Наука после Декарта и Ньютона

Развитие современной науки с Декарта и Ньютона идет в двух основных направлениях. С одной стороны, уточняются параметры рассудочной деятельности, т.е. собственно философия Нового времени рассматривается как наука об ингерентной структуре рассудка (Декарт считал философию "наукой наук", так как частные науки с необходимостью имеют дело в качестве основного инструмента с методами рассудочной деятельности). Это принято называть "рационализмом". С другой стороны, закономерности механического устройства телесного, "локально" понятого мира обнаруживают себя через серии наблюдений и научных экспериментов, расширяя сферу компетенции рассудка. Это область "эмпирики", "индуктивного подхода". Вместе они составляют поле современной науки. И если уже первые энтузиасты научного метода - Ф.Бэкон или Декарт - подчеркивали его утилитарный характер, сопряженный с пополнением знаний субъекта о структуре объекта (так как эти знания, примененные на практике, способны увеличить власть и могущество человека над природой, а также повысить его комфорт, главной угрозой которого является непонятность и неизвестность закономерностей объектной среды), то постепенно наука полностью превратилась в описание мира и в руководство по пользованию им, а полезность и эффективность стали рассматриваться как критерии истинности и реальности. В область науки попали не только природные, физические явления, но и знания о человеке. Даже если изначальный механицистский энтузиазм (тезис Ламетри о "человеке-машине") постепенно отошел в сторону, сфера человеческого фактора, знания о субъекте все равно остаются в рамках сугубо научного подхода, что означает проекцию на человека той базовой, часто подспудной и почти неосознаваемой парадигмы, которая предопределила весь строй мышления Нового времени. Научными знаниями о человеке в рамках Нового времени могут быть только знания о структуре его рассудочных свойств, а также - если следовать гипотезе о животном происхождении человека - био-механические аспекты функционирования его вегетативно-телесной и анимально-психической систем. Те стороны человеческого "я", "субъекта", которые были очевидны в донаучный период (античность, Средневековье, Возрождение), отныне либо игнорировались, либо апостериорно анализировались в свете новой антропологии, имплицитно заложенной в базовых методах современной науки как таковой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: