Десять слов, которые потрясли мир 1 страница


Васнецов А. М. (1856-1933). Оборона города

«Прислал ты, государь мой, мне свою грамоту, а в ней писано, чтобы я включенное в нее сочинение истолковал. Так тебе, моему государю, известно, что я деревенщина, учился лишь грамоте, а языческих хитростей не проходил,


витийственных звездочетов не читывал, да и с мудрыми философами в беседе не бывал; учусь лишь книгам благо­датного Писания...»

С поистине монашеской скромностью инок Филофей на­чинает свое сочинение, главная идея которого будет отзы­ваться на протяжении веков русской истории. Она остает­ся актуальной и до сегодняшнего дня: «Москва — Третий Рим». Этот тезис не раз поднимали на щит. И столько же раз охотно опровергали. Тезис, в котором видели оправда­ние русского империализма и с которого пытались снять это обвинение...

Честно говоря, я не вижу в русском империализме ниче­го дурного. Напротив, его можно считать наиболее прием-емой и, вероятно, наиболее продуктивной моделью для развития нашей страны1. Но, конечно, не в диком и древнем виде, характерном для эпохи империалистических войн, «©временный русский империализм инновационен по сво­ей сути, а в его основе лежит представление о суверенитете: справедливости. «Москва — Третий Рим» - это хорошая дея. «Суверенная демократия» - неплохой ее перевод на зык сегодняшних реалий. Хотя и слишком узкий, и далеко не полный.

Повод высказаться Филофею дали, прислав ему перевод­ное немецкое сочинение - предсказание о потопе в 1524 году. I Филофею власти обратились за экспертной оценкой: бу-»ет потоп али нет?

Шшсковским властям надо было учитывать этот возмож­ный сценарий «экологическойкатастрофы», занимаясь пла-

1 Благодаря «русскому империализму» царей у нас есть огромные герритории, наполненные огромными природными богатствами. Бла-одаря «советскому империализму» у нас есть ядерное оружие, кото-ое заставит считаться с Россией бесконечно долго, а также интеллек-уальный потенциал и промышленная инфраструктура, которые дают Юзможность для инновационного рывка.



408


409


Особенности национального пиара


Первый грозный в третьем Риме



нированием своей деятельности. Надвигающийся Апока­липсис в те времена оставался актуальной темой. Судный день на полном серьезе во всем христианском мире ждали со дня на день.

Получив сделанный в Москве перевод, Филофей и напи­сал ответное послание «О звездочетцах». Отправил он его где-то в конце 1523-го или начале 1524 года. Эксперт опро­вергал даже не прогноз как таковой, а саму его методику. Скромно заявив сначала о своем незнакомстве с «язычес­кими хитростями», он дальше вполне внятно излагает ос­новы астрологии. Потопа, «когда всей вселенной городам, и царствам, и странам, всем вместе на земле рожденным, настанет конец», по мнению монаха, не будет. Просто по­тому, что в рецензируемом сочинении используется недо­стоверный источник информации.

А что касается семи планет и двенадцати звезд зодиака, и прочих звезд, и плохих часов, и рождения человека под какой-то звездой, в час злой или добрый, определяющий участь, богатство или нищету, порождающий добродетели или пороки, многолетнюю жизнь или быструю смерть — все то кощунство и басни. Первыми халдеи это написали. От них же и греки писания эти восприняли, и те планеты и про­чие звезды богами назвали. После греков еретики то при­няли и насеяли горьких плевел посреди пшеницы православ­ной христианской веры на прельщение малоумным люд», верящим в злые дни и часы. Если бы злые дни и часы сотво­рил Бог, зачем ему мучить грешных? Ведь Бог бы и был по­винен в том, что породил злого человека.

1 Господи, насколько же мудрее и конкретнее были скромные мона­хи XVI века!

А мы в XXI веке все еще пытаемся вычитать что-то в астрологичес­ком прогнозе на последней странице «Коммерсанта», сверяем (ну, не­которые сверяют...) наши планы с астрологическим прогнозом по ра­дио. Кстати, о радио. Мне рассказывала одна талантливая радиоведу-


Как показали дальнейшие события, контрпрогноз Фило-фея оказался верным. А еще они показали, что затеянная при большевиках борьба с православием породила в «осво­божденных» умах горы астрологического мусора. Псков­ский монах XVI столетия на удивление был куда меньшим суеверным мракобесом, чем современные раскрепощенные девицы, утыкающие свои розовые носики в страницы гла-мурного глянца с гороскопами.

Но при чем тут идея «Москва - Третий Рим»? Если чест­но, основная идея откровенно притянута за уши. Так как критикуемое Филофеем сочинение пришло с католическо­го Запада, он, пользуясь случаем, потоптался на римских вероотступниках - католиках. Попутно он сообщил, что «романское царство неразрушимо, ибо Господь в римскую область вписался» - то есть Христос родился и был «про­писан» в Римской империи. А раз так, Римская империя должна жить в любом случае и после гибели Константино­поля. Отталкиваясь от этого постулата, Филофей ушел со­всем уж далеко от первоначальной темы. Единственное объяснение самой концовки послания - то, что Филофей JMor надеяться, что это прочтут в Москве.

Вот те 100 слов, из-за которых веками будут скрещивать­ся копья: «Итак, о всем том прекратив речи, скажем несколь-

щая, как она начинала работать на М-РАДИО - одной из первых мос­ковских коммерческих станций. Было это примерно в 1990 году. Она вела утренние выпуски новостей. Так вот, вершиной мастерства веду­щего считалось умение прочитать полный астрологический прогноз на день (по всем 12 знакам зодиака) ЭКСПРОМТОМ, без всякой подго­товки. С чистого листа в самом прямом смысле слова. При этом ни разу 11С запнуться, не оговориться и не повториться. Ни разу не перепутать очередность знаков зодиака. А сколько людей сверяли по этим прогно­зам свои часы, гадали и восхищались: «Вот, не зря говорят, сбывается! Все сбывается!» Зато наш монах Филофей был конкретен: «Басни вся эта астрология. И кощунство!»



ш


411


Особенности национального пиара

ко слов о нынешнем преславном царствовании пресветлей-шего и высокопрестольнейшего государя нашего, который во всей поднебесной единый есть христианам царь и прави­тель святых Божиих престолов, святой вселенской апостоль­ской церкви, возникшей вместо римской и константинополь­ской и существующей в богоспасаемом граде Москве, церк­ви святого и славного Успения пречистой Богородицы, что одна во вселенной краше солнца светится. Так знай, бфр*-любец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, соглас­но пророческим книгам, это и есть римское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».

«Итак, о всем том прекратив речи, скажем несколько слов о...» Поистине гениальный замечательный переход, кото­рый позволяет что угодно впихнуть куда угодно!

Любопытно, что в разных своих произведениях, о чем бы он ни писал, Филофей всюду помещал слова о Третьем Риме как бы отдельно и в самом конце, словно следуя правилу Штир­лица о том, что запоминается последняя сказанная фраза.

К месту и не к месту использовать слово «креатив» уже считается дурным тоном. Но в данном случае мы имеем дело с оригинальным идеологическим креативом в чистом виде.

В результате, как отмечает Современная энциклопедия «Религия»: «Доктрина "Москва - Третий Рим" явилась ис­током всей официальной русской идеологии XVI века и формировала политическую программу Московского госу­дарства в царствование Ивана IV, Бориса Годунова и поз­же, при царе Алексее Михайловиче Романове и патриархе Никоне». Получается — не только XVI, но и всего XVII века.

Филофей не придумал свою идею на голом месте. При­мерно об этом — о правопреемстве Византийского наслед­ства - и ранее многие так и сяк говорили.

Но только истинный гений PR смог выкристаллизовать всего десятью словами целую концепцию государственной


Первый грозный в третьем Риме

[ Идеологии и политики России на многие века: «Два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать».

Популярный писатель Андрей Буровский, писавший в со­авторстве с еще более популярным Александром Бушковым, [правда, несколько дополнил псковского монаха. В своей книжке «Россия, которой не было-2. Русская Атлантида» Буровский воспроизводит слова Филофея на древнерусском ЮЗыке так: «Два Рима падоша по грехам своим, третий же ■Стоит, а четвертому не бывать»'. Звучит, конечно, поэтич­нее, чем на современном русском языке.

В XVIII столетии о формуле Филофея вроде бы не вспо­минали. Но она продолжала свое существование под гри­фом «для служебного пользования», а может быть, и «со­вершенно секретно». Екатерина II не только собиралась вакрепить Россию на Балканах, но и строила большие пла­цы на Константинополь. Там по ее плану должен был сесть Императором ее любимый внук. Нелюбимому сыну Павлу, Что характерно, эту роль она доверять не желала. Стоило шрйти русским солдатам в Стамбул, и десять слов Филофея Ох как пригодились бы!

Ее внуку Александру позже было не до Византии: раз­громив Бонапарта, он блистал во всем своем император­ском величии в Париже и Вене. Приоритеты России в нача­ле XIX века сместились к западу... Но уже в середине сто­летия о Филофее вспомнили.

Тогда же Федор Тютчев пишет стихотворение «Русская география». Впервые оно было опубликовано еще в 1886 году, НО оставалось практически неизвестным в СССР - при том, Что в поздние советские времена весь Тютчев был хрестома­тийным! Итак, не грех повторить:

Москва и град Петров, и Константинов град — Вот царства русского заветные столицы... Но где предел ему? и где его границы -



412


413


Особенности национального пиара

На север, на воШгок, на юг и на закат? Грядущим временам судьбы их обличат... Семь внутренних морей и семь великих рек... От Нила до Невы, от Эльбы до Китая, От Волги по Евфрат, от Ганга до Дуная... Вот царство русское... и не прейдет вовек, Как то провидел Дух и Даниил предрек.

Тютчев, отметим, не мелочился.

Во-первых, он имел в виду библейское пророчество о царстве, которое «вовеки не разрушится». А во-вторых, град Петров у него - ОТНЮДЬ не Петербург, как можно подумать, а Рим! Город апостола Петра.

Слова средневекового псковского монаха оказались остро актуальны, когда в 1878 году генерал Скобелев стоял у стен Царьграда - Константинополя - Стамбула. К тому времени послания Филофея были опубликованы, а его формула стала расхожей в политической риторике. Освобождение право­славного Востока от турецкого ига, решение проблемы чер­номорских проливов, возвращение Константинополя - все внешнеполитические задачи России были в ней оформлены.

Ах, как же Скобелеву хотелось взять Константинополь!

— Я прямо предложил Великому князю: самовольно со своим отрядом занять Константинополь, а на другой день


Первый грозный в третьем Риме

шусть меня предадут суду и расстреляют, лишь бы не отда­вали его... Вы знаете, если мы теперь отступимся, если по­стыдно сыграем роль вассала перед Европой, то эта побе­доносная в сущности война гораздо более сильный удар нанесет нам, чем Севастополь... Севастополь разбудил нас... 1878 год заставит заснуть... А раз заснув, когда мы проснем­ся, знает один аллах, да и тот никому не скажет...

Но закончилось все заключением бесцветного мирного договора в Сан-Стефано, а потом позорным Берлинским кон­грессом, где Европа надавила на Россию - и результаты рус-ИКо-турецкой войны были пересмотрены. Отсутствие поли­тической воли в эти критические моменты дорого обошлось Империи. Рискну утверждать, что именно тогда начался не­удержимый процесс, который привел к гибели Российской Империи. 1878 год - несбывшееся взятие Константинополя, отказ от вершения судеб Мира, действительно заставил ее ааснуть. Философ-публицист Николай Бердяев уже в совет­ские времена пытался, сидя в эмиграции, оживить захирев­ший концепт: «Третий Рим представлялся как проявление царского могущества, мощи государства, сложился как Мос­ковское царство, потом как империя, потом как Третий Ин­тернационал». Но это были только слова и игра с цифрами. А в 1951 году, за два года до смерти Сталина, тоже жив­ший в эмиграции русский философ-патриот Иван Ильин2



1 Тютчев был не только поэтом и мыслителем, но и прозорливым дип­ломатом. Окончив Московский университет, он был зачислен на службу в Коллегию иностранных дел. Состоял при русских дипломатических миссиях в Мюнхене (1822-1837) и Турине (1837-1839). С 1848 года зани­мал должность старшего цензора Министерства иностранных дел, а с 1858 года и до конца жизни возглавлял Комитет цензуры иностранной, контролировавший ввоз зарубежных изданий в Россию. В МИДе он ра­ботал в одно время с возглавлявшим его с 1856 года князем Андреем Гор­чаковым — «железным канцлером», одним из наиболее видных руково­дителей российской внешней политики.


1 Воспоминания В. И. Немировича-Данченко - брата великого ре-киссера.

Возвращение праха философа на Родину несколько лет назад было ©режиссировано Кремлем как мощная PR-кампания. «Вдруг» стало известно пожелание, чтобы останки Ильина и генерала Деникина были перевезены и захоронены в родной земле. Останки Деникина покои­лись в окрестностях Нью-Йорка, а Ильин был погребен в Швейцарии.

В 2005 году, когда стало известно о последней воле покойных, в со­ответствии с решением президента России была образована межведом­ственная комиссия по подготовке перезахоронения. Сначала служили



414


415


Особенности национального пиара


Первый грозный в третье Риме



повернул идею об особой роли России в мировой истории совсем по-другому. «Ныне Россия в беспримерном истори­ческом положении: она ничего и ни у кого не может и не дол­жна заимствовать, — писал Ильин, словно обращаясь к нам с вами.- Она должна сама создать и выковать свое обществен­ное и государственное обличие, такое, которое ей в этот мо­мент исторически будет необходимо, которое будет подхо­дить только для нее и будет спасительно именно для нее. И она должна сделать это, не спрашивая разрешения ни у каких нянек и ни у каких соблазнителей или покупателей».

А вот - о том же самом, но уже в наши дни и в приклад­ном, прагматическом духе.

«Конечно, политическое творчество далеко не всех на­ций увенчивается обретением реального суверенитета. Мно­гие страны и не ставят перед собой такую задачу, традици­онно существуя под покровительством иных народов и пе­риодически меняя покровителей... Что касается России, прочное иновластие здесь немыслимо... Встречается мнение, будто десуверенизация нашего государства никому не ин­тересна (или нереальна). Но повсеместная и повседневная нужда в сырье и безопасности столь огромна, а здешние запасы ядерного оружия, нефти, газа, леса, воды так обиль­ны, что излишнее благодушие едва ли уместно. Центр при­были от международных проектов использования россий-

панихиды в соборах русской церкви за рубежом - в Нью-Йорке, Цю­рихе, Женеве, Париже. Авиарейсом из Парижа прах двух русских эмиг­рантов доставили в Москву. На церемонии перезахоронения патриарх Алексий II говорил: «Сегодняшнее событие свидетельствует о завер­шающемся восстановлении единства нашего народа, разделенного тра­гической историей прошлого века». Делегация, состоявшая из полити­ческих и общественных деятелей, проследовала в Большой собор Дон­ского монастыря, где прошла панихида по Деникину и Ильину, после чего они были с почестями погребены на кладбище Донской обители. В общем, с уважением отметим: организаторы перезахоронения в пиа­ре оказались доками.


Ьких ресурсов должен закрепиться в России. Так же, как и [центр власти над ее настоящим и будущим».

Ну что, коллеги пиарщики, журналисты и историки, чьи ©то слова? Неужели не узнали?

В России всегда, а в переломные времена тем более, на­ходились вдохновенные «имперские пиарщики», идеологи •♦системы», эффективные мифотворцы и мыслители-глоба-Ёйсты. И если у Василия III и Ивана IV был Филофей, у Александра Первого - Карамзин, а у Второго и Третьего -Уваров, Тютчев и Победоносцев, то, думаете, их нет у Пу­гина и Медведева?

Ну что ж, дорогие читатели, если вы еще не угадали, я (вм сам подскажу, чьи это слова.

Только в следующей главе.

А пока давайте все-таки закончим с Иваном III - Вели-им и Грозным. Сделаем хоть что-то для возвращения спра-[вдливости.

Парадокс исторической памяти

Созданное Иваном III Грозным оказалось надежным,

Значимым, добротным и пережило века. Только вот имидж

[самого царя и великого князя до сих пор не соответствует

асштабу созданного. И тоже потому, что «черный» пиар

ЛЯ Ивана III оказался опаснее стрел татарского хана и ядер

ал пушек литовцев.

• Дажеяфизнавая наследие Ивана, его достижения потом-к и приписали Ивану-внуку. Как раньше в народном созна­нии «слепились» два Владимира: Владимир Святой и Вла­димир Мономах, так теперь «слепились» два Ивана Гроз­ных. Почитая как своего предшественника Ивана IV, Ста- л ни, наверное, искренне считал, что важные для государ­ства нововведения создавал именно Иван IV Грозный.



416


I'I Особенности национального пиара


Особенности национального пиара


Первый грозный в третьем Риме



Судя по всему, Иосиф Виссарионович и самого себя счи­тал кем-то похожим на эт?Й1го Ивана: несчастное детство, смерть любимой женщины, титанический труд, вечные из­мены и «неправды» окружения...

Парадокс, но Сталин психологически больше походил не на Ивана IV Внука, а именно на Ивана III Деда! Если говорить о коварстве и жестокости — то его всем этим трем правителям не занимать друг у друга. Но Иван IV к тому лее был трусоват, истеричен, частенько поддавался минут­ным эмоциям и бурно проявлял их. Все знали, «благостен» сегодня царь или «гневен». Часто он просто не дослуши­вал собеседника, особенно если он говорил что-то «не­угодное»,

Иван III проявлял совершенно иные душевные и умствен­ные качества. И так же как Иван III, Сталин предпочитал не говорить, а слушать, и принимать решения в тишине, хо­рошо продумав все, что он знает о деле. Точно так же он редко поддавался эмоциям и мало их показывал окружаю­щим, так же был недоверчив, жесток в принятии решений.

И так же щедр к тем, кто, как ему казалось, сумел ока­зать услугу стране, партии или ему лично.

Да! Еще глаза... Особый магнетизм сталинского взгляда отмечали многие. Хотя бы тот случай в Тегеране, когда Чер­чилль и хотел бы остаться сидеть, но поймав взгляд Стали­на, не выдержал и встал.

А ведь Черчилль - не боярышня XV века, и взгляд у него самого тяжелый. Вот у Ивана IV такого взгляда не было.

Уверен - будь Сталину больше известно про Ивана III, именно его считал бы он своим духовным предтечей. И Сер­гей Эйзенштейн снимал бы фильм «Иван Грозный» именно про Ивана III. Возможно, фильм имел бы тогда более счас­тливую судьбу: не было бы сцен массовых казней, которые настроили Сталина против кинокартины, показались ему (может, и справедливо) политическим намеком.


Мораль? Для политических деятелей: не пренебрегать ли­вром, а не то могут забыться и быть приписаны другим даже Такие грандиозные свершения, как у Ивана III.

Для нас всех... Мораль в том, что пора восстановить спра­ведливость.

Великих людей надо помнить!

В Москве нет памятника Ивану III. Нет его нигде в Рос­сии, еслшне считать скульптуры царя в многофигурном па­мятнике «Тысячелетие России» в Новгороде Великом. Том Самом городе, по которому Иван неплохо, скажем так, про­шелся. il Итак, памятника нет. А место для него есть.

Страна нуждается в увековечении памяти первого из сво­их великих государей. Так и Лубянская площадь в Москве Имеет потребность в монументальной доминанте. После того кпк оттуда убрали памятник Дзержинскому, весь архитек­турный ансамбль знаменитой площади распался. Дзержин-ВКого, конечно, возвращать не надо, он свое отстоял.

А вот Иван III — это просто идеальный кандидат на пус­тующее место.

Прежде всего потому, что ни у кого из находящихся в!Дравом уме наш первый царь не вызовет отторжения - ка­ких бы взглядов человек ни придерживался. Это консоли­дирующая общество фигура. Еще важнее то, что появление Ивана Васильевича в Москве станет актом по восстановле­нию исторической справедливости. Именно этот государ­ственный деятель сделал Россию единой. Великих людей Нужно помнить.

И очень важно, чтобы скульптура была исполнена дос­тойно!

Художественно - лучше «железного Феликса».



418


14*


«...Божьим соизволением аз есмь царь»


«...БОЖИИМ СОИЗВОЛЕНИЕМ

J*J-: АЗЕСМЬЦАРЬ»

(XVI - век Грозного)

Воздали мне злом за добро, ненавистию за любовь.

Иван IV Грозный

Так он, лукавый, презлым заплатил царю за предобрейшее!.. Повинен смерти!

Иван Васильевич


1564 - Отъезд Грозного из Москвы. [1365 - 1572 - Опричнина. 1570 - Разгром Новгорода. 1575 - «Царь» Симеон Бикбулатович. 1584 - 1598 - Правление Федора Иоанновича. 1589 - Учреждение патриаршества на Руси. 1591 - Смерть царевича Дмитрия в Угличе. 1598 - Избрание Бориса Годунова на царство.

ВЕХИ

Москва - третий Рим.

Десять слов на 500 лет.

Пересветовская футурология.

ИЬикие PR-технологии на службе диктатуры.

Между Толстым и Сталиным.

•Отъезд» Грозного.

Превращение в исчадие.

Ираждебный PR, пришедший с Запада.



ГОДЫ

1505 - 1533 - Правление Василия III. 1523 -или 1524 - Послание Филофея «На звездочетцев». 1526 - Развод Василия III. Женитьба на Елене Глинской. 1547 — Венчание Грозного на царство. 1549 - 1560 - «Избранная рада».

1552 - Взятие Казани, присоединение Казанского царства. 1556 - Присоединение Астраханского царства, овладение всем Север­ным Кавказом до Терека. 1558 - 1583 - Ливонская война.

1561 - Константинопольский патриарх признал царский титул Ивана IV Грозного.


Монарх времен монаха

Правление Василия III запомнилось на Руси, кажется, 1олько скандалом вокруг государева развода. Василий III, ВОСлав к черту все нормы и приличия Святой Руси, взял да и развелся с бездетной супругой.

Дабы заполучить наследника, он женился на племянни- \\v беглого литовского боярина, родом из татар, - Елене рНИИской. У них родился мальчик. Этот мальчик и стал Ива­ном Грозным.



420


421


Особенности национального пиара


«...Божьим соизволением аз есмь царь»



 
 

И еще во времена Василия III один псковский монах назвал Москву «Тре­тьим Римом»... Это о царе в послании о «Звездочетцах» монах Филофей пи­сал: «все христианские царства при­шли к концу и сошлись в едином цар­стве нашего государя, согласно проро­ческим книгам, это и есть римское цар­ство: ибо два Рима пали, а третий сто­ит, а четвертому не бывать».

ФИЛОФЕЙ (ок. 1465-1542) — монах, политолог. Автор по-прежнему грею­щей национальное самолю­бие идеологемы «Два Рима падоша, третий стоит, а чет­вертому не быти». В августе 2009 года в ходе плановых археологических работ в не­крополе Спасо-Елиазаровс-кого монастыря были найде­ны мощи Филофея. К чему бы это?

Краткое послание содержало им­перский концепт «Москва — Третий Рим». Филофей (биографических све­дений о нем не сохранилось) продви­гал именно формулу — краткую, как слоган. Прошло уже почти 500 лет. Другой такой же удачной формулы, как десять слов Филофея (два Рима пали, а третий стоит, а четвертому не бывать) для PR России пока не при­думано.

Чеканная формулировка содержала любимую мысль рус­ских патриотов о богоизбранности Руси. И вот монахи точ­но как накаркали — на Руси появился царь, у которого на этой самой богоизбранности был пунктик. К его масштаб­ной фигуре, затмевающей горизонт, нависающей над рус­ской историей, как грозовая туча, мы сразу, помолясь, и перейдем.

О, из этой тучки били такие PR-молнии! Но сначала — обещанная отгадка. В прошлой главе, рас­сказывая о духовных наследниках Филофея, я просил чи­тателя угадать, кто из них сказал: «Что касается России, прочное иновластие здесь немыслимо. Маргинальные со­юзы бывших чиновников, действующих нацистов и бег-


ЛЫХ олигархов, взбадриваемые заезжими дипломатами и Незатейливой мыслью о том, что заграница им поможет, могут пытаться разрушить, но никогда не смогут под­чинить общество, для которого суверенитет — граждан­ская ценность».

Это из напечатанной в журнале «Эксперт» статьи помощ­ника Президента России Владислава Суркова. Правда, с тех пор он стал Первым заместителем Руководителя Админист­рации - так официально называется его нынешняя должность.

Растут люди, вышедшие из PR-среды. Тут целый список. Вывший пресс-секретарь Путина Алексей Громов - уже замглавы Администрации, когда-то сотрудник пресс-служ­бы Правительства Игорь Щеголев — министр, сотрудник пресс-службы Кремля Дмитрий Песков — зам. руководите­ля аппарата Правительства РФ, бессменный советник по PR Грызлова Юрий Шувалов - заместитель руководителя ап­парата парламента... И так далее. Этот список можно про­должать и продолжать... И в бизнесе, и на государствен­ном уровне роль специалиста по PR признается и обретает ice больший и больший вес.

Но вернемся в XVI век. И присмотримся к тому, из каких исторических глубин могут черпать идеи нынешние крем­левские пиарщики.

Грозный мог бы выиграть иск

о защите чести и достоинства.

Есть для ума загадка

Иван Грозный - чуть ли не самый известный на Западе Правитель России. После Сталина, конечно. Гугль находит Примерно 11 миллионов ответов на запрос Stalin и около четырех миллионов по сумме Ivan the Terrible и Ivan IV. Из русских царей Ivan уступает только Петру I.



422


423


Особенности национального пиара

Но и нескольких миллионов иноязычных интернет-стра­ниц Западу недостаточно, чтобы разобраться в личности самого загадочного русского царя. Без особого риска оши­биться предположим, что глобальная Сеть стала просто новым ноштелем для распространения негатива о Грозном. Ну и о России, конечно.

Почти за сто лет до появления интернета историк Сер­гей Платонов максимально доступно разъяснил, почему так происходит. Виновато Балтийское море.

В XVI веке Грозный вступил в борьбу за выход на Балтику, за земли на ее побережье. Появление русских войск у Риж­ского и Финского заливов поразило Европу. В Германии наши предки представлялись страшным врагом. Опасность наше­ствия московитов на официальном уровне расписывалась с тем же энтузиазмом, как позднее — «красная угроза».

Воинственность немецких «божьих дворян», ордена ко­торых крестили и оккупировали Прибалтику, сменилась диким страхом перед Россией. Они стали «просвещать» Европу по части «московского империализма». Заработал печатный станок. Печатные СМИ XVI столетия - листовки и брошюры - обсасывали эту тему со всех сторон.

Занимались и практикой: в Любеке в 1547 году задержали сто двадцать мастеров - инженеров, художников, врачей, -ехавших на московскую службу. Чтобы не просвещали стра­ну, не делали ее сильнее и современнее. Русским - никаких новых технологий! И без всяких там формальностей, и по­правок Джексона -тЙЬника.

В 1553 году Ричард Ченслер открыл для Европы другой, морской путь в Россию - из Британии к устью Северной Двины. В Лондоне организовали компанию для торговли с Москвой. Польский король немедленно принялся писать Елизавете Английской, укоряя и обвиняя ее в преступле­нии перед Европой за то, что своей торговлей с врагом че­ловеческого рода она укрепляет его военный потенциал.

424


Особенности национального пиара


«...Божьим соизволением аз еемь царь»



ВЕНЕДИКТОВ Алексей (р. 1955). Главный редактор и совладелец «Эха Москвы» по-прежнему остается од­ним из самых профессио­нальных, информированных и любимых журналистов, ласково именуемым в крем­левских коридорах «Вени­ком». Отработав школьным учителем истории 20 лет, он уже почти 20 лет на «Эхе»


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: