Об обществе

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра истории и социальных дисциплин

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ

на тему:

«СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ ОБ ОБЩЕСТВЕ: О.КОНТ И Г.СПЕНСЕР»

Выполнил: слушатель

курсов переподготовки

по направлению «Социология»

Корсавина Валентина Юрьевна

Проверил:

к.и.н., доцент Рогов Д.В.

Санкт-Петербург, 2013

План проекта:

СТАНОВЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ

ОБ ОБЩЕСТВЕ

1. Огюст Конт и Герберт Спенсер: краткие биографические данные.

2. Основные социологические идеи О. Конта.

3. «Органическая социология» Г.Спенсера. Универсализм и концептуальность в понимании явлений общественной жизни.

4. Список литературы.

1 вопрос.

Конт Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье (фр. Isidore Marie Auguste François Xavier Comte; 1798 —1857) -французский философ и социолог. Родоначальник позитивизма. Основоположник социологии как самостоятельной науки.

Родился 19 января 1798 года в городе Монпелье в семье чиновника — сборщика податей. Родители Конта были монархистами, а сын стал приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания лицея в 1814 году Огюст Конт поступает в Политехническую школу в Париже. Он усердно изучает математику и другие точные науки, читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений. Но это не мешало ему отстаивать собственные взгляды и даже участвовать в конфликтах с начальством школы. После очередного выступления учеников против одного из преподавателей, Огюст Конт, игравший в данном выступлении не последнюю роль, был отправлен в родной город под надзор полиции. Политехническую школу он так и не окончил, а, вернувшись в Париж, он начинает самостоятельную жизнь, давая частные уроки по математике.

В 1817 году Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри. Первоначально взаимоотношения юного ученика и знаменитого учителя носят дружеский характер. Конт испытывал безграничное уважение к Сен-Симону и активно сотрудничал в его изданиях. Но постепенно их взаимоотношения портятся и в 1824 году заканчиваются разрывом.

Конт не занимал прочных позиций в академической системе тогдашней Франции. Его попытки получить кафедру или занять должность штатного преподавателя в Политехнической школе и в Коллеж де Франс оказались безуспешными, и он вынужден был довольствоваться скромной ролью репетитора и экзаменатора в Политехнической школе, давать также частные уроки. Это обеспечивало ему весьма скудные средства существования.

Хотя в ранние годы Конт читал очень много, впоследствии, разрабатывая свою философскую систему, он подчинил себя режиму так называемой «мозговой гигиены» с целью не заражаться чужими воззрениями. Согласно этому режиму он на протяжении многих лет не читал ничего, что имело бы хотя бы косвенное отношение к предметам его изысканий, а также поэтических сочинений.

С 1826 года Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому, а с 1830 года он начинает издание 6-томного «Курса позитивной философии». Конт был человеком чрезвычайно неуравновешенным. Серьезные жизненные неудачи компенсировались у него самомнением и непреклонной верой в свою исключительную миссию. Чувство юмора и остроумие были ему чужды. Во второй половине 40-х годов Конт обращается к проповеднической и практической организационной деятельности, пропагандируя позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение. Он провозглашает Религию Человечества и создает Позитивистское общество. Последние годы жизни он был занят разработкой нового религиозного учения и культа, провозгласив себя первосвященником Религии Человечества.

В творчестве Конта принято различать три периода.

Первый период, совпадающий со временем его сотрудничества с Сен-Симоном, характеризуется изданием шести небольших сочинений, в которых он намечает принципы и пути интеллектуальной и социальной реформы, в которой нуждается человечество. Уже в этих сочинениях присутствует ряд наиболее важных идей, которые Конт развивает впоследствии, например, идея об особой роли ученых в новом обществе, идея о двух главных эпохах в развитии человечества и другие.

Второй период — это период зрелости, когда создавался «Курс позитивной философии». В это время Конт разрабатывает философские и научные основы позитивистского мировоззрения. Считая, что интеллектуальная реформа должна предшествовать социальной (включая политическую, моральную, религиозную), Конт в этот период выступает в роли ученого и придерживается «объективного» метода. Он обосновывает включенность человеческого и социального мира в общую систему мироздания, подчиненность человеческих дел естественному ходу вещей и ориентацию социологии на естественные науки как на более зрелые.

Третий, завершающий период творчества Конта, начинается со второй половины 40-х годов. Он отмечен созданием таких произведений, как четырехтомная «Система позитивной политики, или Социологический трактат, учреждающий Религию Человечества», «Позитивистский катехизис» и «Субъективный синтез». На первый план в его учении выходят эмоциональные факторы человеческой и социальной жизни, воплощенные в понятии «сердце». Главным объектом его внимания становятся институты, отвечающие эмоциональным потребностям человека: мораль и религия. Теперь Конт говорит о «позитивизме» как о доктрине, в которой интеллектуальные, научные элементы подчинены моральным, религиозным и политическим. Если раньше он подчеркивал «естественный» характер социальных законов, необходимость познания их и подчинения им, то теперь он рассматривает социальный мир как продукт чувства, воли и деятельности человека. В этот период он выступает уже не столько в роли ученого, сколько в других ролях: моралиста, пророка и первосвященника новой религии, автора социально-политических проектов.

Умер Конт 5 сентября 1857 года в окружении своих учеников.

Спенсер Герберт (1820 — 1903) — английский философ, представитель позитивизма, основоположник "органической школы" в социологии. Спенсер утверждал, что в человеческом обществе, как и в любой биологической популяции, действует дарвиновский принцип естественного отбора, что развитие подчинено закону выживания наиболее приспособленных обществ и индивидуумов. Большую часть жизни провёл как кабинетный учёный. Философия Спенсера явилась дальнейшим развитием позитивизма О. Конта, хотя Спенсер и отрицал свою зависимость от его взглядов. Влияние на Спенсера оказали также агностицизм Д. Юма и Дж. С. Милля, кантианство, натурфилософские идеи Ф. Шеллинга и шотландская школа.

Философию Спенсер понимал как максимально обобщённое знание законов явлений; т. о., философия, по Спенсеру, отличается от частных наук чисто количественно, степенью обобщенности знания. Спенсер исходит из деления мира на Познаваемое и Непознаваемое (в этом смысле его философия может быть понята как упрощённая модификация учения И. Канта. Познаваемое — "мир явлений", Непознаваемое — "вещь в себе"). Наука, по мысли Герберта Спенсера, способна познавать лишь сходства, различия и др. отношения между чувственными восприятиями, но не может проникнуть в сущность явлений. С этой точки зрения "...материя, движение и сила лишь символы неведомого реального". Непознаваемое выступает у Спенсера как "первоначальная причина", в признании наличия которой сходятся наука и религия.

В теории познания Спенсер развивал концепцию т. н. трансформированного реализма, утверждая, что ощущения не похожи на предметы; однако каждому изменению предмета соответствует определённое изменение структуры ощущений и восприятий ("иероглифизм"). Спенсер пытался соединить эмпиризм с априоризмом признавая априорное (самоочевидное) физиологически закрепленным опытом бесчисленных поколений предков. Согласно Спенсеру, то, что априорно для личности, апостериорно для рода.

Специфическая особенность позитивизма Спенсера — его учение о всеобщей эволюции, основанное на механистической интерпретации эмбриологии К. Бэра, геологического учения Ч. Лайеля, физического закона сохранения и превращения энергии и дарвинизма. Герберт Спенсер сводил понятие эволюции к непрерывному перераспределению телесных частиц и их движению, соединению (интеграции) и рассеянию (дезинтеграции). Под это механистическое понимание эволюции Спенсер пытался подвести все явления — от неорганических до нравственных и социальных, утверждая, что общее направление эволюции — к равновесию. Отказываясь искать причины эволюции С. понимал эволюционизм как простое описание наблюдаемых фактов. Отсюда возникает внутреннее противоречие концепции Спенсера: учение об эволюции не относится им к сфере сущности, в области же явлений оно не вправе претендовать на объяснение закономерной связи между последовательными состояниями тел. Теория эволюции Спенсера не могла объяснить качественные изменения в развитии; это отчётливо выразилось также в понимании Спенсером биологической эволюции — как приспособления внутренних отношений к внешним с целью сохранения существования.

Герберт Спенсер является основоположником органической школы в социологии. Классовое строение общества и выделение в его рамках различных административных органов Спенсер понимал по аналогии с разделением функций между органами живого тела. Основным законом социального развития Спенсер считал закон выживания наиболее приспособленных обществ, а из своей концепции эволюции выводил преимущественно наибольшую приспособленность "дифференцированного" (т. е. разделённого на классы) общества. Спенсер — противник социализма, считавший революцию "болезнью" общественного организма.

В этике Спенсер стоял на позициях утилитаризма и гедонизма; нравственность, по Спенсеру, связана с пользой, которая и есть источник наслаждения. Эстетические воззрения Спенсера сочетают различные мотивы: принцип бесцельной целесообразности Канта, понимание искусства как игры, идущее от Ф. Шиллера, и утилитаризм, согласно которому прекрасно то, что было в прошлом полезно. Психология Спенсера явилась одним из источников психофизического параллелизма и генетической психологии. Педагогические идеи Спенсера были связаны с пропагандой утилитарного, естественнонаучного образования. Спенсер внёс значительный вклад в изучение первобытной культуры, был одним из представителей эволюционной школы в этнографии, разработал теорию происхождения и развития религиозных верований.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: