Понятия и функции управления

С управлением человек соприкасается на всем протяжении своей жизни. Управлять можно всем: автомобилем, оборудованием, химическими реакциями, цехом, поведением других людей. Следовательно, управление многообразно и выступает в различных формах, которые можно сгруппировать как:

· техническое управление различного рода естественными и технологическими процессами;

· государственное (муниципальное) управление социально-экономической жизнью общества через законы, реализуемые через соответствующие институты власти;

· идеологическое управление через общественные и политические институты;

· управление социальными процессами;

· хозяйственное управление социально - экономическими процессами организаций.

Анализируя сказанное, можно сделать вывод о том, что в общем виде управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим целям элементы внешней среды, а именно общества, живой и неживой природы, техники.

Применительно к хозяйственному управлению в организации управление представляет собой профессиональную деятельность, направленную на оптимальное формирование, мобилизацию и приведение в движение всех видов ресурсов (интеллектуальных, финансовых, материальных, трудовых и др.) путем совокупного использования принципов, методов, средств и форм управления, с целью решения поставленных задач и получения прибыли.

Термин менеджмент применяется лишь к управлению социально-экономическими процессами на уровне организации, действующей в рыночных условиях, хотя в последнее время его стали применять и в отношении непредпринимательских организаций. В отношении государственного или общественного (паблик релейшин) управления термин менеджмент обычно не употребляется.

При реализации любого вида управления возникает объект и субъект управления, порождающие субъекты управленческой деятельности (физические лица). Взаимодействие между субъектами и объектами управления на уровне физических лиц реализуется в управленческих отношениях с принятием управленческих решений. Чтобы такое взаимодействие было эффективным необходимо, чтобы субъект и объект управления соответствовали друг другу, обладали самостоятельностью и в тоже время были заинтересованы во взаимодействии.

Субъектом управления выступает менеджер (управляющий, руководитель, администратор), лицо, несущее ответственность за управление или руководство подразделением или организацией. Предметом и продуктом труда менеджера является информация на основе, которой рождается решение. Принятие решений для менеджера выступает как его управленческий труд, который проявляется, трансформируется и реализуется в трех формах:

- эвристического (анализ);

- функционального (планирование и учет, организация, координация, мотивация, контроль и др.;

- технического (реальное доведение до исполнителя).

Сущность деятельности в менеджменте проявляется в ее функциях. Впервые функции менеджмента были сформулированы одним из основоположников Анри Файолем.

В настоящее время принято выделять следующие основные функции:

* организация и управление организационными процессами функционирования и развития в рамках управленческой системы и структуры;

* прогнозирование, планирование и учет в деятельности организации;

* реализация полномочий в целях координации работы подразделений и сотрудников организации и принятие в рамках полномочий управленческих решений;

* разработка системы контроля и выработка стандартов контролируемых объектов;

* мотивация труда и формирование побудительных причин эффективной работы сотрудников.

Все эти функции должны быть направлены не только на решение внутренних проблем организации, но и на адаптацию к внешней среде, т.е. выживание и развитие.

В определенной степени адаптация это некая интегральная функция всех функций менеджмента и особенно метафункций – стратегии, инноваций и информации.

Следует отметить, что ни одна из перечисленных и других функций управления не может быть реализована изолированно, поскольку находится в диалектической связи с другими. Выше были перечислены пять основных функций менеджмента (планирование, организация, координация, контроль и мотивация), которые при простом подсчете порождают десять потенциальных взаимосвязей и, которые должны быть просчитаны менеджером при принятии управленческих решений. Если в каждой функции выделить две подфункции то количество связей возрастает до 45, четыре до 190. В реальной практической деятельности количество подфункций значительно выше, и, следовательно, количество возможных сочетаний может достигать астрономических цифр. Вот почему профессию менеджмента, можно отождествлять с искусством!

Основными задачами менеджмента являются следующие:

• обеспечение баланса интересов управляющей, управляемой и информационной систем и предотвращение, и устранение антагонистических, деструктивных конфликтов в коллективе;

• снижение уровня загрязнения природной среды;

• обеспечение высокого качества выпускаемой продукции и услуг;

• изучение потребностей рынков потребителей продукции и услуг, конъюнктуры рынков производителей товаров;

• рациональное обеспечение всеми видами ресурсов и их эффективное использование;

• формирование процессов сбыта произведенной продукции и услуг;

• создание благоприятного отношения к продукции и коллективу во внешней среде;

• формирование международных и региональных коммуникативных связей;

• обеспечение безопасности экономической и информационной деятельности управляющей, управляемой и информационной систем;

• создание процесса мониторинга элементов внешней среды макро- и микроуровня;

• формирование рациональных механизмов управления;

• построение надежных организационных структур управления;

• выявление и использование внутренних резервов управляющей, управляемой и информационных систем;

• повышение производительности индивидуального и коллективного труда управленцев и работников, производящих продукцию и услуги.

Содержание менеджмента можно рассматривать в трех аспектах:

• как часть науки об управлении в сложных организационно-экономических системах локального уровня;

• как коллектив менеджеров, организованный в виде структуры управления, выполняющий задачи линейного и функционального управления;

• как вид профессиональной деятельности, требующий наличия не только специального высшего профессионального образования, но и дополнительного послевузовского образования.

Необходимость получения последнего обусловлена увеличением сложности менеджмента, сфер его деятельности – технологических, коммуникативных, информационных, маркетинговых и других процессов, расширением ассортимента и качества продукции, диверсификацией рыночных стратегий, глобализацией производственных, обеспечивающих и сбытовых процессов, что приводит к вертикальной и горизонтальной интеграции управления, формированию новых форм его организационных структур.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: