№
| Перечень компетенций вожатого
| Содержание программы подготовки вожатых
| Количество часов
| Дата
|
| Теоритическая подготовка вожатых 45 часов
|
|
| Возрастные особенности детей:
| - общие возрастные характеристики: физические, умственные, психоэмоциональные, (7-8 лет, 9-10 лет, 11-12 лет, 13-15 лет, 16-17 лет)
-особенности работы в отрядах младшего, среднего, старших возрастов: организация режимных моментов, принципы воспитательного взаимодействия, специфика подготовки, организация и проведение отрядных дел, особенности подготовки отрядных выступлений на массовых мероприятиях;
- характерные трудности каждой возрастной группы, которые могут возникнуть в условиях детского лагеря и пути их решения;
- методы работы с разновозрастным отрядом, исходя из психологических особенностей детей и подростков.
| 6 часов
|
|
1.
| Какие они подростки?
|
|
|
2.
| Тайны подросткового возраста
|
|
|
3.
| Смена маленького роста.
|
|
|
| Временный детский коллектив (ВДК)
| - понятие детского коллектива, отличительные признаки временного детского коллектива;
- теория развития ВДК по Лутошкину;
- периоды развития детского коллектива;
- педагогическое управление развитием детского коллектива;
- сплоченность малой группы;
- лидерство в ВДК: понятие, деловое и эмоциональное лидерство, развитие лидерства в ВДК, работа вожатого с лидерами;
- система самоуправления и соуправления в ВДК;
- стили руководства
| 4 часа
|
|
5.
| ВДК – этапы развития
|
|
|
| Лидерство и самоуправление
|
|
|
| Периодизация лагерной смены
| - этапы развития лагерной смены;
- особенности каждого тапа смены;
- цель, задачи и результат этапов лагерной смены;
- методы и формы организации жизнедеятельности отряда на каждом этапе развития смены;
- конфликтные зоны в деятельности вожатого в соответствии с этапами развития лагерной смены.
|
|
|
| Логика развития лагерной смены
|
|
|
| Организационный период
|
|
|
| Основной период
|
|
|
| Итоговой период
|
|
|
| Единые педагогические требования
| - ЕПТ и технологии их предъявления в условиях детского лагеря;
- поощрение и наказание в условиях детского лагеря;
-запреты и ответственность за их нарушение.
|
|
|
| Взаимодействие напарников в течении лагерной смены
| - напарничество: понятие, функции, эффективное напарничество;
- «само менеджмент»;
- профилактика профессионального выгорания.
|
|
|
| Взаимодействие со всеми участниками педагогического процесса
| - содержание и особенности взаимодействия «вожатый-вожатый», «вожатый-администрация лагеря», «вожатый родители»;
- психологические и юридические аспекты взаимоотношений на всех уровнях;
- правила делового общения.
|
|
|
| Конфликтное взаимодействие
| - конфликтные ситуации «вожатый-вожатый», «вожатый-администрация лагеря», «вожатый родители»;
-типологии конфликтов;
- стратегии и способы разрешения конфликтов;
- этапы регулирования конфликтных ситуаций.
|
|
|
| Система аналитической работы вожатого
| - диагностика ребенка в условиях ВДК: цель, задачи и результат;
- диагностические методики ВДК;
- Формы, виды и методы анализа воспитательного дела, деятельности отряда, собственной педагогической деятельности;
- анализ результатов диагностики, корректировка на его основе своей педагогической деятельности;
- анализ дня и дела, мероприятия с отрядом, условия и требования к его проведению.
|
|
|
| Что такое анализ?
|
|
|
| Побеседуем не скучно
|
|
|
| Работа на последействие
|
|
|
| Знакомство с лагерем
| - управление жизнедеятельностью детского лагеря: субъекты, функции, система подчинённости.
|
|
|
| Нормативно-правовые аспекты в работе вожатого
| - статус ребенка и вожатого в соответствии с законодательством;
- уголовно и административно наказуемые деяния, касающиеся деятельности вожатого.
|
|
|
| Обеспечение безопасности ВДК
| - инструктаж по ТБ, пожарной безопасности: методика проведения для разных возрастных групп;
- постоянная деятельность вожатого по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей;
- ответственность вожатого за жизнь и здоровье детей.
|
|
|
| Особенности работы с детьми в трудной жизненной ситуации
| - категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, согласно законодательству РФ;
- дети в социально-опасном положении и их характеристика;
- особенности выстраивания конструктивных взаимодействий с данными категориями детей;
- специфика работы с многонациональным отрядом.
|
|
|
| Практические занятия
|
| Огонек знакомств
|
|
|
|
| Игры на знакомство/командообразование
|
|
|
|
| Организация и проведение квестов
|
|
|
|
| Вечер легенд тематический
|
|
|
|
| КТД
|
|
|
|
| Работа вожатого в условиях плохой погоды
|
|
|
|
| Тематический огонек
|
|
|
|
| Оформление отрядного уголка
|
|
|
|
| Изготовление сюрпризок
|
|
|
|
| «Есть идея – от идеи к делу»
|
|
|
|
| Проведение экскурсий
|
|
|
|
| Игры с залом, в автобусе, на снятие напряжения, минутки, психологические
|
|
|
|
| Итоговый огонек (посвящения)
|
|
|
|
Итого: 34 занятия, 21 теоретическое, 13 практических – каждое по 2 часа.
|