Васнецов А. М. (1856-1933). Оборона города |
«Прислал ты, государь мой, мне свою грамоту, а в ней писано, чтобы я включенное в нее сочинение истолковал. Так тебе, моему государю, известно, что я деревенщина, учился лишь грамоте, а языческих хитростей не проходил,
витийственных звездочетов не читывал, да и с мудрыми философами в беседе не бывал; учусь лишь книгам благодатного Писания...»
С поистине монашеской скромностью инок Филофей начинает свое сочинение, главная идея которого будет отзываться на протяжении веков русской истории. Она остается актуальной и до сегодняшнего дня: «Москва — Третий Рим». Этот тезис не раз поднимали на щит. И столько же раз охотно опровергали. Тезис, в котором видели оправдание русского империализма и с которого пытались снять это обвинение...
Честно говоря, я не вижу в русском империализме ничего дурного. Напротив, его можно считать наиболее прием-емой и, вероятно, наиболее продуктивной моделью для развития нашей страны1. Но, конечно, не в диком и древнем виде, характерном для эпохи империалистических войн, «©временный русский империализм инновационен по своей сути, а в его основе лежит представление о суверенитете: справедливости. «Москва — Третий Рим» - это хорошая дея. «Суверенная демократия» - неплохой ее перевод на зык сегодняшних реалий. Хотя и слишком узкий, и далеко не полный.
|
|
Повод высказаться Филофею дали, прислав ему переводное немецкое сочинение - предсказание о потопе в 1524 году. I Филофею власти обратились за экспертной оценкой: бу-»ет потоп али нет?
Шшсковским властям надо было учитывать этот возможный сценарий «экологическойкатастрофы», занимаясь пла-
1 Благодаря «русскому империализму» царей у нас есть огромные герритории, наполненные огромными природными богатствами. Бла-одаря «советскому империализму» у нас есть ядерное оружие, кото-ое заставит считаться с Россией бесконечно долго, а также интеллек-уальный потенциал и промышленная инфраструктура, которые дают Юзможность для инновационного рывка.
408
409
Особенности национального пиара
Первый грозный в третьем Риме
нированием своей деятельности. Надвигающийся Апокалипсис в те времена оставался актуальной темой. Судный день на полном серьезе во всем христианском мире ждали со дня на день.
Получив сделанный в Москве перевод, Филофей и написал ответное послание «О звездочетцах». Отправил он его где-то в конце 1523-го или начале 1524 года. Эксперт опровергал даже не прогноз как таковой, а саму его методику. Скромно заявив сначала о своем незнакомстве с «языческими хитростями», он дальше вполне внятно излагает основы астрологии. Потопа, «когда всей вселенной городам, и царствам, и странам, всем вместе на земле рожденным, настанет конец», по мнению монаха, не будет. Просто потому, что в рецензируемом сочинении используется недостоверный источник информации.
|
|
А что касается семи планет и двенадцати звезд зодиака, и прочих звезд, и плохих часов, и рождения человека под какой-то звездой, в час злой или добрый, определяющий участь, богатство или нищету, порождающий добродетели или пороки, многолетнюю жизнь или быструю смерть — все то кощунство и басни. Первыми халдеи это написали. От них же и греки писания эти восприняли, и те планеты и прочие звезды богами назвали. После греков еретики то приняли и насеяли горьких плевел посреди пшеницы православной христианской веры на прельщение малоумным люд», верящим в злые дни и часы. Если бы злые дни и часы сотворил Бог, зачем ему мучить грешных? Ведь Бог бы и был повинен в том, что породил злого человека.
1 Господи, насколько же мудрее и конкретнее были скромные монахи XVI века!
А мы в XXI веке все еще пытаемся вычитать что-то в астрологическом прогнозе на последней странице «Коммерсанта», сверяем (ну, некоторые сверяют...) наши планы с астрологическим прогнозом по радио. Кстати, о радио. Мне рассказывала одна талантливая радиоведу-
Как показали дальнейшие события, контрпрогноз Фило-фея оказался верным. А еще они показали, что затеянная при большевиках борьба с православием породила в «освобожденных» умах горы астрологического мусора. Псковский монах XVI столетия на удивление был куда меньшим суеверным мракобесом, чем современные раскрепощенные девицы, утыкающие свои розовые носики в страницы гла-мурного глянца с гороскопами.
Но при чем тут идея «Москва - Третий Рим»? Если честно, основная идея откровенно притянута за уши. Так как критикуемое Филофеем сочинение пришло с католического Запада, он, пользуясь случаем, потоптался на римских вероотступниках - католиках. Попутно он сообщил, что «романское царство неразрушимо, ибо Господь в римскую область вписался» - то есть Христос родился и был «прописан» в Римской империи. А раз так, Римская империя должна жить в любом случае и после гибели Константинополя. Отталкиваясь от этого постулата, Филофей ушел совсем уж далеко от первоначальной темы. Единственное объяснение самой концовки послания - то, что Филофей JMor надеяться, что это прочтут в Москве.
Вот те 100 слов, из-за которых веками будут скрещиваться копья: «Итак, о всем том прекратив речи, скажем несколь-
щая, как она начинала работать на М-РАДИО - одной из первых московских коммерческих станций. Было это примерно в 1990 году. Она вела утренние выпуски новостей. Так вот, вершиной мастерства ведущего считалось умение прочитать полный астрологический прогноз на день (по всем 12 знакам зодиака) ЭКСПРОМТОМ, без всякой подготовки. С чистого листа в самом прямом смысле слова. При этом ни разу 11С запнуться, не оговориться и не повториться. Ни разу не перепутать очередность знаков зодиака. А сколько людей сверяли по этим прогнозам свои часы, гадали и восхищались: «Вот, не зря говорят, сбывается! Все сбывается!» Зато наш монах Филофей был конкретен: «Басни вся эта астрология. И кощунство!»
ш
411
Особенности национального пиара
ко слов о нынешнем преславном царствовании пресветлей-шего и высокопрестольнейшего государя нашего, который во всей поднебесной единый есть христианам царь и правитель святых Божиих престолов, святой вселенской апостольской церкви, возникшей вместо римской и константинопольской и существующей в богоспасаемом граде Москве, церкви святого и славного Успения пречистой Богородицы, что одна во вселенной краше солнца светится. Так знай, бфр*-любец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».
|
|
«Итак, о всем том прекратив речи, скажем несколько слов о...» Поистине гениальный замечательный переход, который позволяет что угодно впихнуть куда угодно!
Любопытно, что в разных своих произведениях, о чем бы он ни писал, Филофей всюду помещал слова о Третьем Риме как бы отдельно и в самом конце, словно следуя правилу Штирлица о том, что запоминается последняя сказанная фраза.
К месту и не к месту использовать слово «креатив» уже считается дурным тоном. Но в данном случае мы имеем дело с оригинальным идеологическим креативом в чистом виде.
В результате, как отмечает Современная энциклопедия «Религия»: «Доктрина "Москва - Третий Рим" явилась истоком всей официальной русской идеологии XVI века и формировала политическую программу Московского государства в царствование Ивана IV, Бориса Годунова и позже, при царе Алексее Михайловиче Романове и патриархе Никоне». Получается — не только XVI, но и всего XVII века.
Филофей не придумал свою идею на голом месте. Примерно об этом — о правопреемстве Византийского наследства - и ранее многие так и сяк говорили.
Но только истинный гений PR смог выкристаллизовать всего десятью словами целую концепцию государственной
Первый грозный в третьем Риме
[ Идеологии и политики России на многие века: «Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».
Популярный писатель Андрей Буровский, писавший в соавторстве с еще более популярным Александром Бушковым, [правда, несколько дополнил псковского монаха. В своей книжке «Россия, которой не было-2. Русская Атлантида» Буровский воспроизводит слова Филофея на древнерусском ЮЗыке так: «Два Рима падоша по грехам своим, третий же ■Стоит, а четвертому не бывать»'. Звучит, конечно, поэтичнее, чем на современном русском языке.
В XVIII столетии о формуле Филофея вроде бы не вспоминали. Но она продолжала свое существование под грифом «для служебного пользования», а может быть, и «совершенно секретно». Екатерина II не только собиралась вакрепить Россию на Балканах, но и строила большие плацы на Константинополь. Там по ее плану должен был сесть Императором ее любимый внук. Нелюбимому сыну Павлу, Что характерно, эту роль она доверять не желала. Стоило шрйти русским солдатам в Стамбул, и десять слов Филофея Ох как пригодились бы!
|
|
Ее внуку Александру позже было не до Византии: разгромив Бонапарта, он блистал во всем своем императорском величии в Париже и Вене. Приоритеты России в начале XIX века сместились к западу... Но уже в середине столетия о Филофее вспомнили.
Тогда же Федор Тютчев пишет стихотворение «Русская география». Впервые оно было опубликовано еще в 1886 году, НО оставалось практически неизвестным в СССР - при том, Что в поздние советские времена весь Тютчев был хрестоматийным! Итак, не грех повторить:
Москва и град Петров, и Константинов град — Вот царства русского заветные столицы... Но где предел ему? и где его границы -
412
413
Особенности национального пиара
На север, на воШгок, на юг и на закат? Грядущим временам судьбы их обличат... Семь внутренних морей и семь великих рек... От Нила до Невы, от Эльбы до Китая, От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная... Вот царство русское... и не прейдет вовек, Как то провидел Дух и Даниил предрек.
Тютчев, отметим, не мелочился.
Во-первых, он имел в виду библейское пророчество о царстве, которое «вовеки не разрушится». А во-вторых, град Петров у него - ОТНЮДЬ не Петербург, как можно подумать, а Рим! Город апостола Петра.
Слова средневекового псковского монаха оказались остро актуальны, когда в 1878 году генерал Скобелев стоял у стен Царьграда - Константинополя - Стамбула. К тому времени послания Филофея были опубликованы, а его формула стала расхожей в политической риторике. Освобождение православного Востока от турецкого ига, решение проблемы черноморских проливов, возвращение Константинополя - все внешнеполитические задачи России были в ней оформлены.
Ах, как же Скобелеву хотелось взять Константинополь!
— Я прямо предложил Великому князю: самовольно со своим отрядом занять Константинополь, а на другой день
Первый грозный в третьем Риме
шусть меня предадут суду и расстреляют, лишь бы не отдавали его... Вы знаете, если мы теперь отступимся, если постыдно сыграем роль вассала перед Европой, то эта победоносная в сущности война гораздо более сильный удар нанесет нам, чем Севастополь... Севастополь разбудил нас... 1878 год заставит заснуть... А раз заснув, когда мы проснемся, знает один аллах, да и тот никому не скажет...
Но закончилось все заключением бесцветного мирного договора в Сан-Стефано, а потом позорным Берлинским конгрессом, где Европа надавила на Россию - и результаты рус-ИКо-турецкой войны были пересмотрены. Отсутствие политической воли в эти критические моменты дорого обошлось Империи. Рискну утверждать, что именно тогда начался неудержимый процесс, который привел к гибели Российской Империи. 1878 год - несбывшееся взятие Константинополя, отказ от вершения судеб Мира, действительно заставил ее ааснуть. Философ-публицист Николай Бердяев уже в советские времена пытался, сидя в эмиграции, оживить захиревший концепт: «Третий Рим представлялся как проявление царского могущества, мощи государства, сложился как Московское царство, потом как империя, потом как Третий Интернационал». Но это были только слова и игра с цифрами. А в 1951 году, за два года до смерти Сталина, тоже живший в эмиграции русский философ-патриот Иван Ильин2
1 Тютчев был не только поэтом и мыслителем, но и прозорливым дипломатом. Окончив Московский университет, он был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене (1822-1837) и Турине (1837-1839). С 1848 года занимал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 года и до конца жизни возглавлял Комитет цензуры иностранной, контролировавший ввоз зарубежных изданий в Россию. В МИДе он работал в одно время с возглавлявшим его с 1856 года князем Андреем Горчаковым — «железным канцлером», одним из наиболее видных руководителей российской внешней политики.
1 Воспоминания В. И. Немировича-Данченко - брата великого ре-киссера.
Возвращение праха философа на Родину несколько лет назад было ©режиссировано Кремлем как мощная PR-кампания. «Вдруг» стало известно пожелание, чтобы останки Ильина и генерала Деникина были перевезены и захоронены в родной земле. Останки Деникина покоились в окрестностях Нью-Йорка, а Ильин был погребен в Швейцарии.
В 2005 году, когда стало известно о последней воле покойных, в соответствии с решением президента России была образована межведомственная комиссия по подготовке перезахоронения. Сначала служили
414
415
Особенности национального пиара
Первый грозный в третье Риме
повернул идею об особой роли России в мировой истории совсем по-другому. «Ныне Россия в беспримерном историческом положении: она ничего и ни у кого не может и не должна заимствовать, — писал Ильин, словно обращаясь к нам с вами.- Она должна сама создать и выковать свое общественное и государственное обличие, такое, которое ей в этот момент исторически будет необходимо, которое будет подходить только для нее и будет спасительно именно для нее. И она должна сделать это, не спрашивая разрешения ни у каких нянек и ни у каких соблазнителей или покупателей».
А вот - о том же самом, но уже в наши дни и в прикладном, прагматическом духе.
«Конечно, политическое творчество далеко не всех наций увенчивается обретением реального суверенитета. Многие страны и не ставят перед собой такую задачу, традиционно существуя под покровительством иных народов и периодически меняя покровителей... Что касается России, прочное иновластие здесь немыслимо... Встречается мнение, будто десуверенизация нашего государства никому не интересна (или нереальна). Но повсеместная и повседневная нужда в сырье и безопасности столь огромна, а здешние запасы ядерного оружия, нефти, газа, леса, воды так обильны, что излишнее благодушие едва ли уместно. Центр прибыли от международных проектов использования россий-
панихиды в соборах русской церкви за рубежом - в Нью-Йорке, Цюрихе, Женеве, Париже. Авиарейсом из Парижа прах двух русских эмигрантов доставили в Москву. На церемонии перезахоронения патриарх Алексий II говорил: «Сегодняшнее событие свидетельствует о завершающемся восстановлении единства нашего народа, разделенного трагической историей прошлого века». Делегация, состоявшая из политических и общественных деятелей, проследовала в Большой собор Донского монастыря, где прошла панихида по Деникину и Ильину, после чего они были с почестями погребены на кладбище Донской обители. В общем, с уважением отметим: организаторы перезахоронения в пиаре оказались доками.
Ьких ресурсов должен закрепиться в России. Так же, как и [центр власти над ее настоящим и будущим».
Ну что, коллеги пиарщики, журналисты и историки, чьи ©то слова? Неужели не узнали?
В России всегда, а в переломные времена тем более, находились вдохновенные «имперские пиарщики», идеологи •♦системы», эффективные мифотворцы и мыслители-глоба-Ёйсты. И если у Василия III и Ивана IV был Филофей, у Александра Первого - Карамзин, а у Второго и Третьего -Уваров, Тютчев и Победоносцев, то, думаете, их нет у Пугина и Медведева?
Ну что ж, дорогие читатели, если вы еще не угадали, я (вм сам подскажу, чьи это слова.
Только в следующей главе.
А пока давайте все-таки закончим с Иваном III - Вели-им и Грозным. Сделаем хоть что-то для возвращения спра-[вдливости.
Парадокс исторической памяти
Созданное Иваном III Грозным оказалось надежным,
Значимым, добротным и пережило века. Только вот имидж
[самого царя и великого князя до сих пор не соответствует
асштабу созданного. И тоже потому, что «черный» пиар
ЛЯ Ивана III оказался опаснее стрел татарского хана и ядер
ал пушек литовцев.
• Дажеяфизнавая наследие Ивана, его достижения потом-к и приписали Ивану-внуку. Как раньше в народном сознании «слепились» два Владимира: Владимир Святой и Владимир Мономах, так теперь «слепились» два Ивана Грозных. Почитая как своего предшественника Ивана IV, Ста- л ни, наверное, искренне считал, что важные для государства нововведения создавал именно Иван IV Грозный.
416
I'I Особенности национального пиара
Особенности национального пиара
Первый грозный в третьем Риме
Судя по всему, Иосиф Виссарионович и самого себя считал кем-то похожим на эт?Й1го Ивана: несчастное детство, смерть любимой женщины, титанический труд, вечные измены и «неправды» окружения...
Парадокс, но Сталин психологически больше походил не на Ивана IV Внука, а именно на Ивана III Деда! Если говорить о коварстве и жестокости — то его всем этим трем правителям не занимать друг у друга. Но Иван IV к тому лее был трусоват, истеричен, частенько поддавался минутным эмоциям и бурно проявлял их. Все знали, «благостен» сегодня царь или «гневен». Часто он просто не дослушивал собеседника, особенно если он говорил что-то «неугодное»,
Иван III проявлял совершенно иные душевные и умственные качества. И так же как Иван III, Сталин предпочитал не говорить, а слушать, и принимать решения в тишине, хорошо продумав все, что он знает о деле. Точно так же он редко поддавался эмоциям и мало их показывал окружающим, так же был недоверчив, жесток в принятии решений.
И так же щедр к тем, кто, как ему казалось, сумел оказать услугу стране, партии или ему лично.
Да! Еще глаза... Особый магнетизм сталинского взгляда отмечали многие. Хотя бы тот случай в Тегеране, когда Черчилль и хотел бы остаться сидеть, но поймав взгляд Сталина, не выдержал и встал.
А ведь Черчилль - не боярышня XV века, и взгляд у него самого тяжелый. Вот у Ивана IV такого взгляда не было.
Уверен - будь Сталину больше известно про Ивана III, именно его считал бы он своим духовным предтечей. И Сергей Эйзенштейн снимал бы фильм «Иван Грозный» именно про Ивана III. Возможно, фильм имел бы тогда более счастливую судьбу: не было бы сцен массовых казней, которые настроили Сталина против кинокартины, показались ему (может, и справедливо) политическим намеком.
Мораль? Для политических деятелей: не пренебрегать ливром, а не то могут забыться и быть приписаны другим даже Такие грандиозные свершения, как у Ивана III.
Для нас всех... Мораль в том, что пора восстановить справедливость.
Великих людей надо помнить!
В Москве нет памятника Ивану III. Нет его нигде в России, еслшне считать скульптуры царя в многофигурном памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде Великом. Том Самом городе, по которому Иван неплохо, скажем так, прошелся. il Итак, памятника нет. А место для него есть.
Страна нуждается в увековечении памяти первого из своих великих государей. Так и Лубянская площадь в Москве Имеет потребность в монументальной доминанте. После того кпк оттуда убрали памятник Дзержинскому, весь архитектурный ансамбль знаменитой площади распался. Дзержин-ВКого, конечно, возвращать не надо, он свое отстоял.
А вот Иван III — это просто идеальный кандидат на пустующее место.
Прежде всего потому, что ни у кого из находящихся в!Дравом уме наш первый царь не вызовет отторжения - каких бы взглядов человек ни придерживался. Это консолидирующая общество фигура. Еще важнее то, что появление Ивана Васильевича в Москве станет актом по восстановлению исторической справедливости. Именно этот государственный деятель сделал Россию единой. Великих людей Нужно помнить.
И очень важно, чтобы скульптура была исполнена достойно!
Художественно - лучше «железного Феликса».
418
14*
«...Божьим соизволением аз есмь царь»
«...БОЖИИМ СОИЗВОЛЕНИЕМ
J*J-: АЗЕСМЬЦАРЬ» 'Щ
(XVI - век Грозного)
Воздали мне злом за добро, ненавистию за любовь.
Иван IV Грозный
Так он, лукавый, презлым заплатил царю за предобрейшее!.. Повинен смерти!
Иван Васильевич
1564 - Отъезд Грозного из Москвы. [1365 - 1572 - Опричнина. 1570 - Разгром Новгорода. 1575 - «Царь» Симеон Бикбулатович. 1584 - 1598 - Правление Федора Иоанновича. 1589 - Учреждение патриаршества на Руси. 1591 - Смерть царевича Дмитрия в Угличе. 1598 - Избрание Бориса Годунова на царство.
ВЕХИ
Москва - третий Рим.
Десять слов на 500 лет.
Пересветовская футурология.
ИЬикие PR-технологии на службе диктатуры.
Между Толстым и Сталиным.
•Отъезд» Грозного.
Превращение в исчадие.
Ираждебный PR, пришедший с Запада.
ГОДЫ
1505 - 1533 - Правление Василия III. 1523 -или 1524 - Послание Филофея «На звездочетцев». 1526 - Развод Василия III. Женитьба на Елене Глинской. 1547 — Венчание Грозного на царство. 1549 - 1560 - «Избранная рада».
1552 - Взятие Казани, присоединение Казанского царства. 1556 - Присоединение Астраханского царства, овладение всем Северным Кавказом до Терека. 1558 - 1583 - Ливонская война.
1561 - Константинопольский патриарх признал царский титул Ивана IV Грозного.
Монарх времен монаха
Правление Василия III запомнилось на Руси, кажется, 1олько скандалом вокруг государева развода. Василий III, ВОСлав к черту все нормы и приличия Святой Руси, взял да и развелся с бездетной супругой.
Дабы заполучить наследника, он женился на племянни- \\v беглого литовского боярина, родом из татар, - Елене рНИИской. У них родился мальчик. Этот мальчик и стал Иваном Грозным.
420
421
Особенности национального пиара
«...Божьим соизволением аз есмь царь»
И еще во времена Василия III один псковский монах назвал Москву «Третьим Римом»... Это о царе в послании о «Звездочетцах» монах Филофей писал: «все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».
ФИЛОФЕЙ (ок. 1465-1542) — монах, политолог. Автор по-прежнему греющей национальное самолюбие идеологемы «Два Рима падоша, третий стоит, а четвертому не быти». В августе 2009 года в ходе плановых археологических работ в некрополе Спасо-Елиазаровс-кого монастыря были найдены мощи Филофея. К чему бы это? |
Краткое послание содержало имперский концепт «Москва — Третий Рим». Филофей (биографических сведений о нем не сохранилось) продвигал именно формулу — краткую, как слоган. Прошло уже почти 500 лет. Другой такой же удачной формулы, как десять слов Филофея (два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать) для PR России пока не придумано.
Чеканная формулировка содержала любимую мысль русских патриотов о богоизбранности Руси. И вот монахи точно как накаркали — на Руси появился царь, у которого на этой самой богоизбранности был пунктик. К его масштабной фигуре, затмевающей горизонт, нависающей над русской историей, как грозовая туча, мы сразу, помолясь, и перейдем.
О, из этой тучки били такие PR-молнии! Но сначала — обещанная отгадка. В прошлой главе, рассказывая о духовных наследниках Филофея, я просил читателя угадать, кто из них сказал: «Что касается России, прочное иновластие здесь немыслимо. Маргинальные союзы бывших чиновников, действующих нацистов и бег-
ЛЫХ олигархов, взбадриваемые заезжими дипломатами и Незатейливой мыслью о том, что заграница им поможет, могут пытаться разрушить, но никогда не смогут подчинить общество, для которого суверенитет — гражданская ценность».
Это из напечатанной в журнале «Эксперт» статьи помощника Президента России Владислава Суркова. Правда, с тех пор он стал Первым заместителем Руководителя Администрации - так официально называется его нынешняя должность.
Растут люди, вышедшие из PR-среды. Тут целый список. Вывший пресс-секретарь Путина Алексей Громов - уже замглавы Администрации, когда-то сотрудник пресс-службы Правительства Игорь Щеголев — министр, сотрудник пресс-службы Кремля Дмитрий Песков — зам. руководителя аппарата Правительства РФ, бессменный советник по PR Грызлова Юрий Шувалов - заместитель руководителя аппарата парламента... И так далее. Этот список можно продолжать и продолжать... И в бизнесе, и на государственном уровне роль специалиста по PR признается и обретает ice больший и больший вес.
Но вернемся в XVI век. И присмотримся к тому, из каких исторических глубин могут черпать идеи нынешние кремлевские пиарщики.
Грозный мог бы выиграть иск
о защите чести и достоинства.
Есть для ума загадка
Иван Грозный - чуть ли не самый известный на Западе Правитель России. После Сталина, конечно. Гугль находит Примерно 11 миллионов ответов на запрос Stalin и около четырех миллионов по сумме Ivan the Terrible и Ivan IV. Из русских царей Ivan уступает только Петру I.
422
423
Особенности национального пиара
Но и нескольких миллионов иноязычных интернет-страниц Западу недостаточно, чтобы разобраться в личности самого загадочного русского царя. Без особого риска ошибиться предположим, что глобальная Сеть стала просто новым ноштелем для распространения негатива о Грозном. Ну и о России, конечно.
Почти за сто лет до появления интернета историк Сергей Платонов максимально доступно разъяснил, почему так происходит. Виновато Балтийское море.
В XVI веке Грозный вступил в борьбу за выход на Балтику, за земли на ее побережье. Появление русских войск у Рижского и Финского заливов поразило Европу. В Германии наши предки представлялись страшным врагом. Опасность нашествия московитов на официальном уровне расписывалась с тем же энтузиазмом, как позднее — «красная угроза».
Воинственность немецких «божьих дворян», ордена которых крестили и оккупировали Прибалтику, сменилась диким страхом перед Россией. Они стали «просвещать» Европу по части «московского империализма». Заработал печатный станок. Печатные СМИ XVI столетия - листовки и брошюры - обсасывали эту тему со всех сторон.
Занимались и практикой: в Любеке в 1547 году задержали сто двадцать мастеров - инженеров, художников, врачей, -ехавших на московскую службу. Чтобы не просвещали страну, не делали ее сильнее и современнее. Русским - никаких новых технологий! И без всяких там формальностей, и поправок Джексона -тЙЬника.
В 1553 году Ричард Ченслер открыл для Европы другой, морской путь в Россию - из Британии к устью Северной Двины. В Лондоне организовали компанию для торговли с Москвой. Польский король немедленно принялся писать Елизавете Английской, укоряя и обвиняя ее в преступлении перед Европой за то, что своей торговлей с врагом человеческого рода она укрепляет его военный потенциал.
424
Особенности национального пиара
«...Божьим соизволением аз еемь царь»
ВЕНЕДИКТОВ Алексей (р. 1955). Главный редактор и совладелец «Эха Москвы» по-прежнему остается одним из самых профессиональных, информированных и любимых журналистов, ласково именуемым в кремлевских коридорах «Веником». Отработав школьным учителем истории 20 лет, он уже почти 20 лет на «Эхе»