Специфика средневекового философствования

1. Библейский традиционализм и ретроспективность. Библия – книга самая древняя, истинная, слово Бога. Его Завет – объект веры, мера оценки любых теорий, философии. Идея – единый уникальный Бог в трансцендентном, запредельном мире – исключала любое многобожие и утверждала единую сущность мира.

2. Экзегетика – искусство толкования Завета: Библия – полный свод законов бытия – критерий истинности. Текст Писания – начало и конец любой философской теории, он анализируется семантически (слова и значения), концептуально (содержание, идеи), спекулятивно (как основа для размышлений).

3. Дидактизм – назидательность, учительство: общая установка на образование, воспитание и продвижение по жизни к спасению, к Богу. Форма – трактат, диалог учителя и внемлющего ученика. Главное качество – энциклопедичность, виртуозное знание Святого Писания и владение в совершенстве формальной логикой Аристотеля.

Общий дух – оптимизм. Бог непостижим, но Его указания могут быть поняты через веру. Возможность личного спасения, воскресения в жизнь вечную, конечного торжества христианской истины в космическом масштабе. Симбиоз двух истин – мирской и Божественной. Истинная философия пользовалась формами и интеллекта, и интуитивного знания, озарения, Божественного откровения.

14. Патристика.Учение Августина.

Термин «патристика» происходит от лат. «патер»- «отец».

Патристика представляет собой религиозно-философское учение «отцов

Церкви» - богословов, сыгравших значительную роль в формировании

христианской ортодоксальной теологии. Наиболее активно патристика

развивалась в Ш – YШ вв.

В патристике обсуждались следующие вопросы:

- троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями;

- природа Христа – божественная, человеческая, богочеловеческая;

- соотношение свободы и благодати;

- отношение веры и разума.

Аврелий Августин Блаженный (354-430) был римским философом, одним

из осноположников христианской философии. Родился в Римской колонии –

городе Тагасте (Северная Африка) у матери-христианки и отца-язычника.

Учился в Тагасте, Карфагене, Риме и Медиолануме (Милан). Занимался

философией, в молодости интересовался скептицизмом, испытал влияние

трудов Плотина (последователя Платона), увлекался аллегорическим

истолкованием Библии. В 387 г. принял христианство, в 391 г. Стал

пресвитером, в 395 – епископом.

Основные труды: «О граде Божьем», «Исповедь», «Против академиков»,

«О блаженной жизни», «О порядке», «Бессмертие души», «О Троице», «Об

учителе», «О музыке».

Главная проблема трудов Августина – взаимоотношение Бога и мира. Его

взглядам присущи принципы теоцентризма (Бог – источник и причина всего) и

креационизма (мир создан Богом из ничего). Существует «личный» Бог,

запредельный миру, созданному им. Он – конечный и исходный пункт всех

человеческих действий. Он – носитель воли, творит мир по доброй воле из

ничего. Но в уме у Бога - прототипы реального мира, «образцы». Сотворенный мир

– единство бытия и небытия. Сотворение мира – чудо. Бог передает в

«пользование» природе законы, но при этом не забывает о мире, постоянно

печется о нем (Это названо провиденциализмом - божественной

предопределенностью

всех событий). Свое попечительство Бог не оставляет, иначе мир может

исчезнуть (концепция «непрерывного творения»). Мир, с точки зрения

Августина, представляет собой устойчивую иерархию, в нем – всему свое

Место. Внизу – неодушевленные тела (существуют), далее – растения

(существуют и живут), выше – животные (существуют, живут, ощущают), на

самом верху – человек (существует, живет, ощущает, обладает бессмертной

душой).

Человек разделяет время на прошлое, настоящее и будущее. Прошедшее

остается в памяти, будущее производно от надежды.

Мир - градация добра. Зло не «онтологично», оно не существует само по

себе; это – умаление добра. У Августина имеет место оправдание Бога за зло в

мире (учение о теодицее). Без контрастов добра и зла добро не имело бы цены

(«без болезни не было бы здоровья»).

Человек, сотворенный Богом, наделен свободой воли («первородный грех»

- выбор зла). Зло - результат высокомерия человека, стремящегося встать

вровень с Богом, его желания абсолютизировать собственную неполноту,

ограниченность своих возможностей.

Душа человека уникальна, бессмертна, но при этом она неразрывно

связана с телом. Необходимо не умерщвлять, а «просветлять» плоть. Душа

человека – это ум, память и воля (отражение троичности Бога). Августин был

хорошим психологом (даже – психоаналитиком): он учил, что человек должен

«помнить себя», «знать себя» и «любить себя». Дуализм человека - дуализм его

помыслов;можно жить «по закону плоти» и «по закону Духа». Задачи человека

грандиозны, и без помощи Бога не обойтись. Несовершенство человека толкает

его к изменениям и ведет к самосовершенствованию.

Приоритет веры над разумом, по Августину, - не «отключение»

познавательной способности человека, но избавление от самонадеянности,

излишней уверенности в универсальности и безотказности разума. Философ

учит: «Не стремись к внешнему, возвратись в себя самого».

Августин резко противопоставлял государство и церковь. Государство

основано на любви человека к самому себе, на эгоизме. Он называл государство

областью непрерывной борьбы, войны, конфликта.

В отличие от государства церковь основана на самоотверженной любви Бога

к человеку.

История у Августина, в отличие от языческих концепций, подобна

летящей стреле (до этого существовала идея повторения событий, круговорота);

она имеет начало, смысл и свое завершение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: