Быстроходной парой является прямозубая или косозубая цилиндрическая передача, тихоходной - червячная передача. В таком варианте проблемным является оптимальное смазывание как зубчатой, так и червячной передачи. Наилучшим считается вариант вертикального расположения зубчатой пары, когда колесо находится под шестерней, а в червячной передаче - червяк располагается под червячным колесом. Условие наилучшего смазывания предполагает такой уровень, когда одновременно погружено в масло две высоты зуба колеса цилиндрической передачи и полная высота витка червяка.
1. Выбор материала зубчатых колес и определение расчетных допускаемых контактных напряжений [s] H 1 в соответствии с алгоритмом расчета зубчатых передач, у которых хотя бы одно зубчатое колесо имеет HB £350.
2. Определение коэффициента допускаемых напряжений:
,
где [s] H 2 - допускаемые контактные напряжения червячной передачи, которые для первого приближения можно принять равными 200МПа.
3. Определение коэффициента конструкции зубчатой передачи:
|
|
,
где для прямозубых передач
,
для косозубых передач
.
4. Определение коэффициента передаточного отношения:
.
Должно соблюдаться условие
,
в противном случае следует изменить:
- коэффициент ширины зубчатого колеса y a;
- расчетные допускаемые напряжения зубчатой передачи изменением материала и твердости;
- конструкцию передачи заменой прямозубой передачи косозубой;
- общее передаточное отношение заменой двигателя.
5. Определение передаточного отношения зубчатой передачи:
.
6. Определение передаточного отношения червячной передачи:
.
Дальнейший расчет проводится в соответствии с рекомендациями раздела “Общие положения для всех алгоритмов”.