Цари и разбойники пиара
Справедливости ради: для Руси были обычным делом самые невероятные карьеры людей из толщи народа. Добрая треть Боярской думы состояла из людей незнатных, несановитых. На Новоспасском архимандрите сходились чаяния народа и ожидания царя. Никону еще предстояло возвышаться, но его звездный час пробил именно тогда, в Москве конца 40-х годов XVII века.
В 1648 году иерусалимский патриарх, по царскому желанию, рукоположил архимандрита в сан новгородского митрополита - второй по значению в иерархии русской церкви. Так поп Никон стал по своему статусу как бы митрополитом Кириллом 2008 года.
Рябушкин А. П. (1861-1904). Московская улица XVII века в праздничный день |
Но оговоримся - в глубоко религиозной Руси XVII века не было и тени того фарисейства, что мы наблюдаем с вами дважды в год, на Рождество и Пасху, по всем центральным ТВ-каналам. «Подсвечники» - так, кажется, окрестили появляющихся на телеэкране со (или под-) свечками политиков. Отношения церкви, власти и народа были глубоко иными. И соответственно, влияние и ответственность «второго человека в РПЦ» были несопоставимы с сегодняшними.
|
|
Венец в видении и въяве
На новой должности Никон делал все то же. Имидж его Юкреплялся.
Но средневековая защита прав человека, пусть даже и делегированная самодержцем, имела оборотную сторону. Никон неизбежно наживал врагов. Он посещал тюрьмы, расспрашивал обвиненных, принимал жалобы, доносил царю, вмешивался в управление, давал советы. В Москве, под стенами Кремля, ему никто не мог возразить. Но в регионах как и сегодня, у местных элит были свои представления о прекрасном. Напрямую возразить Никону не смели, н$%лобу копили...
А царь слушал его всегда. В своих письмах этот добрейшей души человек именовал его «великим солнцем сияющим», «избранном крепкостоятельным пастырем», «наставником душ и телес», «милостивым, кротким, милосердым», «возлюблен-Ником своим и содружебником». Впрочем, неумеренные похвалы расточались не только от широты царской души, но и в соответствии с письменным этикетом того времени. Иронии тут, как в случае с «ненадобным шпынем», не было.
Со временем помимо тайных врагов в Новгороде появились у Никона и явные завистники в Москве.
В 1650 году в Новгороде вспыхнул бунт. Никон не стал долго размышлять, а попросту сразу наложил на всех проклятие. Наложенное на всех бунтовщиков без разбора, оно лишь ожесточило и сплотило новгородцев. Никон в письме к государю рассказывает, что когда вышел увещевать мятежников, его ударили в грудь, били кишками и каменьями: «И ныне, лежу в конце живота, харкаю кровью и живот весь распух; чаю скорой смерти, маслом соборовался»1.
|
|
1 «Лежу в конце живота» значило «помираю», а «живот весь рас-й-ух» то и значило, что распух живот. Слово имело два значения.
562
19*
563
Особенности национального пиара
В том же письме как бы между прочим Никон сообщает, что перед этим ему было видение: увидел он в воздухе царский золотой венец над своей собственной головой. Намек более чем бестактный, не правда ли?
Новгородцы тоже писали в Москву, жаловались. В них Никон представал отнюдь не в венце. Митрополит, оказывается, жестоко мучил участников мятежа, при этом вымогая у них деньги. «Он делает в мире великие неистовства и смуты», — доносили из региона. Но царь во всем поверил Никону, хваля его за крепкое стояние и страдание.
В 1651 году Никон подал царю совет перенести мощи нескольких русских святых из разных мест в одно — в столицу, в Москву. По прошествии 350 лет нам даже трудно понять, какое огромное впечатление это производило на тогдашнюю публику. Это сейчас перенос праха исторического деятеля — лишь тема в теленовостях. Тогда казалось, что сдвигается сама земная ось. Воображение царя пленялось торжественностью церемоний в Успенском соборе.
Никон был на Соловках, в экспедиции за мощами очередного святого, когда его нагнало царское письмо с сообщением о кончине патриарха...
Все знали, что царь желал избрания Никона. Однако боярам уже тогда очень не хотелось видеть его на патриаршем престоле. «Царь выдал нас митрополиту, - говорили они, - никогда нам такого бесчестья не было». Для соблюдения буквы устава выбрали двух кандидатов. Жребий пал не на царского избранника! Но конкурент отказался, и тогда стали просить Никона.
А Никон отрекался! И делал это с гениальной искренностью. Ибо властители на Руси НИКОГДА (!!!) не соглашались с первого раза брать власть. Многократно ходили тысячные толпы к Ивану IV Васильевичу - вернись, Великий государь, на царство! Ну куда же ты нас, отец родной, бросил! Удалился от детей своих в Александров! Царствуй и
■
Цари и разбойники пиара
Володей нами! Многократно будет отказываться от предлагаемого престола избранный Земским собором первый из Романовых Михаил. В конце 30-х годов прошлого века Сталин заставит членов ЦК со слезами то ли любви, то ли страха «умолять» его не оставлять пост Вождя. А спустя четыре века после почти «насильного» избрания на царство молодого Мишеньки Романова 45-летний офицер госбезопасности Путин искренне откажет Ельцину: «Президент? Да что вы, Борис Николаевич, я бы лучше в Газпром пошел поруководить...»
Тогда же, в середине XVII века, дошло до того, что Алексей Михайлович, окруженный боярами и бесчисленным Народом в Успенском соборе, кланялся Никону в ноги и со слезами умолял принять патриарший сан. Какие чувства Испытывал крестьянин в рясе, видя у своих ног царя?
Но он честно доиграл свою роль.
ХОФФМАН Дастин (р. 1937). Замечательный американский актер появляется в этой книге просто потому, что именно он сыграл главную роль в кинобиблии всех пиарщиков «Хвост виляет собакой» (Wag the Dog). В этом фильме он — гениальный продюсер и режиссер, который гениально режиссирует виртуальную войну США и Албании, дабы занять чем-то «полезным» мозги американского обывателя-избирателя в канун президентских выборов. И именно там он, ища на полке толстую книгу, подаренную ему знакомым писателем, произносит бессмертную фразу: «Как называется книга? Не помню, не читал... У кого сегодня есть время читать названия книг? Я читаю только дарственные надписи». Наверное, эту фразу надо помнить всем авторам, ищущим писательской славы
«Будут ли меня почитать как архипастыря и отца вер-ховнейшего, и дадут ли мне устроить церковь?» - спросил Ник*р|* Царь, а за ним власти духовные и бояре поклялись. | 1652 году Никон сделался патриархом.
|
|
564
565
Особенности национального пиара
Цари и разбойники пиара
«"Отец и богомолец" царский, "великий государь, святейший Никон, патриарх Московский и всея Руси" стал ярчайшим и авторитетнейшим выразителем русского взгляда на "симфонию властей" - основополагающую идею православной государственности, утверждающую понимание власти духовной и светской как самостоятельных религиозны^ служений, церковных послушаний, призванных взаимными гармоничными усилиями управить "народ Божий" во благонравии и покое, необходимых для спасения души», - писал митрополит Сергий (Снычев).
В предисловии к изданному в 1655 году Служебнику говорилось: Господь даровал России «два великия дара» -благочестивого и христолюбивого великого государя-царя и святейшего патриарха, «богоизбранную и богомудрую двоицу». <<щк возрадуются вси, живущие под державою их... яко да под единым их государским повелением вси», - резюмировалось в заключении.
Правим на пару. Симфония властей. Вот так.
Слетевшая луковка
Возможно, именно в тот момент, когда перед ним на коленях стоял великий государь Земли Русской, у крестьянского сына, выражаясь современным языком, крыша съехала. Нисходя к его церковному статусу, можно уточнить: слетела луковка.
Впрочем, один проект на новом посту успел еще добавить ему позитива в глазах религиозного русского общества.
В 1657 году в сорока верстах от Москвы на реке Истре патриарх поставил деревянную ограду с башнями, а в середине - деревянную церковь и пригласил на ее освящение Алексея Михайловича. «Какое прекрасное место, как Иеру-
салим!» - сказал царь, никогда, кстати, как и все другие московские государи, там не бывавший.
Никон ухватился за идею. Он послал своего помощника на Восток, чтобы тот добыл точный план иерусалимского храма Воскресения, а сам тем временем дал палестинские названия всем окрестностям. Так в Подмосковье появился Назарет, село Скудельничье, гора Елеон и река Иордан. Правда, Истра потом все же снова стала Истрой, но, собираясь на рыбалку на Истринское водохранилище, можно теперь представлять себе, что будешь ловить подлещиков в Иордане - в речке, в которой крестили Христа...
|
|
Строительство Нового Иерусалима было PR-идеей светлой. Но, к сожалению, недоделанной, не доведенной до конца. Замысел Никона казался современникам невероятным и даже кощунственным: «Патриархом Иерусалимским гордец хочет стать!» А он помнил, что пророками был предречен Новый Иерусалим, храм Спасителя. Наш Александр Проханов считает, например, что Никон строил космодром для второго пришествия... Россия становилась и Третьим Римом, и Вторым Иерусалимом!
А может, Никон просто творчески использовал слова царя.
Идея Москвы как второго Иерусалима — последняя удача в PR-деятельности патриарха. И 1657 год, кажется, был последним, когда Алексей Михайлович еще мог назвать Никона «собинным другом». После этого тот делал в основном PR-ошибки - одну другой грубее и нарочитее.
Дело четырех патриархов
Сейчас очень трудно установить, насколько в принципе нуждались в исправлениях богослужебные книги. Потреб-
566
567
Особенности национального пиара
Цари и разбойники пиара
ник, Служебник, Минеи, Октоих, Шестоднев, Псалтырь, Апостол, Часослов, Триодь цветная и постная, Евангелие напрестольное и учительное... Человеку воцерковленному эти названия говорят много, остальным трудно в них не запутаться. Книги переписывались от руки, накапливались в них какие-то описки да ошибки...
Еще менее понятно, нужно ли было отказываться от крещения двумя пальцами и креститься непременно тремя. Патриарх Никон взывал к авторитету восточных патриархов. Пусть они подтвердят, что креститься необходимо, складывая щепотью три перста, а не два!
Восточные патриархи отнюдь этого не подтвердят. В 1649 году в Москве побывал иерусалимский патриарх. На прямой -вопрос о крещении он ответил, что вообще неважно, сколькими перстами креститься и благословлять, лишь бы «и благословляющий, и благословляемый помнили, что благословение исходит от Иисуса Христа»1.
Возможно, Никон был просто движим честолюбием. Он понимал, что политическое влияние может только возрастать: стоит ему стабилизироваться или, не дай Бог, начать сжиматься, как никакого влияния не останется вовсе.
Никон затеял реформу, которая должна была вывести его на принципиально новый уровень. Он готов был стать почти мессией - спасителем Руси, вернув ей истинную церковь!
Буганов В, И., Богданов А. П. Бунтари и правдоискатели в русской православной церкви. М., 1991.
2 А патриарх - не будем себя обманывать, должность и тогда была политическая. О дне сегодняшнем, православные, и говорить не будем, дабы окончательно не впасть в ересь...
Раскол!
Никон взялся за дело с присущей ему энергией и склонностью к экстраординарным поступкам. По иронии истории его «ново-реформаторский» кураж на самом деле был направлен на возврат старых порядков.
Вот точно так же Гайдар с Чубайсом совершали глобальное обновление, возвращая страну в эпоху до 1913 года.
В 1653 году, перед великим постом, он разослал по церквам строгий циркуляр, сколько следует класть земных поклонов при чтении одной известной молитвы, причем как бы между прочим предписывал креститься тремя перстами. Это, как всем известно, станет краеугольным камнем церковного раскола — двумя или тремя. Но самое первое указание на этот счет было сделано без нажима, как нечто само собой разумеющееся.
Можно представить, что испытывал деревенский поп где-нибудь под Костромой, когда на службе в первый раз сложил три перста. Какой культурный шок испытали, видя это, его прихожане — крестьяне. Как пытались они повторить за батюшкой этот непостижимый трюк своими загрубелыми непослушными пальцами... Причем у многих, верно, из трех пальцев привычно складывалась только фига... Но они уже крестились по-новому (точнее, по-старому). Это потом появится знаменитая раскольничья байка о том, что трехперстием зажимают беса. Пока же революция была сделана по-тихому.
Но на этом Никон как деятель PR иссяк и дальше действовал просто себе во вред. Вроде бы он по-прежнему делал все правильно. Решение об исправлении богослужеб-
1 И даже не 1913-го, а скорее последней четверти XIX века! Причем даже не России, а скорее США - недаром по аналогии с «Диким Западом» эти времена были названы «диким капитализмом».
568
569
Особенности национального пиара
Цари и разбойники пиара
ных книг он провел четко «в рамках Конституции», то есть через церковный собор 1654 года под председательством самого царя и в присутствии Боярской думы. Собор постановил при печатании церковных книг исправлять их по древним славянским и по греческим источникам. В умах русских людей вопрос вставал ребром: неужто при этом патриархе и божественное писание неправо? Что лее после всего этого остается святого-истинного во всей в русской церкви? Люди зароптали.
Вот тут бы Никону притормозить. Дать разъяснения, чем отличаются книги, определяющие ход церковной службы, -то есть как бы комментарии к первоисточникам - от собственно евангельских текстов - то есть первоисточников. Немного обождать. А потом и приступать к делу.
Но Никон не прислушивался к ропоту. Он, как истинный реформатор, думал не о последствиях, а о перспективах. Он летел запряженной русской птицей-тройкой вперед - к собственной погибели. Никон, как Петр I впоследствии, неумело и шумно правя, также поставил «Россию на дыбы». Но поднимал на дыбы он не государственную машину, не экономику, а саму суть, саму душу русского человека.
Следующим объектом его гонений стали столь почитаемые русскими людьми иконы. Патриарх ополчился против современных иконописцев, которые, как ему казалось, отступали от греческих образцов, усваивая приемы итальянских католических живописцев. Бывший деревенский поп прямо пошел против мирового процесса развития изобразительного искусства. Да и вообще - глумился над святым.
В 1654 году царь был в военном походе, а патриарх тем временем приказал произвести в Москве тотальный обыск. Во всех домах, не исключая и дома знатных людей, иконы нового письма изымались. А дальше с ними поступали в соответствии с представлениями какого-то негритянского
^культа вуду». У отобранных икон выкалывали глаза. И в Таком испоганенном виде носили по городу. Попутно объявлялся патриарший указ о наказании всем, кто будет писать такие иконы. Наказание было обещано строгое. Выколотые глаза икон не позволяли усомниться в серьезности намерений Никона.
Он хотел произвести сильное впечатление - и поверг москвичей в шок. Надругательство над святынями - а таковыми и оставались изуродованные иконы - представило его Самого дикарем и варваром. От этого иерарха всего можно Ожидать — вот такое на Москве было общественное мнение. В духе времени, все стали ждать Божьей кары.
И представьте, она не замедлила! Вообще иногда случаются непонятные нашему уму вещи. Вот, говорят, убило же недавно (2009 г.) молнией бывшего ровненского губернатора на Западной Украине, когда тот пообещал, что патриарх Кирилл попадет в Ровно только через его труп. А тогда разразилась эпидемия моровой язвы. Да еще произошла такая страшная вещь, как солнечное затмение. Случайность? Совпадение? Мы скажем - конечно да. Но москвичи XVII века считали - Перст Божий! Прямое Божье указание - и наказание за издевательство над иконами, над верой. Горожане стекались на сходки, ругали патриарха последними словами. Никон блажит, а Бог-то наказывает всех!
Как всегда, за волнениями в столице кто-то стоял. Врагов среди знатных бояр у Никона было предостаточно. А он тут совершил еще одну, не менее тяжелую ошибку. Самым банальным образом сбежал из города от эпидемии. Еще несколько лет назад в Новгороде он предпочел быть избитым во время бунта, но все-таки стоять на своем. Рисковать жизнью, но выглядеть в глазах царя истинным пастырем. Теперь же бросил свой патриарший престол и свою паству во время мора, спасая свое патриаршее здоровье. Это ему еще припомнят враги. И этого не забудет царь.
570
571
Особенности национального пиара
Цари и разбойники пиара
Стоило улечься первой волне, как Никон поднял вторую. В 1655 году он совершал в Успенском соборе Кремля торжественное богослужение и присутствии двух восточных патриархов - антиохийского и сербского1. Наличие высокопоставленных слушателей и большой аудитории раззадорило патриарха, как на рок-музыканта наркотически действует заведен-
ЧЕРВОНИИ Василий 1 Г Ш& У
(1958-2009). Вот что писа- НЫИ стаАиОН С фанатами,
ла «Комсомольская правда» НИКОН ВОШеЛ В реЛИГИОЗНЫЙ ЭК-
в отчете о визите в Ровно пат- стаз и разразился гневной пропове-
риарха Кирилла (2009):._ "
«Одна из самых обсуждае- ДЬЮ ПР°ТИВ НОВОИ РУсскои ИКОНОПИ-
мых здесь историй - гибель си и разом предал церковному отлу-главного противника Кирил- чению всех, кто впредь будет писать
да, бывшего губернатора иди держать | себя новые иконы#
Ровненскои области. Как _ г
рассказали местные жители, Тут ему начали ПОДНОСИТЬ KOH-
Василий Червоний обещал фискованные иконы. И он, показы-
только через свой труп. И вот якобы в тот самый момент, когда Кирилл на пути в Стамбул пролетал через Украину, отправившегося на рыбалку губернатора сразила мол- |
пустить Патриарха в Ровно вая каждую народу, тут же ШВЬфЯЛ
ее на каменный пол с такой силой,
что икона разбивалась в щепки. На
колотив их изрядно, он наконец при
томился и приказал битые иконы
ния. с такими вещами здесь сжечь. Царь Алексей Михайлович, до
не шутят» того момента смиренно слушавший
разбушевавшегося патриарха, подошел к нему и тихо сказал: «Нет, батюшка, не вели их жечь, а прикажи лучше зарыть в землю».
Слово «восточные» не должно вводить в заблуждение. Имеется в виду - «православные». Антиохия, действительно, находится на Ближнем Востоке. А вот Сербия расположена на долготе Швеции. Или, что нам ближе, Калининградской области.
572
Все это произвело очень неприятное впечатление на собравшихся. Ну а как это далее «пересказывали» по Москве — лучше вообще не повторять.
А Никон не успокаивался. На церковном соборе 1655 года ОН объявил, что хотя он русский, но его вера - греческая. На глазах всего молившегося народа снял с себя русский клобук и надел греческий. Народ снова был в шоке.
Стиль общения Никона с коллегами по цеху тоже способствовал его крушению и излишним демократизмом не отличался. «Оборвать, обругать, проклясть, избить неугодного Ьбловека - таковы были обычные приемы его властного пастырства», — отмечает Ключевский. С епископом коломенским Павлом (а епископ, как понимаете, - не последний человек в церковной иерархии), посмевшим возражать ему на соборе 1654 года, Никон как-то поступил с патриархальной Простотой. Павел был лишён кафедры, предан «лютому би-Шию», сослан, сошел с ума и погиб безвестной смертью.
Бесконечные жалобы на Никона уже начинали раздражать и царя.
Для Никона все это рано или поздно должно было кончиться катастрофой.
Катастрофа
Летом 1658 в Москву приехал грузинский царевич (Грузия уже тогда задумывалась о том, чтобы пойти «под руку» Москвы), в царском дворце давали большой дипломатический пир. А Никона на мероприятие такого уровня впервые шяли да и не позвали. При том, что единственным поводом защищать грузин от соседей-магометан было то, что они наши братья по вере, а значит, религиозно-церковная составляющая этого визита была велика. Это было ему нестерпимо обидно.
57 J
■I
Особенности национального пиара
Рябушкин А. П. (1861-1904). Едут! (Народ московский во время въезда иностранного посольства в Москву в конце XVII века)
Цари и разбойники пиара
Патриарх не выдержал и послал своего помощника - ра-зузната что да как. Окольничий Богдан Хитрово, расчищавший в толпе путь для грузинского царевича, как бы нечаянно ударил патриаршего боярина палкой по голове.
- Напрасно бьешь меня, Богдан Матвеевич, - сказал тот, -мы пришли сюда не просто, а за делом.
- А ты кто таков? — спросил окольничий.
- Я патриарший человек, за делом послан, - отвечал Никоновский ассистент.
- Ну-ну! - сказал Хитрово и еще раз ударил боярина по лбу.
Тот с плачем вернулся к Никону и жаловался на обиду. Никон написал царю письмо и просил суда за оскорбление своего секретаря. Царь отвечал ему собственноручно: «Сыщу и по времени сам с тобою видеться буду». Однако прошел день, другой: царь не повидался с Никоном и не учинил расправы за оскорбление...
Патриарх чувствовал себя уже так, будто его самого били палкой по лбу.
Тут как раз началась череда церковных праздников. А царь, против обычая, не приходил в церковь, если служил патриарх. Тот приглашал его раз, и другой, и третий... Наконец явился от него посланец:
- Царское величество на тебя гневен: оттого он не при
шел к заутрени и повелел не ждать его к святой литургии.
Ты йрёнебрег его царским величеством и пишешься вели
ким государем, а у нас один великий государь - царь.
Никон резонно возразил:
- Я называюсь великим государем не собою. Так восхо
тел и повелел его величество. На это у меня и грамоты есть,
Писанные рукою его царского величества.
Ответ был жесткий:
- Царское величество почтил тебя, яко отца и пастыря, и
ты этого не уразумел; а ныне царское величество велел тебе
574
575
Особенности национального пиара
Цари и разбойники пиара
сказать: отныне не пишись и не называйся великим государем; почитать тебя впредь не будет.
Нечто подобное было на памяти нынешнего политического поколения. Правда, вспоминается уже смутно, но все-таки это действительно было в «перестройку»: «Подвели тебя амбиции твои». Такой ядовитой тирадой торжествующий Егор Кузьмич Лигачев подводил, как тогда казалось, черту под политической карьерой Бориса Ельцина. Борис был умнее и хитрее Никона. Внешне он смирился, извинился и ушел в сумрак и оттуда начал готовить реванш... И какой!
Но Ельцин был опытным партийным бюрократом, ушел тихо, не подставляясь. Никон же, как нарочно, лепил ошибку за ошибкой. Теперь он решил произнести публичное торжественное отречение от патриаршей кафедры. Устроить из этого целое шоу.
Наверное, он предполагал, что набожный царь, услышав о его намерении, поспешит помириться. Возможность взорвать православную атомную бомбу, устроить вселенский скандал казалась ему дьявольски привлекательной. Хуже он ничего не мог сделать ни для себя, ни для церкви, ни для страны.
Отслужив в Успенском соборе Кремля литургию, Никон дал приказание, чтобы никого не выпускали из церкви: «Буду говорить поучение». Раньше Никон говорил о страждущи» и неправедно обиженных. Теперь заговорил о себе любимом: «Ленив я стал, не гожусь быть патриархом, окоростевел от лени, и вы окоростевели от моего неучения. Называли меня еретиком, иконоборцем, что я новые книги завел, камнями хотели меня побить; с этих пор я вам не патриарх...»
Затем Никон снял с себя мантию, положил патриарший посох, вышел из церкви, взял простую палку, с какими ходили рядовые попы, и пешком отправился на подворье Воскресенского монастыря.
Как ты дошел до жизни такой
Статус его оставался неотчетливым. В монастыре Никон копал пруды, разводил рыбу, строил мельницы, разбивал Сады. Он трудился вместе с рабочими и наравне с ними. Наконец ему было передано царское прощение. Его по-преж-Вему называли патриархом...
Царь не хотел до конца рвать с Никоном, а т%г делал [©Шибку за ошибкой, выставлял себя все большим склочником. Например, писал царю письма, гневно его критикуя: «Откуда взял ты такую дерзость, чтобы делать сыски о нас И судить нас? Какие законы Божий повелели тебе обладать рами, Божиими рабами? Мало ли тебе нашего бегства? Мало Ли тебе, что мы оставили все на волю твоего благородия, отрясая прах ног своих ко свидетельству в день судный!» Завешал он письмо рассказом о своем видении. Представился ему будто бы царский дворец, и некий седой муж сказал: «Псы будут в этом дворе щенят своих родить, и радость шастанет бесам от погибели многих людей».
Гений пиара создавал имидж чуть ли не святого, которому не нужно ничего для себя, который не дорожит официальными постами. Гений антипиара создавал о себе мнение, как о хитром, но неловком интригане. И скатился до откровенной торговли: Никон выдвинул ряд условий своего окончательного ухода, просил только оставить за собой патриарший титул и монастыри, построенные им. Предложение вроде бы начали обсуждать, потом забыли.
И, что уж было полное безумие, Никон написал за границу, главам зарубежных церквей, жалуясь на царя. Письмо перехватили враги опального патриарха. Вчерашний «со-бинный друг» царя скатился почти что до измены.
Теперь его ждала ссылка в Ферапонтов монастырь, за Вологдой. Царь прислал денег на дорогу и разных мехов и одежд.
576
577
Особенности национального пиара
Цари и разбойники пиара
— Возврати все это пославшему тебя и скажи, что Никон
ничего не требует! - велел он царскому боярину-порученцу.
Тот сказал, что царь просит прощения и благословения.
— Будем ждать суда Божия! — сказал Никон.
В общем, не простил. Может, и зря? Алексей Михалыч не был злым человеком. Похоже, искал путей к примирению, а Никон хотел не примирения, а полной моральной «победы» над царем. Это было глупо и с точки зрения реальной политики. Тот Никон, что создал себе имидж человека, готового страдать за правое дело, заботящегося о не-"Щшстных и обездоленных, не должен был так поступать.
Осень патриарха
Сейчас Ферапонтов монастырь представлен в списке культурного наследия ЮНЕСКО - благодаря волшебным фрескам Дионисия в Рождественской церкви, которым ив так давно исполнилось 500 лет. Но еще в конце XIX века про заброшенный монастырь никто не вспоминал (благоденствовал тогда расположенный неподалеку Кириллов монастырь). А когда сто лет назад о Ферапонтове вспомнили, то только как о месте 10-летнего заточения патриарха Никона.
«Жизнь в Ферапонтовом монастыре скудная, вотчинка за ним небольшая и крестьянишки обнищали до конца», -писал оттуда опальный патриарх. Правда, обнищанию, по некоторым сведениям, способствовал сам ссыльный, требовавший к столу осетров и арбузы, заставлявший строить на озере, на котором стоит монастырь, остров в форме креста. Правда, по другим сведениям, Никон катал в воду камни и выкладывал остров сам.