Подсистема перевозок внешнеторговых грузов через морские порты и пограничные переходы (ВТП)

Назначение и требования к подсистеме ВТП. Традиционно из года в год независимо от уменьшения объема перевозок железные дороги несут большие потери из-за несогласованного подвода вагонов и судов в морские и речные порты. Железные дороги способны перево­зить предъявляемые грузы, порты способны их переработать. Но неувязка получается в сроках. Вагоны с углем, например, из Кузбасса, за 7 сут преодолевшие расстояние в пять тысяч километров, стоят на Северо-Кавказской железной дороге по 20... 30 сут в ожидании подхо­да морских судов. Из-за этого МПС теряет более миллиарда рублей вгод[2].

Причин несколько. Главная из них — отсутствие единого инфор­мационного пространства в транспортном узле. АСУ порта и станции Новороссийск работают изолированно. Вагоны в порт поступают раз­розненно. Дробление отправок даже одного грузоотправителя проис­ходит из-за большого числа экспедиторов. Велики задержки при обра­ботке перевозочных документов, поскольку в их оформлении уча­ствует около 20 подразделений. Участники перевозок действуют об­особленно, руководствуясь собственными интересами. Нефтеемкости на нефтеперевалочной базе закреплены за отдельными фирмами, что снижает перерабатывающую способность.

Напрашивается решение о создании центра по управлению припор­товыми станциями Северо-кавказской железной дороги, в основу ра­боты каждого транспортного узла должны быть положены комплекс­ные технологические процессы, основанные на повагонной модели ДИСПАРК, определяющей достоверное наличие направляемых в адрес портов вагонов и грузов, предъявленных на всех РЖД в реальном масштабе времени.

На первом этапе внедрения подсистема ВТП предназначена для контроля и регулирования перевозок внешнеторговых грузов путем автоматизации получения оперативной информации о погрузке и наличии в движении на дорогах, а также накопления данных о пере­возках внешнеторговых грузов через морские порты и пограничные переходы.

Основная цель — обеспечение руководящего аппарата ЦД МПС и железных дорог оперативной информацией о погрузке и наличии в движении на дорогах внешнеторговых грузов для принятия эффек­тивных и своевременных мер по управлению этими видами перевозок и проведения различных видов анализа.

Погрузка внешнеторговых грузов составляет свыше 20 % общесете­вого уровня. В связи с тем что расчеты за перевозки внешнеторговых грузов осуществляются на условиях предоплаты и реальными деньгами, влияние этих перевозок на финансовое положение железных до­рог и железнодорожного транспорта в целом чрезвычайно велико.

Внешнеторговые перевозки осуществляются через 43 межгосудар­ственных стыковых пункта (сухопутные пограничные переходы) и 59 станций, примыкающих к морским и речным портам. Доля внещ. неторговых перевозок, осуществляемых через морские и речные порты, составляет по экспорту около 40 % и по импорту около 45 %. Из-за невыполнения норм выгрузки портами регулярно недовыгру-жается около 20 тыс. вагонов. Все это свидетельствует о необходи­мости совершенствования управления этими видами перевозок на основе современных информационных технологий управления.

Функции подсистемы. Подсистема ВТП состоит из пяти функциональных комплексов: погрузка экспортных грузов (ЭКСПОРТ); поступление импортных грузов (ИМПОРТ); продвижение транзитных грузов (ТРАНЗИТ); учет наличия вагонов с экспортными грузами на пограничных переходах (НАЛИЧИЕ); контроль движения на дорогах России вагонов с экспортными грузами (ДВИЖЕНИЕ).

Комплексы предназначены:

ЭКСПОРТ — для формирования ежесуточных данных о погрузке экспортных грузов, выдачи этой информации в ЦД МПС и накопления отчетных данных о погрузке экспортных грузов;

ИМПОРТ — для формирования ежесуточных данных о погрузке на пограничных переходах и припортовых станциях РЖД импортных грузов, а также приема импортных грузов на пограничных переходах, со странами СНГ и Балтии;

ТРАНЗИТ — для формирования ежесуточных данных о погрузке (в тоннах) на пограничных переходах и припортовых станциях РЖД транзитных грузов, адресованных в страны СНГ, Балтии и дальнего зарубежья транзитом через железные дороги России. В этом же ком­плексе формируются ежесуточные данные о приеме (в тоннах) тран­зитных грузов на пограничных переходах с железными дорогами, имеющими одинаковую с РЖД ширину колеи (Финляндия, страны СНГ и Балтии, Монголия).

При погрузке и приеме транзитных грузов назначением в страны дальнего зарубежья отчет должен содержать данные о количестве груза, перевозимого транзитом по России и отдельно по каждой стране СНГ.

При погрузке и приеме транзитных грузов назначением в страны СНГ отчет должен содержать данные о количестве груза, перевозимо­го транзитом только по России.

Комплекс НАЛИЧИЕ предназначен для формирования ежесуточ­ных данных о наличии вагонов с экспортными грузами на каждом по­граничном переходе или припортовой станции.

ДВИЖЕНИЕ — для формирования ежесуточных данных о нали­чии в движении на железных дорогах России вагонов с экспортными грузами.

Подсистема ВТП обеспечивает автоматизированную обработку по­ступающих в систему данных, включая обмен данными с другими си­стемами через коммуникационную сеть как в интерактивном режиме, так и в режиме обмена сообщениями, преобразование документов в стандарт сообщений и обратно, учет и архивацию обрабатываемой информации, вывод информации на мониторы, создание твердых ко­пий.

ВТП является открытой подсистемой, позволяющей проводить не­обходимые модернизации и непрерывное развитие при минимальных трудозатратах, поскольку базируется на типовых решениях, принятых вДИСПАРК.

Программное обеспечение подсистемы включает в себя совокуп­ность прикладных программ, реализующих поиск и обработку ин­формации в базах данных мейнфреймов, загрузку и передачу опера­тивных отчетов и справок на серверы КИВС, выдачу оперативных отчетных данных аппарату ЦД МПС по указанным функциональ­ным комплексам.

Комплекс ЭКСПОРТ ВТП обеспечивает выполнение следующих функций: оперативный учет погрузки экспортных грузов; накопле­ние базы статистических данных о погрузке экспортных грузов за от­четный период (сутки, месяц, квартал, полугодие, год); обеспечение доступа к базе данных экспортных грузов для обработки запросов, по­ступающих от АРМ отделов перевозок внешнеторговых грузов; фор­мирование и выдача выходных документов на АРМ отдела перевозок внешнеторговых грузов на твердые копии.

Комплекс ИМПОРТ ВТП обеспечивает выполнение следующих функций: оперативный учет погрузки и приема импортных грузов;

накопление базы статистических данных о погрузке и приеме им­портных грузов за отчетный период (сутки, месяц, квартал, полугодие, год); обеспечение доступа к базе данных перевозки им­портных грузов для обработки запросов, поступающих от АРМ отдела перевозок внешнеторговых грузов; формирование и выдача выходных Документов на АРМ отдела перевозок внешнеторговых грузов и на твердые копии.

Комплекс ТРАНЗИТ обеспечивает выполнение следующих функ­ций: оперативный учет погрузки и приема транзитных грузов; накоп­ление базы статистических данных о погрузке и приеме транзитных Цэузов за отчетный период (сутки, месяц, квартал, полугодие, год);

обеспечение доступа к базе данных перевозки транзитных грузов для обработки запросов, поступающих от АРМ отдела перевозок внешне­торговых грузов; формирование и выдача выходных документов на АРМ отдела перевозок внешнеторговых грузов и на твердые копии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: