1. Библейский традиционализм и ретроспективность. Библия – книга самая древняя, истинная, слово Бога. Его Завет – объект веры, мера оценки любых теорий, философии. Идея – единый уникальный Бог в трансцендентном, запредельном мире – исключала любое многобожие и утверждала единую сущность мира.
2. Экзегетика – искусство толкования Завета: Библия – полный свод законов бытия – критерий истинности. Текст Писания – начало и конец любой философской теории, он анализируется семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи), спекулятивно (как основа для размышлений).
3. Дидактизм – назидательность, учительство: общая установка на образование, воспитание и продвижение по жизни к спасению, к Богу. Форма – трактат, диалог учителя и внемлющего ученика. Главное качество – энциклопедичность, виртуозное знание Святого Писания и владение в совершенстве формальной логикой Аристотеля.
Общий дух – оптимизм. Бог непостижим, но Его указания могут быть поняты через веру. Возможность личного спасения, воскресения в жизнь вечную, конечного торжества христианской истины в космическом масштабе. Симбиоз двух истин – мирской и Божественной. Истинная философия пользовалась формами и интеллекта, и интуитивного знания, озарения, Божественного откровения.
14. Патристика.Учение Августина.
Термин «патристика» происходит от лат. «патер»- «отец».
Патристика представляет собой религиозно-философское учение «отцов
Церкви» - богословов, сыгравших значительную роль в формировании
христианской ортодоксальной теологии. Наиболее активно патристика
развивалась в Ш – YШ вв.
В патристике обсуждались следующие вопросы:
- троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями;
- природа Христа – божественная, человеческая, богочеловеческая;
- соотношение свободы и благодати;
- отношение веры и разума.
Аврелий Августин Блаженный (354-430) был римским философом, одним
из осноположников христианской философии. Родился в Римской колонии –
городе Тагасте (Северная Африка) у матери-христианки и отца-язычника.
Учился в Тагасте, Карфагене, Риме и Медиолануме (Милан). Занимался
философией, в молодости интересовался скептицизмом, испытал влияние
трудов Плотина (последователя Платона), увлекался аллегорическим
истолкованием Библии. В 387 г. принял христианство, в 391 г. Стал
пресвитером, в 395 – епископом.
Основные труды: «О граде Божьем», «Исповедь», «Против академиков»,
«О блаженной жизни», «О порядке», «Бессмертие души», «О Троице», «Об
учителе», «О музыке».
Главная проблема трудов Августина – взаимоотношение Бога и мира. Его
взглядам присущи принципы теоцентризма (Бог – источник и причина всего) и
креационизма (мир создан Богом из ничего). Существует «личный» Бог,
запредельный миру, созданному им. Он – конечный и исходный пункт всех
человеческих действий. Он – носитель воли, творит мир по доброй воле из
ничего. Но в уме у Бога - прототипы реального мира, «образцы». Сотворенный мир
– единство бытия и небытия. Сотворение мира – чудо. Бог передает в
«пользование» природе законы, но при этом не забывает о мире, постоянно
печется о нем (Это названо провиденциализмом - божественной
предопределенностью
всех событий). Свое попечительство Бог не оставляет, иначе мир может
исчезнуть (концепция «непрерывного творения»). Мир, с точки зрения
Августина, представляет собой устойчивую иерархию, в нем – всему свое
Место. Внизу – неодушевленные тела (существуют), далее – растения
(существуют и живут), выше – животные (существуют, живут, ощущают), на
самом верху – человек (существует, живет, ощущает, обладает бессмертной
душой).
Человек разделяет время на прошлое, настоящее и будущее. Прошедшее
остается в памяти, будущее производно от надежды.
Мир - градация добра. Зло не «онтологично», оно не существует само по
себе; это – умаление добра. У Августина имеет место оправдание Бога за зло в
мире (учение о теодицее). Без контрастов добра и зла добро не имело бы цены
(«без болезни не было бы здоровья»).
Человек, сотворенный Богом, наделен свободой воли («первородный грех»
- выбор зла). Зло - результат высокомерия человека, стремящегося встать
вровень с Богом, его желания абсолютизировать собственную неполноту,
ограниченность своих возможностей.
Душа человека уникальна, бессмертна, но при этом она неразрывно
связана с телом. Необходимо не умерщвлять, а «просветлять» плоть. Душа
человека – это ум, память и воля (отражение троичности Бога). Августин был
хорошим психологом (даже – психоаналитиком): он учил, что человек должен
«помнить себя», «знать себя» и «любить себя». Дуализм человека - дуализм его
помыслов;можно жить «по закону плоти» и «по закону Духа». Задачи человека
грандиозны, и без помощи Бога не обойтись. Несовершенство человека толкает
его к изменениям и ведет к самосовершенствованию.
Приоритет веры над разумом, по Августину, - не «отключение»
познавательной способности человека, но избавление от самонадеянности,
излишней уверенности в универсальности и безотказности разума. Философ
учит: «Не стремись к внешнему, возвратись в себя самого».
Августин резко противопоставлял государство и церковь. Государство
основано на любви человека к самому себе, на эгоизме. Он называл государство
областью непрерывной борьбы, войны, конфликта.
В отличие от государства церковь основана на самоотверженной любви Бога
к человеку.
История у Августина, в отличие от языческих концепций, подобна
летящей стреле (до этого существовала идея повторения событий, круговорота);
она имеет начало, смысл и свое завершение.