Дефектация корпуса

5.1.7.6.1 Дефектацией корпуса судна назы­вается освидетельствование, сопровождаемое планомерным замером остаточных толщин


Часть П. Проведение и объемы освидетельствований




связей и характеристик повреждений и деформа­ций корпусных конструкций.

5.1.7.6.2 Необходимость полной дефектации
корпуса судна может возникнуть примерно через
15 лет после постройки сухогрузных судов и через
10 лет для танкеров и в общем случае опреде­
ляется по результатам освидетельствования и
выборочных замеров остаточной толщины наи­
более изношенных связей.

Для судов с меньшим возрастом может потребоваться частичная дефектация конструк­ций корпуса, которые по результатам освиде­тельствования имеют интенсивный коррозион­ный износ. Как правило, это относится к нижним поясьям обшивки переборок, палубам и платфор­мам в санитарно-бытовых помещениях, цистер­нам, используемым как теплые ящики и для стока конденсата, а также используемым попеременно для топлива и жидкого балласта, второму дну под котлами и т.п. Подробная дефектация корпу­са приурочивается, как правило, к очеред-ному освидетельствованию, совпадающему с поста­новкой судна на большой ремонт.

5.1.7.6.3 Для определения объема (коли-чест-
ва) замеров остаточных толщин связей при
дефектации производится осмотр корпуса с
целью выявления мест с наибольшим износом.
В этих местах производятся выборочные замеры
остаточной толщины. По результатам осмотра и
выборочных замеров устанавливается объем
дальнейших замеров.Если определенный по за­
мерам износ близок к допускаемому или пре­
вышает его, производятся дальнейшие планомер­
ные замеры связей в этом районе, а при необхо­
димости — ив прилегающих районах.

У судов длиной 90 м и более выборочные замеры остаточной толщины наружной обшивки, настила палуб и второго дна с их продольным набором производятся по меньшей мере в трех поперечных сечениях корпуса судна: в средней, носовой и кормовой частях. Если установленные по замерам в сечениях износы близки к допусти­мым или превосходят их, должны быть произве­дены планомерные замеры толщин всех листов и балок корпуса, имеющих износ.

5.1.7.6.4 Остаточные толщины изношенных
листов определяются замерами, производимыми
методами неразрушающего контроля, одобрен­
ными Регистром.

Выполнение замеров толщин корпусных кон­струкций методами неразрушающего контроля должно выполняться признанными Регистром пре­дприятиями. Порядок признания предприятий, производящих замеры толщин, изложен в разд. 10 части 1 «Организационные положения по надзору» Руководства по техническому надзору за построй-


кой судов и изготовлением материалов и изделии.

5.1.7.6.5 Одновременно производится обмер и
описание деформации корпуса.

5.1.7.6.6 Результаты замеров остаточных то­
лщин и выявления повреждений конструкций кор­
пуса должны отражаться администрацией в
судовой документации (формулярах технического
состояния, чертежах или эскизах растяжки на­
ружной обшивки, настилов палуб и второго дна,
переборок, набора корпуса или таблицах замеров).

В краткой форме результаты дефектации указываются в актах освидетельствования судна.

5.1.7.7 Нормы допускаемых износов и пов­реждений конструкций корпуса.

5.1.7.7.1 Настоящие нормы применяются при
определении технического состояния корпуса
судна, имеющего возрастной износ или повреж­
дения, и установлении при дефектации необходи­
мого объема замен или подкреплений
изношенных или поврежденных связей.

5.1.7.7.2 Нормы носят ориентировочный
общий характер. При необходимости судовладе­
лец может применить специальные нормы, одо­
бренные Регистром и разработанные для
определенных типов или групп судов.

5.1.7.7.3 При износах и повреждениях связей
корпуса, не превышающих допустимые нормами,
техническое состояние судна признается годным к
безопасной эксплуатации по назначению на пер­
иод до следующего очередного освидетельство­
вания. Связи с износами или повреждениями,
превышающими допустимые нормы, подлежат
замене или подкреплению.

5.1.7.7.4 Допустимая остаточная толщина по
общему износу листов и основного набора долж­
на быть не менее 0,7, а для балок рамного набора
— 0,75 первоначальной толщины связи. У судов
ограниченного района плавания II СП и III СП
остаточная толщина листов и набора должна
быть не менее 0,75 первоначальной толщины
связи. Данное требование распростра-няется на
суда с построечными толщинами, соответст­
вующими правилам Регистра. Для пе-рекласси-
фицированных судов из класса Российского
Речного Регистра М-СП, М-ПР, О-ПР назначение
допускаемых остаточных толщин является пре­
дметом специального рассмотрения Регистром.

В районах усиления корпуса судна для швар­товок в море, восприятия нагрузок ото льда, слеминга допустимая остаточная толщина по общему износу листов и балок набора должна быть не менее 0,8 первоначальной длины связи. У судов длиной 90 м и более допустимая остаточ­ная толщина по условию общего износа должна быть не менее 0,8 первоначальной толщины для следующих связей:



Правила классификационных освидетельствований судов



непрерывных комингсов люков в пределах грузовой зоны;

расчетной палубы;

ширстрека, скулы, верхних и нижних поясьев вторых бортов и продольных переборок;

наклонных листов подпалубных и скуловых цистерн;

настила двойного дна;

днища;

вертикального киля (коробчатого киля) стрин­геров, прилегающего к вышеперечисленным лис­там, настилам, обшивке проодольного набора;

поперечных гофрированных переборок в пре­делах грузовой зоны, а также форпика.

При этом момент сопротивления поперечно­го сечения корпуса в средней части с учетом износов листов и балок продольного набора должен быть не менее 0,9 первоначальной его величины. Допустимая остаточная толщина по условию местного износа (износа пятнами, лине­йного износа, канавочного износа) листов должна быть не менее 0,65, а для элементов балок набора — 0,5 первоначальной толщины. Допустимая остаточная толщина в районе язвенного износа листа и стенки рамной балки, обеспечивающих непроницаемость конструкции, должна быть не менее 0,3 первоначальной толщины или 3,5 мм, в зависимости от того, что больше.

5.1.7.7.5 Износ сварных стыковых швов на
глубину ниже поверхности соединяемых листов
не допускается.

Не допускается уменьшение калибра угловых швов более чем на 20% по сравнению с перво­начальным.

Не допускается износ головок заклепок — плоской или полукруглой на величину 0,2 диаме­тра стержня и полупотайной на глубину 0,1 диаметра от поверхности листа или профиля. При износе кромок листов расстояние от центра заклепок крайнего ряда до изношенной кромки должно быть неменее 1,3 диаметра заклепки.

5.1.7.7.6 При устранении повреждений связей
корпуса, причиной появления которых являются
недостатки конструкций корпуса или недостаточ­
ная прочность, одновременно должны ус­
траняться недостатки конструкции или
устанавливаться подкрепления.

Все вмятины в корпусе судна, как правило, подлежат устранению, однако в зависимости от их размера могут быть оставлены до следующего очередного освидетельствования:

отдельные вмятины плавного характера на ограниченной части перекрытия со стрелкой прогиба не более 1/2q их меньшего размера, если при этом не наблюдается потери устойчивости балок набора;


гофры наружной обшивки, настила палуб и второго дна со стрелкой прогиба не более 1/2q их меньшего размера или расстояния между про­дольными балками набора при ограниченном их распространении по длине и ширине перекрытия;

отдельные бухтины плавного характера со стрелкой прогиба не более 1/2q их меньшего размера.

Обнаруженные при освидетельствовании про­боины, разрывы и трещины в связях подлежат устранению во всех случаях.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: