Лишних вещей в доме не было. Каждая вещь служила для конкретного дела и была наполнена любовью и великим смыслом службы материального духовному.
Кроме лавок для сиденья, делались еще скамьи и стольцы. Скамьи выглядели шире лавок, и к ним крепились приголов-ники. На них не только сидели, но и отдыхали после обедни. Стольцы похожи на табуреты и так же покрывались. Скамей и столбцов в доме держали немного, а кресла и стулья были "лицом" и символом зажиточности.
Скамья между печью и окном, используемая для стряпни и хранения кухонной посуды, имела своё название - залавок или судная лавка.
Скамья со спинкой, которую можно было перекидывать - переметывать в обе стороны, как качель, называлась перемётной.
Переметная лавка
Столы были обязательно деревянными, большей частью дубовые, длинные и узкие. В богатых домах столы расписывались или покрывались резьбою. Скатерти и подскатертники применялись по праздникам. В будни столы покрывали полотняными и суконными кусками.
Условия для сна также были разными. Бедные люди спали на печке, их подрастающие дети - на лежаке возле печки. Подкладывали зачастую шкуру животных, особенно целительной считались козья и медвежья. Летом всяк любил поспать на сене.
|
|
Детские висячие колыбели устраивались так, что они мог ли плавно покачиваться сонной нянькой. Говорят, что такие покачивания дают закалку, и крестьянские дети выносливее в морском шторме. Колыбель делалась шире и длиннее, на вырост дитяти. Колыбель оберегалась знаками солнца и огня.
колыбель
Кроватью в старину служили и прикрепленная к стене скамья или лавка, к которой на ночь приставляли другую лавку. На лавки клали пуховик, или перину, или войлок.
Одежду и сукно хранили чаще всего в сундуках. Личный сундук для приданого девочке заказывали специально.
Посуду ставили в поставцах. Это полки, установленные по всей избе. И чем они выше, тем лучше. Когда появился шкаф под посуду, то его по-прежнему называли поставец или постав.
Ценные вещи и украшения хранились в ларцах. Ларцы были гордостью дома и передавались по наследству. Украшали золотом, металлическим кружевом, расписывали диковинными узорами.
Освещались дома восковыми и сальными свечами. Восковые водились у богачей. У простых людей избы освещались лучиной.
Лучина крепилась на металлический светец и под ним, как правило, стояла бочка с водой для погашения искр. Круглый светец долго мог сберегать огонь. (Картинка - светец)
Припасы хранили в бочках, кадушках, лукошках. В них хранились зерно, мука, лен, крупы, рыба, сушеное мясо, мелкие товары, например гвозди.
Сосуды, в которых варилась еда, назывались поваренными или сотовыми. Они были разных размеров - от одного до семиведерных.
|
|
Для небольшого количества пищи употреблялись горшки. Для теста существовала совершенно другая посуда, деревянные корыта и чаны - и за ней был тщательный уход и особое отношение.
Для мытья белья также использовались корыта, ночвы, буки. Мылись в лоханях. Для носки воды -ведра, кумганы, корчаги, ендовы, кувшины. Каждый раз после пользования приходилось посуду тщательно мыть, оттирать песком, скоблить ножом.
Пища разливалась и накладывалась в так называемые мисы и тарели. Тарели - плоские, а мисы с поднятыми краями. Необходимой принадлежностью стола и в бедном, и в богатом доме была солоница, отличались они только по дороговизне материала. В основном пользовались берестяной солоницей - символом солнца.
Питье - квас, вино, брагу, медовуху приносили и разливали из: ендовы, мушормы, кувшинов, сулеи, четвертины.
Братина использовалась на массовых пирах - братщинах, она похожа на объемный горшок с крышкой. Из них пили по очереди через край или черпали чумками, черпальцами, ковшами. Братина, из которой пили без каких-либо приспособлений, была меньшей и уже называлась братинка.
Поставок (став, ставен) - посуда для кваса или пива
Сулеи - бутылки с цепью, которые привешивались к поясу.
Скобкарь старинная деревянная посуда для напитков в форме водоплавающей птицы.
Ендова - праздничная посуда с носиком- сливом. В ней питье подносилось к столу и разливалось по чаркам.
Бурак-туесок - берестяной сосуд цилиндрической формы с деревянным дном и съемной крышкой. Из бураков пили пиво, мед. Во время летних работ в них брали питье в поле, так как берестяные стенки не пропускали тепла, и даже при сильном зное вода или квас оставались холодными.
Нарядные льнотканые полотенца на протяжении многих веков слыли в славянорусской культуре, пожалуй, самыми популярными "оберегами". Полотенцами-оберегами вместе с лентами, травой и ветками встречают весну, "завивают" березы, наклоняя их ветви к земле. Так, по древнему преданию, растительная сила дерева передается матушке - сырой земле. Узорные полотенца приносили на поклонение старым деревьям, особенно дубам, березам и липам.
Древние земледельцы считали, что, нарушая первозданную девственность природы (вспахивая поле или срывая, как бы "убивая" растения), они посредством магических ритуалов должны вымолить "прощение" у духов-покровителей природы. В этом истоки и многих славяно-русских "оберегов", отраженных в образах льна и полотенца.
На всех праздниках первым на полотенце выносили хлеб да соль. Соль - символ солнца, любви, хлеб-земля - милость. Полотенце - символ жизни человеческой, полоса судьбы, часть чистого космического пространства.
Полотенца - "обыденники" ткали против мора, для испрашивания дождя или ведра. Обыденное полотенце в древности ткали тайно за сутки или за один световой день.
Девушке к поре замужества готовили столько рушников, чтобы ими можно было одарить всю родню жениха, украсить стены в доме в день свадьбы.
Во время обручения руки жениха и невесты соединяли, обернув полотенцем, чтобы молодые жили в достатке. С тем же смыслом во время родов "бабка" принимала младенца на новое полотенце.
Если невеста согласна на брак, она дарит жениху и всем приехавшим с ним браные полотенца, с женихом невеста посылает полотенце его родственникам - рукобитное.
В день свадьбы невеста дарит приехавшим дружкам жениха полотенца, которые они тотчас перебрасывают через левое плечо, подружки невесты "перекрещивают" дружков через другое плечо кушаками.
В давние времена орнамент каждого полотенца по сюжету соответствовал месту, где его располагали во время свадьбы.
|
|
Свадебное полотенце, которым покрывали невесту, делалось длиной до трех метров, на концах нашивалось красное кружево. Он охранял невесту "от сглазу".
Полотенца подразделялись на "накрючники", "наспичники", "пристены" - с метровым узором на концах, "зеркальные" - для зеркал, "маховики" - имеют один орнаментированный конец,
На "девичник" - предсвадебный обряд, подруги невесты приглашали девушек, опоясавшись пестрыми кушаками или вышитыми полотенцами, а к кистям рук у них прикреплялись специальные маленькие полотенчики.
С момента вступления молодухи в дом мужа в семье употреблялись только ее полотенца.
На Масленице новобрачная дарила полотенце-"блинник" родным мужа за угощение блинками. В первое брачное утро молодой положено было выходить и умываться со своим полотенцем, которое называли "утренник".
Игрушка также была элементом народного быта. Игрушки связывают с древнейшими культовыми обрядами, олицетворением сил природы в облике людей и животных. Так женская фигура символизировала Мать-Землю-Берегиню, конь - солнце, птица - водную и воздушную стихии. Эти три образа с древнейших времен до нашего времени несут именно такой смысл. Предполагают, что и происхождение глиняных свистулек связано с обрядами глубокой древности, когда свист считался надежным средством отпугивания злых сил.
человек воплощал силы стихий в наиболее знакомых и близких ему образах живых существ, трактуя их по-иному: великая богиня плодородия стала барыней, девицей; птица - утушкой, курочкой, гусем; конь - рабочей лошадкой, тянущей воз или везущей кавалера. Медведь, также участник древних обрядов, -забавным, добродушным косолапым зверем из народной сказки.
Особенно поощрялась в народе игра с куклами у девочек, так как кукла считалась еще и символом продолжения рода. Верили что игрушки приносят хороший урожай, особенно если с ними играют взрослые девушки. Верили, что игрушки охраняют детский сон (до сих пор по древнему обычаю детей укладывают спать с любимой игрушкой).
|
|
Итак, мир вещей никогда не противоречил естественной жизни славянина, а помогал через материальное постичь духовное.