Всегда доверяй Богу – Он не проигрывает сражений. 8 страница

А ты не думал о том, какая огромная сумма получится, если сложить все мелочи?

Да, урок был суровый, не забывай его. – И вот что ясно: ты струсил так основательно потому, что каждый день трусил понемногу.

Не хотел побеждать в малом – не смог победить в большом.

Разве ты не видел, как глядел Иисус, когда бедная вдова оставила в храме лепту? – У Него глаза сияли! Дай Ему, что можешь – заслуга не в том, мало это или много, а в том, охотно ли ты даешь.

Не будь… ну, скажем так, глупым. Ты и вправду – всего лишь винтик в великом деле Христа.

Но знаешь, что бывает, если винтик плохо пригнан или просто выскочил? Расшатаются крупные детали. Развинтятся, а то и отвалятся колеса. Остановится работа мотора. Не исключено, что придет в негодность вся машина.

Великое дело – быть маленьким винтиком!

Путь› Тактика› Глава 40

Апостольская душа, среди своих ты – точно камень, упавший в озеро. – Словом и примером вызови первый круг… и второй… и еще, еще… все шире и шире.

Понимаешь теперь, какое великое у тебя дело?

Как хочется мирским людям уйти со своего места! – А что бы стало, если бы каждая кость, каждая мышца в нашем теле захотела переместиться?

Вот почему здесь, в мире, всем так плохо. – Оставайся на своем месте, сын мой! Там ты сможешь хорошо потрудиться для Царства Божия.

Лидер!… – Укрепляй свою волю, чтобы Господь поручил тебе вести других. Разве ты не видишь, что делают эти мерзкие сообщества? Им никогда не удастся привлечь уж очень много людей – но они воспитывают "бесов", которые возбуждают и взвинчивают толпы, доводят их до безумия и ведут за собой, в бездну хаоса… в ад. – Они несут проклятое семя.

А ты, если хочешь, понесешь слово Божие, благословенное тысячу тысяч раз, – и оно не изменит. Если ты щедр, если на деле стремишься к святости, то обретешь ее и для других. А потом – Царство Христово: Omnes cum Petro ad Iesum per Mariam – "все вместе c Петром, через Марию – к Иисусу".

Не безумно ли швырять на землю золотые зерна, чтобы они сгнили? – Но без этого высокого безумия не будет жатвы.

Сын мой, как у тебя со щедростью?

Ты хочешь сверкать звездой высоко в небе?

Лучше гори, как факел, здесь, внизу, незаметно зажигая все, чего коснешься. – Вот твое апостольское служение, вот для чего ты на земле.

Стать рупором врагу? Нет, это уж – высшая глупость! А если он враг Божий, то это еще и большой грех. – Если говорить о делах профессиональных, я не похвалю за ученость того, кто пользуется ею, словно кафедрой, чтобы бранить Церковь.

Мы все скачем да скачем, несемся куда-то, что-то делаем, что-то строим…

В духовном смысле это – раскрашенный картон, папье-маше, какие-то тряпки. – Скачем, хлопочем… сколько народу бегает взад-вперед…

И все потому, что они здесь, только здесь, в настоящем. – А ты гляди глазами вечности, ибо в твоем настоящем – все начала и концы…

Тогда обретешь мир, покой, напряженную жизнь духа. Без скачки, без метаний, не срываясь с места, которое тебе отведено, ты станешь мощным генератором – да, электрической машиной, только духовной, – и многим, очень многим дашь свет и силу, не теряя ни света, ни сил.

Не надо иметь врагов. У тебя должны быть только друзья. По правую руку – те, кто сделал тебе добро. По левую – те, кто сделал, или хотел сделать зло.

Не описывай своих апостольских подвигов. Разве что – на пользу ближнему…

Живи незаметно, как жил Иисус целых тридцать лет.

Иосиф Аримафейский и Никодим тайно посещают Иисуса и в обычный час, и в час победы.

Но в час всеобщего малодушия они открыто и смело – audacter – исповедуют перед властями свою любовь ко Христу. – Вот и учись.

Не тревожьтесь, если вас узнают по вашим делам. Это – благоухание Христово. – Трудясь только для Него, радуйтесь, что исполнились слова Писания: "…чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного".

Non manifeste, sed quasi in occulto – "не явно, а как бы тайно"… Так пришел Иисус на праздник Кущей.

Так шел Он и по дороге в Эммаус с Клеопой и его спутником. – Так, по Воскресении, видела Его Мария Магдалина.

Так пришел и на чудесный лов, о котором рассказывает нам евангелист Иоанн. Non tamen cognoverunt discipuli quia Iesus est – "и ученики Его не узнали".

И еще более тайно, из Любви к людям, является Он в Святых Дарах.

Строят красивые здания, роскошные дворцы? Что ж, пусть строят…

Наше дело – души для этих зданий, для этих дворцов.

Что за прекрасные жилища приготовляют нам!

Как ты меня рассмешил, как озадачил, когда сказал прописную истину: "Гвозди я вбиваю острым концом!"

Да, конечно, ты больше сделаешь в этой простой беседе, чем "разглагольствуя" в публичном месте перед тысячами зрителей, жаждущих зрелища, зрелища…

А все-таки, когда это необходимо – разглагольствуй.

Поодиночке вам ничего не сделать. – Но если вас соединит Любовь Христова, то вы удивитесь обилию плодов.

Ты хочешь стать мучеником. – Что ж, вот они, муки – тут, рядом: быть апостолом – и не называться им, быть миссионером – и не называться, быть человеком Божиим, а казаться – мирским. Словом – действовать неприметно!

Да высмей ты его! – Скажи, что все это вышло из моды – и дилижансы, и напудреные парики… Так зачем же воскрешать вольтерьянство XVIII века и либеральные выдумки – XIX-го!

Что за разговоры! Как это пошло, как мерзко! – А приходится общаться – и на службе, и в университете, и в больнице, словом – в миру.

Если Богом просишь замолчать – над тобой глумятся. Если не смеешься – пристают. Если уйдешь – говорят, как говорили.

Выход такой: препоручить их Богу и принести жертвы, а потом… смело, прямо, по-апостольски сказать крепкое слово… – Когда увидимся, подскажу тебе на ухо парочку.

Направим же в верное русло "промыслительную опромечивость", которой подвержена молодежь.

Путь› Духовное Детство› Глава 41

Старайся понять путь духовного детства – но ступай по нему непринужденно, без насилия над собой. – Дай действовать Духу Святому.

Детский путь. – Полная вверенность. – Духовное детство. Все это – не глупости, а крепкая и надежная жизнь христианина.

Когда детство духовно, дети никогда не говорят (и не делают) детских глупостей.

Духовное детство – не духовная глупость и не розовый туман. Это – здравый, прямой путь, и легкость его так трудна, что душа идет по нему, держась за руку Божию.

Духовное детство требует, чтобы мы подчинили разум – а это труднее, чем подчинить волю. – Божией благодати тут мало, нужно непрестанно упражнять волю – а она противится, так что выходит совсем странно: чтобы идти детским путем, чтобы стать ребенком, нужно укрепиться, как муж.

Умалиться… Дети очень смелы и дерзновенны. – Кто просит достать c неба луну? – Кто не считается c опасностью, чтобы получить то, что хочет?

Вложите в такого ребенка обильную благодать, желание исполнять Волю Божию, огромную любовь к Иисусу, человеческие познания, которые он способен усвоить – и вот перед вами образ апостола наших дней. Таким его, без сомнения, хотел бы видеть Господь.

Стань ребенком, мало того – младенцем! Но не подростком. Видел ты что-нибудь смешнее мальчишки, изображающего мужчину, или мужчины, который так и не стал взрослым?

Нет, будь ребенком, когда ты c Богом, а в остальном – очень взрослым, очень мужественным. – И оставь ты эти повадки комнатного песика!

Иногда очень хочется поступить по-детски, и это – маленькое чудо перед Богом. Только не превращай это в рутину – и дела твои будут плодотворны, как всегда плодотворна Любовь.

Перед Богом – Он вечен – ты меньше, чем двухлетний ребенок перед тобой.

Ты – не просто ребенок, но Его ребенок. Ты – сын Божий. – Не забывай!

Дитя, искупи беззакония своей взрослой жизни!

Глупый ребенок! Когда ты утаишь хоть что-то в душе своей от наставника – детство твое кончится, ты утратишь простоту.

Если воистину станешь ребенком, то сможешь все.

Если станете как дети – у вас не будет горя. Дети сразу забывают плохое и возвращаются к игре. – Вот и вы, доверившись Богу, избавитесь от забот, покоясь в мире Отца.

Дитя, отдай Ему каждый день, каждый поступок…, даже слабости!

Будь хорошим ребенком – посвяти Ему и труд тех рабочих, которые Его не знают, и земную радость этих бедных детей, вынужденных посещать безбожные школы…

У детей нет своего, все – родительское; и твой Отец прекрасно знает, как распорядиться Своим добром.

Будь маленьким, совсем маленьким, двухлетним, ну – трехлетним, не больше. Те, кто постарше, плутоваты – они уже пытаются обманывать родителей своими нелепыми выдумками.

Понимаешь, в них есть fomes peccati – "закваска, зародыш греха", но они неопытны и не умеют грешить, прикрывая неправду мнимой правдой.

Простоту они потеряли – а без простоты не станешь ребенком перед Богом.

Дитя, почему ты никак не хочешь слезть c ходулей?

Не спеши стать взрослым, будь ребенком, хоть бы ты умирал от старости. – Когда ребенок споткнется и упадет, никто не удивляется, а отец бежит поднять его.

Когда спотыкается и падает взрослый, все смеются. – Иногда, спохватившись, его жалеют – но поднимается он сам.

Каждый день – ты знаешь это по опыту, – мы спотыкаемся и падаем. Что бы стало c тобой, если бы ты не становился c годами все младше и младше?

Так что не спеши быть взрослым. Будь ребенком – и тебя поднимут руки Отца.

Дитя, вверенность Богу требует послушания.

Не забывай, что Господь особенно любит детей и тех, кто умалился, как дети.

Вот они, парадоксы умалившейся души: если Иисус дает тебе то, что мир назовет хорошим – плачь в сердце своем, думая о Его благости и своей греховности. Если Иисус посылает то, что мир назовет плохим – радуйся, ибо Он дает, не ошибаясь. А значит – настало время возлюбить свой Крест.

Храбрый ребенок, воскликни: "Как любит Тебя Тереза! – Как ревностен Франциск Ксаверий! – Как смел и умен апостол Павел! – А я… я люблю Тебя больше, чем Тереза, Франциск и Павел!" Путь› Детская Жизнь› Глава 42

Глупый ребенок! Не забывай, что Любовь дала тебе всемогущество.

Дитя, не теряй доброй привычки "брать приступом" Дарохранительницы.15

Когда я называю тебя "хорошим ребенком" – не думай, что я считаю тебя робким тихоней. Если ты не крепок, не смел, не нормален – то будешь не апостолом, но посмешищем.

Так вот, хороший ребенок, говори Иисусу много раз в день: "Я Тебя люблю,… люблю,… люблю".

Твои слабости тебя огорчают? Не горюй. Прославляйся в немощах – как апостол Павел. Когда дети подражают взрослым – они не боятся показаться смешными.

Пусть ошибки, несовершенства, даже серьезные падения не отдаляют тебя от Бога. – Если слабый ребенок не глуп, он держится рядом с Отцом.

Не огорчайся, если ты раздражаешься исполняя те мелочи, о которых Он просит тебя. – Ты еще будешь улыбаться…

Разве ты не видел, как неохотно отдает ребенок конфету, когда отец лишь проверяет его? А все-таки отдает, ибо любовь – сильнее.

Когда ты хочешь что-то сделать получше, выходит только хуже. – Смирись перед Иисусом, скажи Ему: "Видишь, как я плохо все делаю? – Если Ты не поможешь, будет совсем уж плохо!

Пожалей своего ребенка! Мне бы хотелось каждый день вписывать прекрасную страницу в книгу моей жизни! Но я такой неумелый, неуклюжий… Если Учитель не водит моей рукой, выходят не ровные палочки, а какие-то закорючки, их никому не покажешь.

Отныне, Иисус, будем писать вдвоем".

Господь, дорогой, я знаю, как я неловок. Ну, так неловок, что захочу погладить – и пораню! Смягчи повадки моей души! Дай мне силу детской жизни… но дай мне также и ту осторожную нежность, – которой дети ласкают любимых родителей!

Ты полон немощей – Что ни день, ты видишь это яснее. – Но не пугайся. – Он знает, что больше ты дать не можешь.

Твои детские и невольные падения побудят Отца твоего еще внимательней за тобой смотреть, а Мать, Марию – крепче держать за руку. Господь каждый день поднимает тебя с пола – вот и воспользуйся этим! Обними Его покрепче, положи Ему на грудь свою разнесчастную голову, да будешь ты безумным от любви – от биения Его любящего Сердца.

Укол… Еще один… Еще… Терпи! – Разве ты не понял? Ты так мал, что эти крестики – единственная ноша, которую ты можешь взвалить на свои плечи.

Но подумай: один крестик… другой… еще один… – Получится целая гора!

В конце концов, ты, ребенок, сумел главное – Любить.

Когда детская душа просит у Господа отпущения – пусть не сомневается: Иисус скоро исполнит ее желания, оторвет грязный шлейф былых немощей, снимет мертвый груз нечистоты, тянущий вниз, к земле, вышвырнет мирской мусор. И все – для того, чтобы душа вознеслась к Его величию и растворилась в живом пламени Любви.

Когда тебе не хватает щедрости, когда ты падаешь, идешь вспять (быть может, только с виду) – то скорбишь и пугаешься так, словно разбил что-то ценное (свое освящение).

Не тревожься и действуй так, как действуют простодушные дети!

Вот они разбили вазу. Любимую отцовскую вазу. Им стыдно, они плачут, но за утешением бегут к отцу – а он забывает о ценности вазы и умиляется, и прощает. Мало того – утешает свое чадо. Учись!

Пусть ваша молитва будет мужественной, взрослой. Одно дело – стать ребенком. Другое – уподобиться барышне.

Для того, кто любит Иисуса, молитва, даже сухая – утешение, полагающее конец печали. Он тянется к ней с той жадностью, с какой ребенок тянется к сахару после горького лекарства.

Ты рассеян на молитве. – Старайся не отвлекаться, но не слишком горюй, если это тебе не удалось.

Разве ты не видел, как в обычной жизни самые примерные дети отвлекаются, не слушая доводов отца? – Они и любят его, и уважают – просто они малы и слабы.

Вот и ты – ребенок перед Богом.

Когда молишься, управляй беспорядочными мыслями, словно ты регулируешь уличное движение – для того и дана тебе упрямая воля, подобающая духовному детству. – Задержи их: ту или эту мысль, и помолись о тех, с кем они связаны.

Итак, вперед!… до определенного времени, которое себе назначил! Если такая молитва покажется тебе бесплодной – радуйся и верь, что ты сумел угодить Иисусу.

Хорошо быть ребенком! – Когда взрослый просит о чем-то, нужен список его заслуг.

А просит ребенок – у него заслуг нет, достаточно сказать: "Мой отец – такой-то".

Вот и скажи от всего сердца: "Мой Отец – Бог"!

Упорство… Ребенок стучится в дверь и раз, и второй, и третий – долго, громко, не смущаясь. А тот, кто откроет ему в раздражении, теряется перед его простотой… – Будь настойчив и ты, когда стучишься к Богу.

Видел ты, как благодарят дети? – Вот и повторяй, как они, в радости и в горе: "Какой Ты хороший, Иисус! Какой хороший…" Это и есть детский путь, ведущий тебя к миру с грузом смеха и слез, с невесомостью Любви.

Ты работал, устал, не можешь молиться. Что ж, Отец всегда рядом. Не говоришь – так посматривай на Него, как ребенок. И Он тебе улыбнется.

Благодарение после причастия… Что ж ты не удержишься, сразу просишь: "Иисус, дай мне то, Иисус, дай мне это… этого человека… это дело"?

Ничего, не беспокойся, не сердись на себя! Разве ты не видишь? Отец – добр, сын – смел и простодушен. Надо бы начать с поцелуя, а он уже лезет в отцовский карман за конфетами. – Значит…

Наша воля, с помощью благодати, всемогуща перед Богом. – Например: мы едем в трамвае. И думаем о том, как часто люди обижают Господа. И сокрушаемся в сердце своем: "Иисус, хочу явить свою любовь и возместить нанесенные Тебе обиды столько раз, сколько делает оборотов это колесо!" – Думая так, мы на самом деле уже любим Его и возмещаем Ему обиды.

Казалось бы, какие глупости! Но ведь они неотъемлемы от духовного детства. Это вечный диалог между искренним сыном и любящим Отцом.

Ты меня очень любишь? – спрашивает отец, а ребенок лепечет: "Очень-очень-очень!"

Если ты пребываешь в духовном детстве – значит, любишь подарки. – А сколько подарков у твоей Небесной Матери!

Помни, каждое мгновение: Мария… Иисус… Святые Дары… Причастие… Любовь… страдание… души чистилища… воины Христовы – Папа, священники… верующие… твоя душа… души твоих родных… Ангелы-Хранители… грешники…

Дорого тебе стоила эта небольшая жертва! – Ты борешься, а тебе как бы говорят: "Почему ты так скрупулезено, так точно выполняешь свой жизненный план? Все у тебя по часам!" – Видел ты, как легко обмануть ребенка? Он не хочет пить лекарство, а ему говорят: "Эту ложку – за папу, эту – за бабушку…" Он все и выпьет.

Так и ты. Четверть часа власяницы – за души чистилища, пять минут – за родителей, еще пять – за братьев. Вот и выполнишь все, что наметил.

Знал бы ты, какую ценность имеет эта жертва!

Ты не один. – Переноси испытание с радостью. – Бедное дитя! Тебе кажется, что Мать не держит тебя за руку. Нет, так и есть: не держит! Но видел ли ты, как здешние, земные матери идут, протянув руки, за своими малышами, делающими первые самостоятельные шаги? – Ты не один. Мать Мария – рядом.

Иисус, даже умерев от Любви, я не отплачу за ту благодать, которую Ты расточил, чтобы я стал ребенком!

Путь› Призыв› Глава 43

Почему ты не отдашь себя Богу сразу… всерьез… сейчас?

Если ясно видишь свой путь – иди. Что же ты не отбросишь свое малодушие? Ведь только оно тебя и удерживает.

"Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари… Я буду с вами…" Это сказал Иисус. И сказал – тебе.

Патриотический пыл… Что ж, похвально! Он побуждает многих, стать воителями, превратить свою жизнь в службу. – Только не забывай, что и у Христа есть воинство – люди, избранные к служению.

Et regni eius non erit finis – "Его же Царствию не будет конца!" Разве ты не рад трудиться для такого царства?

Nesciebatis quia in his quae Patris mei sunt oportet me esse? – "или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?" Так ответил отрок Иисус – и кому? Такой Матери, которая три дня искала Его, думая, что Он пропал. – А дополняет эти слова то, что передал нам апостол Матфей: "Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня".

Слишком просто ты судишь об апостольских делах – по внешности. Так можно предпочесть мешок угля горсти алмазов.

Теперь, когда ты отдал себя Богу, проси у Него жизни новой. Это как бы печать, подтверждающая, что твоя миссия человека Божия – подлинна.

"Твой идеал, твое призвание – все это просто безумие. А братья твои – сумасшедшие…" Разве ты не слышал таких окликов в себе, внутри? – Отвечай твердо, что благодарен Богу, Который принял тебя в Свой "сумасшедший дом".

Ты пишешь: "Мы очень хотим, чтобы это удавалось, развивалось – и, кажется, становимся нетерпеливыми. Когда же оно прорвется, когда взорвется… когда мир станет нашим?" И прибавляешь: "Желание это не будет тщетным, если мы станем надоедать, приставать к Господу. Тогда мы не потеряем, а выиграем время".

Я понимаю, как тебе тяжело в вынужденном бездействии думать о работе, которую необходимо сделать. – Сердце твое не умещается в земных пределах, а ты должен втискивать его в какие-то канцелярские рамки…

Ты что забыл: "Да будет воля Твоя"?… Fiat…

Не сомневайся, твое призвание – самая большая милость, какую Господь мог тебе оказать. – Будь за нее благодарен.

Смотреть больно на эти толпы – высокоумные, низменные, средние – у которых нет идеала! Они словно бы и не знают, что у них есть душа. Это – стадо, сброд… свинарник.

А мы, Иисус, Твоей милосердной Любовью обратим стадо в содружество, сброд – в воинство, из свинарника выведем и очистим тех, кто уже не хочет грязи.

Божии дела – не рычаг и не ступенька.

Господи, дай нам безумие – то заразное безумие, которое привлекло бы многих к Твоему служению!

Nonne cor nostrum ardens erat in nobis, dum loqueretur in via? – "Не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге?" Если ты апостол – эти слова учеников Эммаусских сами собой сорвутся с уст тех соработников, которые встретят тебя на своем жизненном пути.

Иди на служение, чтобы отдать Ему все, а не чтобы искать земного.

Когда Господь захотел, чтобы ты стал апостолом, Он напомнил тебе, что ты – сын Божий. Не забывай об этом никогда.

Каждый из вас должен стать апостолом для апостолов.

Апостольская душа, ты – соль. Bonum est sal – "соль – добрая вещь", читаем мы в Евангелии, но si autem sal evanuerit – "если она потеряет силу" – то уже ни на что не годится. Даже на удобрение. Ее просто выбрасывают.

Вот и ты – соль. Но если потеряешь силу…

Сын мой, если ты любишь свое апостольское служение – знай, что ты любишь Бога.

Когда ты как следует ощутишь, что ты – апостол, твое служение станет кирасой, о которую разобьются козни твоих врагов – и земных, и адских.

Всегда молись о постоянстве и упорстве – для себя и для собратьев, ибо враг наш, бес, прекрасно знает, что вы ему враги… И ликует при каждой бреши в ваших рядах!

Как усердные монахи стараются узнавать о жизни тех, c кого начался их орден, или их монастырь, чтобы подражать им, – так и ты, христианский рыцарь, постарайся найти примеры для подражания в лице учеников Иисуса, которые видели Петра, Иоанна, Павла и едва-едва не застали Смерть и Воскресение Учителя.

Ты меня спрашиваешь – и я тебе отвечаю: быть совершенным – значит жить совершенной жизнью на том месте, в том деле, на той ступени, куда, действуя через людей, поместил тебя Господь.

Молитесь друг за друга. – Тот слабеет… этот…

Ничего, молитесь, не теряя мира в душе. – Кто-то уходит? Кто-то пропал?… Вы все от века сосчитаны у Господа!

Правда твоя, c вершины, на много километров, равнин не видно, только горы, за одной – другая. Покажется, пишешь ты, что где-то рельеф поровнее, но рассеялся туман – и видишь, что там горная цепь.

Таков ландшафт твоего апостольского служения. Таким он и должен быть. Обойдите весь мир – но пути для вас не проложены… Пролагайте их сами сквозь горы – и камни будут дробиться у вас под ногами.

Путь› Апостол› Глава 44

У тебя на груди крест?… – Что ж, хорошо; и все же… Крест должен быть на плечах, во плоти, в разуме! – Тогда ты будешь жить для Христа, c Христом, во Христе – и только так станешь апостолом.

Апостол, иди первым! – Матфей приводит слова Господа: "Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю всем: Я никогда не знал вас; отойдите от меня, делающие беззаконие".

Итак, иди первым, чтобы, по слову апостола Павла, проповедуя другим, самому не остаться недостойным.

Воинский дар святого Игнатия помог ему представить нам сатану, который призывает неисчислимое множество бесов и рассылает их по странам, областям, городам, селеньям, но сперва говорит "проповедь", поучая заковывать всех в кандалы и цепи, никого не оставляя свободным…

Ты сказал мне, что хочешь вести других… Но кого поведет тот, кто скован?

Ты посмотри – апостолы со всеми своими слабостями, такими явными и очевидными, были просты, искренни…, прозрачны.

У тебя тоже есть слабости. – Хорошо, если есть и простота.

Говорят, одна душа сказала Богу в молитве: "Иисус, я Тебя люблю" – и услышала в ответ: "Любовь – это дела, а не хорошие слова".

Подумай: а ты не заслужил ли такого мягкого упрека?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: