Шквал может прийти с любой стороны при любой погоде.
В большинстве случаев его появление связано с прохождением фронтальных кучево-грозовых облаков или низких облаков с сильной внутри облачной конвекцией. В передней части такого облака движение восходящее, в центральной и тыловой - нисходящее. Они образуют в облаке и под ним горизонтальный вихрь (рис. 136). Приближению такого облака с наветра предшествует затишье и кратковременный штиль, затем поворот ветра к облаку и его небольшое усиление (так называемый противоветер). Когда облако достигает зенита, следует первый удар шквала из-под облака. Затем приходит дождь со свежим ветром, после которого больше не засвежеет. С окончанием дождя устанавливается новый ровный ветер, иногда другого направления.
Рис. 136: Структура шквала.
Характерным признаком приближения шквала в других случаях является так называемое шкваловое облако. Кроме того, на поверхности воды со стороны идущего шквала появляется темная полоса, а если идет шквал силой более 6-7 баллов, то над водой видна быстро бегущая белая полоса бурунов и вихрей. При приближении шквала слышен шум приближающегося ветра и дождя. О силе шквала можно судить по характеру шквалового облака, его размерам и скорости перемещения.
Шквалы могут иметь и другую природу - они могут появляться при ясной, безоблачной погоде и даже с подветра. Шквал при ясной погоде называется "белым шквалом". О его приближении можно судить только по бегущей темной или белой полосе воды. Во время шквала возможны резкие изменения направления ветра, что особенно опасно, когда шквал приходится принимать на полном курсе и ветер внезапно заходит с другого борта. Если шквал связан с прохождением холодного фронта, то ветер после него, как правило, поворачивает вправо.
|
|
Техника управления яхтой. Обнаружив приближающийся шквал, следует разобрать бухты фалов, закрыть все люки, надеть спасательные жилеты и страховочные пояса. Дальнейшие действия зависят от силы шквала, типа вооружения яхты, курса относительно ветра, района и характера плавания.
При шквалах небольшой силы яхта продолжает идти своим курсом, экипаж внимательно следит за усилением шквала и его заходами. Шквал необходимо принимать только с наветра. Если он идет с подветра, нужно заранее изменить курс, сделать поворот или даже убрать паруса.
Сильные шквалы встречают по-разному. В обычном плавании их лучше встречать на курсах бакштаг или бейдевинд, взяв рифы на гроте, заменив большие передние паруса на меньшие и обязательно убрать спинакер. Если нет времени на взятие рифов, то следует убрать грот и под одним стакселем встречать шквал на курсе бакштаг.
Когда во время гонки сильный шквал застает яхту на курсе бейдевинд, то надо немного увалиться и потравить гика-шкот. Кратковременый порыв можно встретить выйдя на ветер на грань заполаскивания парусов, чтобы только не потерять ход. Если шквал продолжительный, а уваливаться нежелательно, можно, не трогая стаксель шкотов и не меняя курса, потравить гика-шкот так, чтобы грот начало отдувать по передней шкаторине, и продолжать путь на задней шкаторине грота. Когда яхта идет курсом галфвинд или крутой бакштаг, то на сильных шквалах следует уваливаться до полного бакштага, а при ослаблении ветра приводиться немного выше основного курса. При сильных шквалах, идущих зарядами один за другим, нужно уменьшить парусность.
|
|
9.6 "Человек за бортом!".
Основная задача капитана яхты или вахтенного начальника при падении человека за борт в кратчайший срок подойти к упавшему и взять его на борт. В книге невозможно дать рекомендации на все случаи жизни и предусмотреть все ситуации, которые могут возникнуть в конкретном плавании. Однако основные маневры необходимо отработать до автоматизма.
Независимо от того, каким курсом шла яхта к упавшему за борт, она должна подойти курсом бейдевинд, желательно с минимальным количеством поворотов и как можно скорее. На курсе бейдевинд всегда можно отрегулировать скорость яхты с помощью парусов, подбирая или потравливая их по мере надобности, а также сдрейфовать под ветер с растравленными шкотами. Если же подходить к упавшему в левентик, то при внезапных порывах ветра, его заходе или на крутой волне яхта может остановиться раньше времени и придется делать повторный заход. Кроме того, следует иметь в виду, что подъем человека из воды может занять некоторое время, а в положении левейтик судно стоять долго не может - через 10-15 секунд его обязательно увалит на тот или иной галс. На курсе же бейдевинд с растравленными шкотами, помогая рулем, можно яхту удерживать без хода значительно дольше. Поэтому специально планировать подход в левентик никогда не следует.
На большом волнении надо маневрировать так, чтобы не ударить плавающего в воде человека опускающимся с волны штевнем яхты.
Рис.137: Подход к упавшему за борт на курсе бейдевинд (а) и галфвинд или крутой бакштаг (б) с поворотом через фордевинд: 1 - в спокойную погоду; 2 и 3 - неправильно; 4 - на сильнои волнении нв свежий ветер.
На килевых яхтах упавшего поднимают на борт только с подветренного борта в районе вант, на легких швертботах - только с наветренного борта или с кормы. Если человек упал за борт на курсе бейдевинд (рис. 137, а) в спокойную погоду, необходимо немедленно делать поворот фордевинд, так как из-за задержки поворота яхта может подойти к упавшему курсом галфвинд с большой скоростью (2). При падении человека на курсе галфвинд (рис. 137, б) поворот через фордевинд следует начинать, пройдя расстояние в 2-3 корпуса от упавшего тем же курсом. Если делать его позже (3), яхта может подойти к упавшему курсом полный бейдевинд с большим ходом, а если раньше (2) - просто не дойдет до нужного места.
Если падение за борт произошло на курсе фордевинд или полный бакштаг (рис. 138), необходимо, пройдя расстояние в 2-3 корпуса прежним курсом, привестись и сделать поворот оверштаг. Если поворот сделать раньше (2), то яхта подойдет к упавшему курсом галфвинд, а если позже (3) - не дойдет, до него. В свежий ветер или на большой волне для выполнения описанных маневров может понадобиться дополнительное время и место. Тут лучше немного потерять времени, но подойти точно и с первой попытки.
Рис.138: Подход к упавшему за борт на курсе фордевинд или полный бакштаг с поворотом оверштаг: 1- в спокойную погоду; 2 и 3- неправильно; 4- на сильном волнении в свежий ветер.
|
|
Чтобы подобрать упавшего с курса бакштаг в спокойную погоду, сразу же необходимо либо привестись до галфвинда, либо увалиться на фордевинд (что ближе и удобнее) и затем сделать описанные маневры. Конкретно на сколько длин корпусов отходить от упавшего на разных курсах, когда делать поворот и ложиться на курс, когда травить шкоты при подходе к упавшему, зависит от многих причин, знать и предвидеть которые обязан каждый капитан, основываясь на собственном опыте.
При плохой погоде в сильный ветер, когда есть риск сломать мачту или порвать паруса при повороте через фордевинд, с любого курса - от бакштага до бейдевинда упавшего подбирают с поворотом оверштаг (рис. 139). В этом случае от места падения отходят на расстояние 3-4 корпусов, а иногда и больше, делают поворот оверштаг и сразу же уваливаются, травя гика-шкот, чтобы быстрее потерять запас наветренности. Придя на линию, ведущую курсом бейдевинд к упавшему, приводятся и добирают гика-шкот.Все маневры, начиная с подачи первой команды "Человек за бортом!" и до момента его подъема из воды, должны сопровождаться четкими и ясными командами капитана. Человек, ведущий наблюдение за упавшим, должен постоянно, через небольшие промежутки времени, докладывать капитану по установленной форме, например: "Упавший справа, 45-30 метров", "Слева у вант, 2 метра" и т. п.Встречаются необычные ситуации, в которых могут быть применены другие маневры. Если падение человека за борт произошло на курсе фордевинд или бакштаг и с наветренного борта находится препятствие, например берег или отмель, то подходят к упавшему с двумя поворотами, сначала пройдя расстояние в 2-3 корпуса, через фордевинд, а затем - оверштаг (рис. 140).
При падении человека за борт ночью или при плохой видимости немедленно привестись или увалиться до галфвинда, заметить курс по компасу и идти им по громкому отсчету одного из членов экипажа в течение 10-15 сек., затем сделать поворот и возвращаться противоположным курсом по компасу в течение того же времени. Место упавшего человека определяют по светящемуся буйку, сброшенному в воду в момент падения за борт, звуку свистка или крику человека (рис. 141). Ночью при подходе к месту падения и поиске необходимо использовать белые осветительные ракеты. Обнаружив человека, следует заранее (если это нужно) несколько увалиться, чтобы подойти к нему курсом бейдевинд с растравленными шкотами. Когда с первой попытки найти человека не удается, следует ходить в предполагаемом районе падения галсами по времени, перекрывая все большую и большую площадь как на ветер, так и под ветер. При падении человека за борт на курсе фордевинд под спинакером нужно, убрав спинакер, возвращаться к месту падения в лавировку короткими галсами, чтобы все время просматривался генеральный путь яхты к упавшему.
|
|
Рис.139: Подход к упавшему за борт в свежий ветер с поворотом оверштаг: на курсах полный бакштаг, бакштаг около 135 к ветру и крутой бакштаг (а); на курсах бейдевинд и галфвинд (б).
Может оказаться, что на борту яхты было только два человека и один из них оказался за бортом. Если яхта шла курсом бейдевинд, необходимо бросить упавшему круг и положить руль до отказа под ветер, прижав его в этом положении, и, не трогая шкотов, быстро приготовить бросательный конец; в момент перехода грота надругой борт перезаложить бакштаги и перенести стаксель под ветер, выбрав его сразу втугую. После этого остается только ждать, когда упавший человек окажется по носу яхты, и в этот момент положить руль прямо. Как только упавший поравняется со штевнем, следует отдать все шкоты, прихватить чем-либо румпель в ДП и бежать к вантам с бросательным концом. Это самый быстрый и точный способ подхода к упавшему на курсе бейдевинд даже на больших яхтах при ветре силой 3-4 балла, т.е. когда удается увалить яхту до курса фордевинд, не травя гика шкотов. В подобном же случае можно подойти к упавшему с дрейфом: на курсе бейдевинд следует, бросив круг, сразу уваляться, не трогая шкотов, примерно до галфвинда, пройти расстояние в 3-4 корпуса и сделать поворот оверштаг, перезаложив при этом только бакштаг. Яхта ляжет в дрейф. Рулем вначале необходимо увалить яхту, чтобы потерять излишнюю наветренность, а затем привестись и ждать, когда она сдрейфует к упавшему (рис. 142, а). Такой подход не самый быстрый, но, поскольку при этом почти не надо работать со шкотами, он незаменим, если на борту остается только один человек, да к тому же не очень опытный. Подойти к упавшему, таким образом, можно с любого курса (рис. 142, б). Поворот оверштаг для постановки яхты в дрейф в этих случаях следует делать примерно на расстоянии 1 корпуса наветреннее от упавшего в воду.
Рис.140: Подход к упавшему за борт с двумя поворотами у препятствия: 1- на курсе фордевинд; 2- на курсах галфвинд и бакштаг.
Разные типы яхт дрейфуют по-разному, в зависимости от формы корпуса и типа вооружения. Одни хорошо лежат в дрейфе с туго выбранным гика шкотом, другие - с немного потравленным. Если яхта сдрейфует ниже упавшего за борт, то достаточно подобрать гика-шкот, если выше, то побольше растравить. При неудачном подходе стаксель переносят под ветер и маневр повторяют. При маневрировании с дрейфом упавший все время находится в поле зрения рулевого яхты, на большой волне яхта подходит к. нему не штевнем, а бортом.