В основе данной методологии лежит выделение корпоративного и индивидуалистического типов организаций.
Корпоративная организация (следует отличать от понятия «корпорация» как субъекта права, юридического лица) – это особая система связи между людьми в процессе осуществления ими совместной деятельности. Она отличается максимальной централизацией и авторитетностью руководства.
Для корпоративной организации характерны:
- доминирование иерархических властных структур;
- стандартизация в деятельности организации и тенденции к уравниловке;
- согласование интересов организации только между ее лидерами без участия коллектива;
- централизованное распределение ресурсов;
- в качестве единицы управления – рабочая группа, коллектив, организация;
- суверенитет организации, ее свобода, коллективная ответственность;
- принцип большинства или старшинства при принятии решений;
- доминирование интересов производства над интересами человека;
- двойная мораль – личности и организации;
- одобрение послушания и исполнительности;
- принцип – человек для работы.
Индивидуалистическая организация – это открытая организация на основе свободного и добровольного объединения индивидов, осуществляющих совместную деятельность.
Для такого типа организации характерны:
- свободное, открытое и добровольное объединение людей;
- сочетание конкуренции и кооперации в деятельности членов и групп организации;
- согласование интересов членов организации с интересами самой организации;
- дополнительный поиск ресурсов и резервов членами организации;
- в качестве единицы управления – личность;
- суверенитет личности, ее свобода, индивидуальная ответственность;
- принцип меньшинства или право вето в принятии решений;
- интересы производства согласовываются с интересами человека;
- общечеловеческая мораль и здравый смысл в поведении;
- лояльность к различным убеждениям членов организации;
- принцип – работа для человека.
В конце XX в. появился ряд новых типов организаций:
- эдхократические; многомерные;
- партисипативные; предпринимательские;
- ориентированные на рынок.
Эдхократические организации – это организации, использующие высокую степень свободы в действиях работников, их компетентность и умение самостоятельно решать возникающие проблемы. Эдхократия – это и управленческий стиль руководства, при котором средства достижения сложных целей выбираются самими исполнителями. К особенностям эдхократических организаций относятся следующие:
- работа в высокотехнологичных областях, требующая высокой квалификации, творчества, инновационного задела и эффективной совместной деятельности;
- наличие органической структуры, в которой преобладают неформальные горизонтальные связи;
- изменчивое иерархическое построение, когда отношения по вертикали и горизонтали носят преимущественно неформальный характер;
- отсутствие жесткой привязки человека к выполнению какой-либо одной функции;
- право принятия решений, основанное на экспертных знаниях;
- разделение риска и вознаграждения между участниками трудового процесса;
- отсутствие контроля за непосредственной работой специалиста, осуществление только финансового контроля.
Эдхократические организации эффективны при реализации творческих проектов (кино, рекламы, телевизионных проектов, шоу, театральных постановок), внедрении новых технологий, в антикризисном управлении.
К многомерным организациям относятся организации, в которых рабочие группы (подразделения) самостоятельно и одновременно выполняют три функции:
- обеспечивают свою производственную деятельность необходимыми ресурсами;
- производят продукт (услуги) для конкретного потребительского сегмента или территориального рынка;
- обеспечивают сбыт (распределение) своей продукции.
К числу особенностей многомерных организаций относятся следующие:
- подразделения сами разрабатывают свои бюджеты, руководство инвестирует в них средства;
- в многомерных организациях нет двойного подчинения, руководство группы едино;
- во взаимосвязях автономных групп отсутствует необходимость проведения каких-либо реорганизаций, подразделения можно просто создавать, ликвидировать или модифицировать;
- каждая часть организации может быть полностью автономной и заниматься выполнением всех функций, связанных с производственно-рыночной деятельностью;
- основной показатель эффективности работы автономных групп – получаемая прибыль, что облегчает анализ и контроль за их деятельностью и ведет к упрощению управленческой деятельности.
Партисипативные организации – это организации, ориентированные на участие работников в процессе управления. При этом обеспечивается более полная мотивированность их труда, формируется чувство собственника. В таких организациях работники могут участвовать в:
- принятии решений;
- процессе постановки целей;
- решении тактических и оперативных задач.
Работники обладают правом выдвигать предложения, вырабатывать пути решения проблем, выбирать окончательное решение. Партисипативные структуры распространяются на некоторые подразделения или отдельные уровни управления организацией.
К предпринимательским организациям относятся такие, которые базируются на использовании принципов и методов предпринимательства. В число таких принципов входят следующие:
- саморегулирование производственно-рыночной деятельности;
- приоритетность потребителя – носителя спроса;
- контрактность в хозяйственных отношениях;
- обязательное внутрифирменное планирование;
- прогнозирование;
- конкурентность;
- инновация;
- учет фактора организационной культуры.
В предпринимательских организациях наблюдаются следующие особенности:
- принципиально изменяются функции руководства, оно поддерживает усилия предпринимательских ячеек, осуществляющих бизнес-деятельность;
- предпринимательские звенья (ячейки) сами выбирают вид деятельности, определяют цели, способы, средства деятельности; изучают потребности рынка и конкурентной среды, анализируют внешние факторы;
- консультанты (бизнес-тренеры) оказывают помощь в организации бизнес-процессов;
- ресурсы организации находятся в распоряжении предпринимательских ячеек;
- подразделения, ответственные за распределение ресурсов, координируют деятельность отдельных звеньев;
- одним из ведущих факторов успеха в таких организациях является персонал, его квалификация, инициативность и способность к творческому поиску.
Предпринимательские организации всегда придерживаются идеологии маркетинг-менеджмента. Они рассматривают свою деятельность как агрегирующую задачи управления организацией и рынком.
Организации предпринимательского типа, построенные на принципах рыночной ориентации, являются наиболее перспективными формами организаций, которые находят применение во всех областях и сферах общественного воспроизводства.