Проблема взаимоотношения человека и природы

Какова роль природы в формировании духовного мира человека?

Что такое природа – храм или мастерская?

Человек – царь природы: так ли это?

Каково отношение человека к окружающей его природе?

Окружающая нас природа, будь то бескрайние поля и луга, зеленые (золотые) рощи или одиноко стоящее дерево, способно вызвать в нас стремление к прекрасному, высокому, а иногда способно изменить коренным образом и саму жизнь. Подобное произошло с кадетом-семиклассником Дмитрием Казаковым в рассказе А. И. Куприна «Фиалки». Накануне «самого страшного экзамена по математике» он гуляет по парку, проходит в заброшенную ее часть, где находит целый оазис цветущих фиалок, собирает их в букет, наслаждаясь ароматом первых весенних цветов. На обратном пути встречает женщину. «Она высока, легка и стройна, лицо ее прекрасно», а глаза цвета тех самых фиалок, которые он держит в руке. «Какие прелестные фиалки! – восклицает дама. Недолго думая, мальчик протягивает ей цветы. И в этом жесте отразилось великое благословение всей окружающей красоте: «земле, водам, деревьям, цветам – вечной благодати, одухотворяющей человека! И как бы потом ни сложилась его жизнь со всеми ее падениями и удачами, дружбой и ненавистью, любовью и отвращениями, он благодарно и счастливо улыбнется, вспомнив те самые фиалки, потому что на его долю выпало редкое счастье испытать истинную красоту, целомудрие, поэзию.

Однако в классической литературе есть и противоположный пример, например, в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад». Лопахин, желая спасти от разорения имение Раневской, предлагает вырубить сад, «прекраснее которого нет на свете», и выстроить дачи, чтобы сдавать их впоследствии в аренду. В результате гибнет все: дом, сад («слышно, как в саду стучат топорами») и человек («Фирса в доме забыли»). Канула в небытие целая эпоха, потому что не сумели сохранить красоту этого мира. Поистине, «когда погребают эпоху/ Надгробный псалом не звучит,/ Крапиве и чертополоху/ Украсить ее предстоит» (А. Ахматова).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: