Появившиеся в оснащении яхт приборы позволяют измерять параметры их движения и на основе этих измерений оценивать ходовые качества судна на разных курсах по отношению к ветру количественно, а не "на глазок". Наиболее доступные приборы дают следующую информацию:
- угол между ДП яхты и направлением вымпельного ветра;
- скорость вымпельного ветра;
- скорость яхты относительно воды;
- мгновенное изменение скорости яхты относительно выбранной точки отсчета.
Пользуясь показаниями этих приборов, экипаж может оптимальным образом настроить паруса для каждого курса, чтобы получить наивысшую скорость, а также построить полярную диаграмму ходкости яхты (рис. 31). При построении диаграммы яхта считается расположенной в центре нескольких концентрических окружностей, каждая из которых соответствует определенной скорости (4, 5, 6 и т. д. уз.). Из центра через 10° проводятся лучи, обозначающие курсы яхты по отношению к направлению истинного (или вымпельного) ветра. Для удобства в правой части диаграммы могут быть нанесены курсы судна относительно направления истинного, а по левую - относительно вымпельного ветра. Затем на каждом луче откладывается значение оптимальной скорости на данном курсе и при данной силе ветра.
|
|
Нетрудно заметить, что поляра скорости яхты на курсе от полного бейдевинда до крутого бакштага близка к дуге окружности, иными словами, с изменением курсового угла ветра скорость меняется очень незначительно. При переходе яхты на чистый фордевинд скорость заметно падает, особенно в слабый ветер. Объясняется это существенным снижением скорости вымпельного ветра и, поскольку аэродинамические силы пропорциональны ее квадрату, уменьшением силы тяги.
Постановка дополнительных парусов - спинакера и блупера помогает увеличить скорость яхты в слабый и средний ветер. В сильный же ветер, когда скорость оказывается близкой к предельной, V = 3 * (Lквл**1/2), уз. и кривая сопротивления воды круто поднимается вверх, увеличение силы тяги при увеличении парусности практически не дает повышения скорости. На курсе бейдевинд скорость вымпельного ветра и аэродинамические силы максимальные, однако подъемная сила дает очень небольшую составляющую в направлении движения яхт (см. рис. 20). С увеличением же на этом курсе крена уменьшается эффективный угол атаки относительно вымпельного ветра, падает величина аэродинамической силы и силы тяги. По этому на острых курсах более остойчивая яхта может оказаться быстроходней.
С помощью полярной диаграммы рулевой яхты может решать различные тактические задачи, например выбрать оптимальный курс в лавировку. Он определяется по наибольшей скорости продвижения прямо против ветрa. Для этого следует провести касательную к поляре для данной силы ветра - перпендикуляр к его направлению. Точка касания поляры указывает наиболее выгодный курс. При плавании полным курсом, зная расстояние до конечной точки, можно с помощью поляры определить, kак выгоднее будет пройти дистанцию - курсом фордевинд или двумя бакштагами со сменой галса.
|
|
Для того чтобы облегчить возможность использования полярной диаграммы, на кривых скорости наносят курсы яхты относительно вымпельного ветра. Получаются они построением треугольника скоростей по данным снятым с диаграммы (см. рис. 19, б) поскольку с движущейся яхты определить направление истинного ветра можно только приближенно - с помощью компаса и волны либо по береговым приметам.