Позитивистская традиция в философии науки. (О.Конт –Дж. Милль – Г.Спенсер)

Начиная с XIX столетия в научном сообществе вызревает стремление освободиться от опеки философии. В 30-е гг. XIX в. подобное умонастроение ученых было теоретически оформлено и обосновано в концепции позитивизма О. Контом, Г. Спенсером, Дж. Миллем.

Это означает, что свою историческую миссию философия по отношению к науке исполнила. Она сыграла необходимую положительную роль как в рождении науки в целом, так и в возникновении многих научных отраслей. Однако к XIX в. наука обрела собственный прочный фундамент: накопила большое количество фактического материала, укрепила методологическую и методическую оснащенность, создала значительное число собственных теоретических построений. Теперь задача виделась в том, чтобы не допустить философский стиль мышления, его умозрительные спекуляции в науку.

Согласно позитивистам, польза от тесной связи конкретных наук с философией сомнительна, а вред - очевиден. Для конкретно-научных теорий единственной, пусть и не абсолютно надежной основой и критерием их истинности должна быть только степень их соответствия данным опыта, результатам систематического наблюдения, измерения, эксперимента или статистическим данным.

Противники позитивизма: во-первых, научные теории напрямую, логически не выводятся из эмпирического опыта, а произвольно конструируются. Во-вторых, один и тот же опыт может быть, в принципе, совместим с разными (часто взаимоисключающими) теоретическими схемами (к примеру, волновая и корпускулярная теория света). В подобной ситуации уместно использовать в качестве дополнительного фактора, влияющего на выбор одной из конкурирующих теорий, ее соответствие тем философским идеям, которые уже себя зарекомендовали в различных областях науки и культуры.

Для постоянного воспроизведения позитивизма в качестве умонастроения ученых имеются серьезные объективные основания: в структуре научной деятельности примерно 97% занимают эмпирические и прикладные исследования и разработки, успех в которых напрямую никак не связан с профессиональным знанием философии.

Многие позитивисты были убеждены в возможности построения «хорошей», научной философии, суть которой сводится к общим выводам из естественных и социально-гуманитарных наук. Эта идея получила развитие в неопозитивизме. По мнению неопозитивистов, предметом философии должен быть язык (прежде всего язык науки) как способ выражения знания.

[Названные недостатки] стремились преодолеть представители постпозитивизма, возникшего в 60-е гг. XX в. («поздний» К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд, Ст. Тулмин, М. Полани и др.). В центре их внимания - проблема роста, развития научного знания.

В самостоятельное направление философия науки оформилась во второй половине 19в. в деятельности первых позитивистов.

Позитивизм предстает как идейное или интеллектуальное течение, охватившее многообразные сферы деятельности - не только науку, но и политику, педагогику, философию, историографию. Считается, что позитивизм расцвел в Европе в период относительно стабильного развития, в эпоху спокойствия, когда она вступила на путь индустриальной трансформации. Быстрые успехи в самых различных областях знания: математики, химии, биологии и, конечно же, физики — делали науку все более и более популярной, приковывающей к себе всеобщее внимание.

Концепция позитивной науки представлена деятельностью французского мыслителя Огюста Конта. Провозглашаемая им философия науки — философия нового типа — призвана выполнить задачу систематизации, упорядочивания и кодификации научных выводов. Это «здоровая философия», которая изгоняет все вопросы, неизбежно неразрешимые. В другой «метафизической философии» нужды нет.

В своем главном произведении «Курс позитивной философии», О. Конт широко пропагандировал идею научности применительно ко всем проявлениям природы и общества. Философия предстает в ее новом качестве — система, обобщающая результаты научного познания, и только в этом значении она может иметь право на существование.

О. Конт считал, что каждая отрасль знаний последовательно проходит три различные теоретические состояния: теологическое; метафизическое; научное, или позитивное.

Наука, с позиции О. Конта, рациональная организация жизни общества. Она показывает всю бесплодность попыток осознать первые начала и конечные причины всего сущего, свойственные метафизике. Необходимым оказывается отказ от всех теологических притязаний. Позитивная философия, по мнению О. Конта, действительно представляет собой окончательное состояние человеческого ума.

Вдохновленный идеями эмпиризма, он считал, что наблюдение – универсальный метод приобретения знания. Он помогает освободиться от ненаучных догм, стать на твердую почву фактов. Однако чтобы придать позитивной философии характер всеобщности, необходимо сформулировать энциклопедический закон, связанный с классификацией наук. Классификация включает в себя математику, астрономию, физику, химию, физиологию, социальную физику (социологию), мораль.

Милль - представитель индуктивизма - научное знание - результат обобщения опытных данных.

Критерием истины является опыт; истинным умозаключением можно назвать только такое, которое строго согласуется с объективной реальностью, с фактами. Все наше знание имеет опытное происхождение. Априорных истин, независимых от опыта, не существует. Математические аксиомы, несмотря на то, что отрицание их кажется нам немыслимым, возникают точно так же вследствие опыта.

Опыт и наблюдение являются основанием не только индукции, то есть умозаключения от частного к общему, но также и дедукции, то есть умозаключения от общего к частному.

Повседневная деятельность людей дает им знание отдельных фактов, однако, знание индивида — это еще не научное знание. Оно становится научным после того, как выразилось в языке и, следовательно, может быть передано любому другому индивиду и приведено в систему. Законами природы Милль называет некоторые регулярности, единообразия, подмеченные при исследовании единичных фатов. Законы являются результатом обобщения такого рода фактов и служат для их объяснения и предсказания, но знанием не являются.

Знанием признается только знание о единичных, конкретных фактах или то, что получено с помощью индуктивных умозаключений. Развитие научного знания сводится к последовательному накоплению знаний о единичных, частных фактах.

Конечно, во внимании к единичному знанию, в сведении развития науки к накоплению фактов, в инструменталистском истолковании общих утверждений и теорий Милль следует духу Контовского позитивизма. Однако он часто выходит за рамки той узкой системы, которой хотел бы руководствоваться. Милль много внимания уделял и дедукции, дав почти современное описание гипотетико-дедуктнвного метода, который в XX вехе был провозглашен фундаментальным общенаучным методом

Другим представителем первого позитивизма был Г. Спенсер. Идея плавного, эволюционного прогресса становится доминирующей в его концепции и главным принципом его методологии. Эволюция есть интеграция (приведение к единству) материи.

Философия должна объединять все конкретные явления. Основаниями философии должны служить фундаментальные положения. Это первичные истины: неуничтожимость материи, непрерывность движения и постоянство количества силы.

Спенсер дает феноменологическое истолкование науки, довольствующейся лишь связью внешних явлений. Наука поэтому есть лишь отчасти объединенное знание, в то время как философия — знание вполне объединенное.

Специфическая особенность позитивизма С. — его учение о всеобщей эволюции, основанное на механистической интерпретации эмбриологии К. Бэра, геологического учения Ч. Лайеля, физического закона сохранения и превращения энергии и дарвинизма. С. сводил понятие эволюции к непрерывному перераспределению телесных частиц и их движению, соединению (интеграции) и рассеянию (дезинтеграции). Под это механистическое понимание эволюции С. пытался подвести все явления — от неорганических до нравственных и социальных, утверждая, что общее направление эволюции — к равновесию.

Философию С. понимал как максимально обобщённое знание законов явлений; т. о., философия, по С., отличается от частных наук чисто количественно, степенью обобщенности знания.

В теории познания С. развивал концепцию т. н. трансформированного реализма, утверждая, что ощущения не похожи на предметы.

Ранним позитивистам был чужд акцент на логике и анализе языка. Упор делается на фальсификацию – значимыми предложениями считаются те, чья истинность или ложность могут быть установлены некоторым способом. Приветствуются наблюдения. Первые позитивисты стремятся обосновать свою антиметафизическую направленность (нет необходимости строить теории и объяснять суть явлений).

Из всего выше сказанного об основных идеях трех наиболее крупных представителей первой волны позитивизма можно уловить и характерные особенности позитивизма в целом: подчеркивание безусловной надежности и обоснованности эмпирического знания - знания фактов; настороженное отношение к теоретическому знанию, включая обобщения, законы, теории; склонность к его инструменталнстскому истолкованию; превознесение науки в ущерб философии и другим формам духовной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: