Исторические типы науки (античный, средневековый)

Античность - колыбель европейской науки, поскольку именно в Древней Греции возникли такие формы познавательной деятельности (систематическое доказательство, рациональное обоснование, логическая дедукция, идеализация), из которых в дальнейшем смогло развиться научное познание.

Причины этого заключались в особенностях политической организации греческого общества – рабовладельческой ораторской демократии. Эта форма общественного устройства предполагала обязательное участие каждого свободного гражданина в политической жизни (народные собрания, публичные обсуждения, голосования). Формирование гражданско-правовых основ общественного порядка жизни влекло в общественном сознании отказ от идеи божественного установления правил общественной жизни в пользу их естественного истолкования. Все, что входило в содержание интеллектуальной сферы, подлежало обоснованию.

Все перечисленные особенности составили социально-культурную почву, на которой зародился аппарат логического рационального обоснования - сначала как инструмент реализации демократических процедур, а потом как универсальный способ производства знания.

В условиях античного рабовладения, с его презрением к рабскому материально-преобразующему, предметно-чувственному, физическому труду, господствующей установкой в сознании свободных граждан стало умозрительно-созерцательное отношение к действительности. А без идеализации пост роение научной теории невозможно.

Оборотной стороной отказа от орудийно-чувственного отношения к миру стало пренебрежение эмпирической стороной познаваемых объектов. Античность не знала эксперимента, который имеет своей целью подтвердить или опровергнуть то или иное теоретическое положение. Отсюда – признанные успехи античного познания в дедуктивных, внеэмпирических науках (математика Пифагора, геометрия Евклида, логика Аристотеля) и заблуждения в индуктивных отраслях (физика, астрономия, биология, геология, география и т.д.).

Физика греков, в отличие от современной физики, была во многом созерцательной, осуществляя познание природы не путем испытания, а путем умозрительного уяснения происхождения и сущности природного мира как целого. И хотя с Аристотеля (в противовес Платону) начинается поворот от замкнутой теоретической к описательной полуэмпирической науке, преодолеть заблуждения чистого умозрения так и не удалось.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: