Интерпретация некоторых результатов теста

Детей, получивших 12—15 баллов, нельзя без дальней­шего обследования относить к слаборазвитым, харак­теризующимся школьной незрелостью, поскольку по словам Я. Йирасека, удовлетворительный результат ориентационного теста является относительно надеж­ным основанием для вывода о школьной зрелости с прогнозом хорошей школьной успеваемости, но не­удовлетворительный результат не может служить дос­таточным основанием для вывода о школьной незрело­сти с прогнозом плохой школьной успеваемости. Про­веденные им исследования показали, что, как правило, большинство учащихся, показавших по тесту уровень развития выше среднего и средний, хорошо адаптиру­ются к школьным требованиям и успешно овладевают всеми разделами школьной программы в 1 — 2 классах.

Те же учащиеся, которые по тесту показали уровень развития ниже среднего, в большинстве своем испы­тывают трудности в адаптации к школьным требова­ниям и овладении письмом (пользование карандашом и ручкой в начале обучения), но уже к концу 2 класса почти половина из них хорошо успевают по родному языку и математике. Вероятно, это дети с нормальным интеллектом, которые к моменту поступления в школу обладали слабым развитием произвольности и тонкой моторики руки. Без дополнительного обследования трудно сделать вывод о том, что является причиной плохого выполнения теста — низкое интеллектуальное развитие, слабое развитие произвольности, в резуль­тате чего ребенок не может качественно выполнить неинтересное ему задание, или неразвитость сенсомоторных связей и тонкой моторики руки. Бывают такие случаи, когда дети с хорошим интеллектом схематично рисуют фигуру мужчины, что существенно ухудшает их суммарный балл, а дети-левши плохо справляются с заданием № 2 (срисовывание письменных букв). Это еще раз указывает на то, что плохой результат по тесту А. Керна — Я. Йирасека не имеет однозначной интер­претации и требует дополнительного прояснения.

Ограничения теста: в нем не используются вер­бальные субтесты (это графическая методика), позво­ляющие судить о развитии логического мышления; в основном он позволяет судить только о развитии сенсомоторики, почти не дает сведений о личностных особенностях ребенка.

МЕТОДИКА «ДОМИК»*

(Н.И. Гуткина)

Цель: определение уровня развития произвольно­го внимания, выявление умения ребенка ориентиро­ваться в своей работе на образец, умения точно скопировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственно­го восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки. В этом смысле методику «Домик» мож­но рассматривать как аналог заданий № 2 и 3 теста А. Керна — Я. Йирасека (срисовывание письменных букв и срисовывание группы точек), причем наиболее близкие результаты методика «Домик» дает с задани­ем № 2 теста А. Керна — Я. Йирасека. Однако методи­ка «Домик» позволяет выявить особенности развития именно произвольного внимания, т. к. при обработке результатов учитываются только «ошибки внимания», тогда как тест А. Керна — Я. Йирасека не позволяет определить, например, что послужило причиной нека­чественного выполнения задания: плохое внимание или плохое пространственное восприятие.

Материал: бланк, с левой стороны которого поме­щена картинка, изображающая домик, отдельные де­тали которого составлены из элементов прописных букв. Правая сторона бланка оставлена свободной для воспроизведения ребенком образца.

Ход работы: с помощью данной методики обследу­ются дети 6—7 лет. Обследование можно проводить как в группе детей, так и индивидуально. Карандаш перед испытуемым кладут так, чтобы он был на одинаковом расстоянии от обеих рук (в случае, если ребенок ока­жется левшой, психолог должен сделать соответству­ющую запись в протоколе).

Инструкция: «Посмотри, здесь нарисован домик. Попробуй вот здесь, рядом, нарисовать точно такой же».

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему надо предложить проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано пси­хологом. По ходу выполнения задания необходимо от­мечать отвлекаемость ребенка. Иногда некачествен­ное выполнение вызвано не плохим вниманием, а тем, что ребенок не принял поставленной перед ним зада­чи «срисовать точно по образцу», что требует внима­тельного изучения образца и проверки результатов своей работы. О непринятии задания можно судить по тому, как ребенок работает: если он мельком взглянул на рисунок, что-то быстро нарисовал, не сверяясь с образцом, и отдал работу, то допущенные при этом ошибки нельзя относить за счет плохого произволь­ного внимания.

В случае, если ребенок не нарисовал какие-то эле­менты, ему можно предложить воспроизвести эти эле­менты по образцу в виде самостоятельных фигур. На­пример, в качестве образцов воспроизведения предла­гаются: круг, квадрат, треугольник и т. п. (различные элементы рисунка «Домик»). Делается это для того, что­бы проверить, не связан ли пропуск указанных элемен­тов в общем рисунке с тем, что ребенок просто не мо­жет их нарисовать. Следует также отметить, что при дефектах зрения возможны разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (например, угол дома, соединение крыши с домом и т. д.).

Оценка результатов теста проводится в баллах

Баллы начисляются за ошибки, в качестве которых рассматриваются:

а) неправильно изображенный элемент (1 балл). Причем, если этот элемент неправильно изображен во всех деталях рисунка, например, неправильно нари­сованы палочки, из которых состоит правая часть за­бора, то 1 балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома:

1 балл начисляется не за каждое неправильное колеч­ко, а за весь неправильно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом. Правая и левая часть забора оце­ниваются отдельно. Так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за рисование забо­ра 1 балл; если же допущены ошибки и в левой, и в правой частях, то ставится 2 балла (за каждую часть по 1 баллу). Неверно воспроизведенное количество эле­ментов в детали рисунка не считается за ошибку, т. е. неважно, сколько будет колечек дыма, линий в штри­ховке крыши или палочек в заборе;

б) замена одного элемента другим (1 балл);

в) отсутствие элемента (1 балл);

г) разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл).

Безошибочное копирование рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено зада­ние, тем выше суммарная оценка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: