Построение индикаторной диаграммы

Расчетная индикаторная диаграмма рабочего цикла строится в координатах p–V на миллиметровой бумаге формата А1.

На оси абсцисс (рисунок 1) откладываем произвольный отрезок ОА длиной lОА =10-12мм, изображающий в масштабе mv объем камеры сгорания Vc. Далее, на оси абсцисс от точки «О» откладываем объемы Vz (для дизелей) и Va определяемые по формулам:

, (37)

(38)

В результате отмеченных построений получается точка «В».

На оси ординат откладываем произвольный отрезок ОД, длиной не менее lод=250 мм, соответствующий отрезку в масштабе mр максимальному давлению сгорания рz. Масштаб mр высчитываем по формуле

(39)

На оси ординат откладываются в масштабе mр давления pa, pc, pв, рr и на вертикалях, проведенных через точки «А» и «В», получаются точки а, с, в, r, z/. Точка z для дизелей получается при пересечении изобары, проведенной через точку Д, с вертикалью, соответствующей Vz.

После проведения указанных построений проводится линия атмосферного давления (или давления в нагнетателе при газотурбонаддуве), отстоящая от оси абсцисс на расстояние p0/mp (или при газотурбонаддуве pk/mp). Затем проводятся горизонтали через точки а и r.

Точки а и с соединяются политропой сжатия, а точки z и b по политропе расширения. Промежуточные точки политроп определяются из условия, что каждому произвольному значению объема цилиндра Vx на оси абсцисс соответствуют значения давлений:

- для политропы сжатия

(40)

- для политропы расширения

(41)

где рх – значение давления в цилиндре в промежуточных точках политропы, МПа;

Vx – значение объема цилиндра в промежуточных точках политропы, м3.

Расчеты необходимо вести не менее чем для 8 промежуточных точек. Результаты расчетов сводим в таблицу 2.

Таблица 2 – Значение промежуточных точек политроп

№ точки Vx=ОХ, мм Политропа сжатия, Расширение, px, мм
px, МПа px / mр, МПа/мм px, МПа px /mр, МПа /мм
           
           
           
           
           
           
           
           

Рисунок 1 – Индикаторная диаграмма четырехтактного дизеля

При построении диаграммы для карбюраторного двигателя на оси ординат откладывается в масштабе давление 0,85pz и через полученную точку проводится горизонталь до пересечения с политропой расширения. В результате получается условная точка Z, которая прямой соединяется с точкой с.

Для учета фаз газораспределения и опережения впрыска (зажигания) производится скругление индикаторной диаграммы у точек с, z/, z, r и b (для дизеля) и у точек с, r, b (для карбюраторного двигателя) так, чтобы площадь скругления диаграммы составляла 94…95% от расчетной.

По построенной скруглённой индикаторной диаграмме определяется среднее индикаторное давление (pi, МПа):

, (42)

где А – площадь скругленной заштрихованной части диаграммы, мм2;

lAB - длина диаграммы по оси абсцисс, мм;

mp - масштаб давления.

Для проверки полученного значения pi находим теоретическое среднее индикаторное давление цикла (piт, МПа) по зависимостям:

- для карбюраторных двигателей

, (43)

- для дизельных двигателей

(44)

Среднее индикаторное давление цикла с учетом фаз газораспределения (piрасч, МПа):

(45)

где φ – коэффициент, учитывающий фазы газораспределения.

Коэффициент φ принимается:

- для карбюраторных двигателей φ = 0,94-0,97;

- для дизельных двигателей φ=0,92-0,94.

Точность построения индикаторной диаграммы оценивается погрешностью – К, определяемой по формуле:

(46)

При расчетах погрешность не должна превышать 3-4%.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: