Научно-исследовательская работа студентов (НИРС)

Внедрение НИРС в учебный процесс обеспечивает повышение качества подготовки специалистов через привитие им навыков самостоятельной творческой работы.

НИРС выявляет индивидуальные склонности студентов, развивает творческое, аналитическое мышление, вырабатывает высокие деловые и моральные качества.

Формы и направленность НИРС с каждым годом совершенствуются и развиваются. Какими бы совершенными ни были учебные планы в современном вузе, какие бы рациональные формы учебных занятий они ни предусматривали, настоящее научное творчество студентов возможно лишь тогда, когда оно не ограничивается рамками учебного расписания занятий. Те студенты, которые хотят после окончания вуза работать творчески, должны активно заниматься научной работой, участвуя в студенческих конструкторских бюро, в семинарах, олимпиадах, конференциях.

Подготовка студентов к самостоятельным научным исследованиям обеспечивается усложнением заданий и все более возрастающим уровнем самостоятельности. Так, на первом этапе студенты занимаются составлением аннотаций к публикациям, подбором литературы по определенной теме, обучаются реферированию. На старших курсах студенты составляют научные обзоры по тематике той или иной профилирующей кафедры. Постепенно студентам поручается самостоятельное решение конкретных задач, определяемых программой производственной/преддипломной практики.

Результаты самостоятельной научно-исследовательской работы студенты оформляют в виде законченных научных работ (рефератов, докладов) и представляют их на ежегодные научные студенческие конференции.

Во многих вузах расширилось включение элементов творчества в лабораторные работы, а при выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план исследований, анализирует результаты эксперимента, составляет научный отчет.

Большой научный интерес у студентов вызывают специальные научные семинары, на которых происходит творческое общение студентов с ведущими учеными и практиками. Участие в работе таких семинаров расширяет кругозор студента, закрепляет и углубляет навыки работы с научной литературой, вырабатывает умение выступать с докладами, вести научную дискуссию.

Правильная организация НИРС способствует более эффективной подготовке будущих специалистов.

& § 12. Конспект

N 12.1. Прочитайте текст. Расскажите о составлении конспекта, его разновидностях.

Как ни странно, но сегодня далеко не каждый знает правила написания конспекта. При составлении конспекта нужно стремиться к форме связанного пересказа, но не в ущерб другим, более важным качествам конспекта – ясности и краткости. Конспекты при своей обязательной краткости должны содержать не только основные положения и выводы, но и факты, доказательства, примеры. Ведь утверждение, не подкрепленное примером, не будет убедительным и трудно запоминается.

Конспекты можно условно подразделить на четыре типа: плановые, текстуальные, свободные, тематические. Плановый конспект составляется с помощью предварительного плана текста, и каждому вопросу плана отвечает определенная часть конспекта. Текстуальный конспект составляется в основном из цитат, и особенно целесообразно использовать этот вид конспекта при изучении материалов для сравнительного анализа положений, высказанных рядом авторов. Свободный конспект требует умения самостоятельно четко и кратко формулировать основные положения материала, но это достаточно трудоемкая работа, требующая глубокого осмысления материала. Тематический конспект составляется на основе материала различных источников на определенную тему, и такой конспект помогает всесторонне обдумывать тему, анализировать различные точки зрения, мобилизовать свои знания.

Чаще всего конспекты комбинируются, включая план, цитаты и т.д. Поэтому умение составления различного вида конспектов необходимо каждому студенту.

Большая роль при составлении конспекта отводится плану. План представляет собой краткую запись текста и отражает самое главное в содержании. Планы бывают простыми (вопросный план, назывной план) и сложными (развернутый план, тезисный план).

@ 12.2. Прочитайте текст. Как вы считаете, какова роль науки в обществе? Составьте конспект. Опираясь на конспект, расскажите о том, какое место занимает наука в деятельности государств? С каких исторических событий внимание властей к науке резко возросло? Может ли сегодня наука обходится без поддержки государства? Свободна ли наука в своем развитии? Могут ли ученые обрести свободу в исследованиях? Ответственны ли ученые за результаты науки? Могут ли ученые сегодня жить вне политики? Расскажите, что вы узнали нового о науке?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: