Наверное, он хотел в первую очередь прижизненной славы. Но Го пиры стали могучей технологией пиара. И славу он поучил - на века.
114
115
Особенности национального пиара
Постпиар Владимира (Святой и Солнышко). Резюме века легенд
Владимир Красно Солнышко, образ которого, как вы увидите из последующих глав этой книги, слился в народном сознании с образом Владимира Мономаха, дал на удивление эффектную концовку веку легенд. Столетию, которое мы знаем по оформленным в виде притч и сказаний PR-концепциям.
Героям этих 100 лет русской истории, их главным действующим лицам суждено было навсегда остаться объектами русского национального PR. И не просто потому, что были они такие хорошие и замечательные. Но и потому, что призваны их образы были служить интересам главных действующих лиц последующих веков.
Народная память избирательна. Может быть, князь Игорь, дед Владимира, был и не хуже. Но своей пиар-компании организовать не сумел или не захотел. И мы почти ничего не знаем о нем. Самый малоизвестный и самый ма-лопочитаемый князь.
А вот Владимир Красно Солнышко - это главный герой русского народного эпоса. Вот так, господа современные политики. Читайте. Завидуйте. И если можете — учитесь.
НЕ ПО ЛЕТОПИСЯМ,
А «ПО ПОНЯТИЯМ»
(XI - век меча и креста)
Изяслав, Святослав и Всеволод взяли Бориса
в деревянном гробу и, возложив гроб на плечи свои,
понесли. Черноризцы же шли впереди, держа свечи
в руках, а за ними дьяконы с кадилами, а затем
пресвитеры, за ними епископы с митрополитом;
$й ними же шли с гробом. И, принеся его в новую церковь,
открыли раку, и наполнилась церковь благоуханием,
запахом чудным; видевшие же это прославили Бога.
«Повесть временных лет»
ГОДЫ
10 И Убийство князей Бориса и Глеба.
1019 - Вокняжение Ярослава Мудрого в Киеве.
I о Ai - Разделение Руси по Днепру между Ярославом Мудрым и Мстис-
лимом Храбрым.
1037 - Постройка Софийского собора в Киеве.
1068 - Нападение половцев на Русь. Восстание в Киеве.
1097 - Ослепление князя Василька Теребовльского.
ВЕХИ
[Остаться в истории Мудрым
I it и 11ы личного PR великого князя.
Черноризцы
духовенство как новый субъект PR.
1'Кслшественники креатива
Мм первом подходе к снаряду.
117
Особенности национального пиара
Не по летописям, а «по понятиям»
«Лихие 90-е» годы русского тысячелетия
XI век похож на 90-е годы века XX. Происходил передел собственности. На глазах поднимались авторитеты — и гибли в бандитских разборках. Орудовали киллеры. Шли информационные войны. Князья-олигархи скапливали огромные богатства. А народ жил все хуже и хуже.
При этом именно в XI веке сложилось устройство Русского государства, определились его устои, которые сохранились и в последующие, более спокойные и стабильные времена. Не случайно же именно в XI столетии, надежно задокументированном нашими летописцами и западными хронистами, появились полноценные субъекты PR.
То есть деятели, которые владели и умело пользовались приемами управления общественными коммуникациями. Это были представители власти и, пока в меньшей степени, церкви.
Осмысляя PR-составляющую XI века на Руси, его можно назвать столетием меча и креста.
Имидж Ярослава-Георгия
Киевские летописи не без основания называли Ярослава Мудрого «самовластец» — дословным переводом греческого слова «автократ». Русь впервые познакомилась с византийским понятием «самодержавие». «Конунг Ярислейф», как называли его в Скандинавии, постоянно рос в должности. Современники в отношении него употребляли и восточный титул «каган». Каганами звали верховных хазарских князей. А под конец жизни Ярослава его стали попросту именовать царем. То есть цезарем — как самого византийского императора.
i Но Мудрым его прозвали не за (ШЛИТИческие успехи. Мудрым рус-6КИЙ великий князь был признан за fii| ЧТО просвещал Русь. Строил цер-ним, украшал города, переписывал и перегодил книги, распространял гра-Мсггу, В общем, почетное звание досад па > ему за вклад в культурное на-ледие Руси.
1,Тут есть о чем задуматься великим
ЯРОСЛАВ МУДРЫЙ (около 978-1054) - его правление пришлось на уникальный для Руси период, когда с юга на нее не накатывали ежегодно волны кочевников. Эта удачная политическая конъюнктура по своему значению для экономики Руси сегодня соответствовала бы высоким мировым ценам на нефть |
имзьям дня нынешнего и завтрашне-
i». История, как мы уже отмечали, -
in тс > тесное, остаться в ней на века —
Яроблема. А остаться так, чтобы тебя
Доминали исключительно добрым
111ном — это высший пилотаж PR. Что
[| Нвроде знают сегодня о Ярославе
Мудром? Только то, что он мудрый.
Кто помнит, что скандинавы прозва-
ЛИ его «Ярислейфом Скупым»? Кто
Помнит, что он пришел к власти, беспощадно истребляя собственных братьев? Кто расскажет, что властвовал Ярослав t и • над всей Русью, а делил власть с братом Мстиславом Храбрым? Почти никто. А вот про «Мудрого» скажет почти каждый* И помнят это уже 1000 лет.
Взялся он круто. Пример стоял перед глазами - Константинополь, он же Царьград, он же Второй Рим. А чем мы хуже? Главными украшениями византийской столицы Вчитались Софийский собор и крепость с Золотыми воро-ММИ. И вот по приказу Ярослава были заложены крепость ииаантийского образца с Золотыми воротами и Софийский собор. Грандиозный храм, в постройке которого принимали участие приглашенные греческие мастера, был отделай мрамором, мозаикой и великолепными фресками.
118
119
Особенности национального пиара
Не по летописям, а «по понятиям»
Софийский собор несколько меньших размеров был построен и в Новгороде.
Раз церковь есть, то должен быть и священник. Вместе с основанием Святой Софии Ярослав положил начало русской митрополии. Причем уже в 1051 году митрополитом стал русский - Иларион. С тех пор традиция велела делать главой церкви на Руси или грека, или русского.
«Сам Ярослав любил чтение и беседы с книжными людьми: он собрал знатоков и поручил переводить с греческого на русский язык разные сочинения духовного содержания и переписывать уже переведенные; таким образом составилась библиотека, которую Ярослав приказал хранить в Святой Софии, - пишет Костомаров.- Киевский князь, как видно, имел намерение освятить в глазах народа свой княжеский род и с этой целью, вскоре по утверждении своем в Киеве, перенес тело Глеба и положил рядом с телом Бориса. С этих пор они начали привлекать к себе народ на поклонение; говорили, что тела их были нетленны, и у гроба их совершались исцеления».