Написание докладов является одной из форм обучения студентов, направленных на организацию и повышение уровня самостоятельной работы студентов, а также на усиление контроля за этой работой.
Целью написания докладов является привитие студентам навыков самостоятельной работы над литературными и законодательными источниками, опубликованной судебной и арбитражной практикой с тем, чтобы на основе их анализа и обобщения студенты могли делать собственные выводы теоретического и практического характера, обосновывая их соответствующим образом.
В отличие от теоретических семинаров, при проведении которых студент приобретает, в частности, навыки высказывания своих суждений и изложения мнений других авторов в устной форме, написание докладов даст ему навыки лучше делать то же самое, но уже в письменной форме, юридически грамотным языком и в хорошем стиле.
Представляется, что в зависимости от содержания и назначения в учебном процессе доклады можно подразделить на две основные группы (типы): научно-проблемные и обзорно-информационные.
|
|
Научно-проблемный доклад. При написании такого доклада студент должен изучить и кратко изложить имеющиеся в литературе суждения по определенному, спорному в теории, вопросу (проблеме) по данной изучаемой теме, высказать по этому вопросу (проблеме) собственную точку зрения с соответствующим ее обоснованием.
В зависимости от изучаемой темы, состава и уровня подготовки студентов тема доклада может быть одной для всех студентов или таких тем может быть несколько, и они распределяются между студентами учебной группы. На основе написанных докладов возможна организация «круглого стола» студентов данной учебной группы. В таких случаях может быть поставлен доклад студента, признанный преподавателем – лучшим, с последующим обсуждением проблемы всей группой студентов.
Учитывая глубину освещения, разработки темы доклада и участие в работе «круглого стола» (если он проводится), преподаватель решает вопрос о возможности рекомендации его на конкурс студенческих работ или для публикации.
Обзорно-информационный доклад, – его разновидностями могут быть:
1) краткое изложение основных положений той или иной книги, монографии, другого издания (или их частей: разделов, глав и т.д.) как правило, только что опубликованных, содержащих материалы, относящиеся к изучаемой теме (разделу) курса жилищного права. По докладам, содержание которых может представлять познавательный интерес для других студентов, целесообразно заслушивать в учебных группах сообщения их авторов (15-20 минут);
|
|
2) подбор и краткое изложение содержания статей по определенной проблеме (теме, вопросу), опубликованных в различных юридических журналах за тот или иной период, либо в сборниках («научных трудах», «ученых записках» и т.д.).
При наличии в студенческой группе нескольких студентов, намеревающихся специализироваться по кафедре гражданского права и занимающихся разработкой какой-то общей проблемы, возможно взаимное использование материалов написанных ими докладов.
Темы докладов определяются преподавателем, ведущим занятия в студенческой группе. При написании студентами научно-проблемных докладов им, как правило, должна быть рекомендована преподавателем и литература, подлежащая изучению (студенты вряд ли смогут во всех случаях подобрать литературу самостоятельно).
Объем доклада должен быть в пределах 15-20 страниц машинописного текста через два интервала. При оформлении доклада необходимо ориентироваться на правила, установленные для оформления курсовых работ.