Работа над статьями 1, 3, 32. Конституции Российской Федерации

Конституция Российской Федерации. Статьи 1, 3, 32. (извлечение). /Прил. 9/

Народ в демократическом государстве осуществляет свою власть непосредственно (прямая демократия) через:

1) референдум или выборы (статья 3);

2) право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31);

3) право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33);

4) через гарантированную свободу общественных объединений (статья 30);

5) через свободу массовой информации, свободу мысли и слова(статья 29);

6) через право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку (статья 37);

Французский просветитель Жан-Жак Руссо писал: “Нельзя себе представить, чтобы народ все время проводил в собраниях, занимаясь общественными делами. Для занятия общественными, государственными делами народ выбирает своих представителей в органы власти”.

Такая форма демократии – народной власти – называется представительной.

В 1265 году в монархической Англии созвали собрание, получившее название “Парламент”. Слово “Парламент” в переводе с французского означает “говорить”. Избранные в Парламент депутаты обсуждают проекты законов (говорят о них), а затем решают – принимать или нет эти законы.

В Российской Федерации избираются народом:

  1. Парламент;
  2. Депутаты Государственной Думы;
  3. Депутаты местных органов власти.

Конституция Российской Федерации. Статья 32 (извлечение).

2.9.Информационная разминка “Пчелки и змейки”

Разминка.

Инструкция. Ребята в группах выбирают короля, а сами делятся на “пчел” и “змей”, далее рассмотрим ход игры в приложении. /Прил. 10/

Учитель обращает внимание.

ЗАПОМНИ!

В любом государстве между народом и его лидером (правителем) должно быть взаимопонимание и доверие. Только такое государство может успешно процветать и преумножать свое богатство. В разное время во главе государств стояли короли, цари, ханы, эмиры, императоры. Одних избирал сам народ, другие получали власть по наследству, а третьи – захватывали власть.

Россия – республика (в переводе общее дело). Значит, лидера страны выбирают сообща.

Во главе нашего государства находится Президент. “Президент” в переводе с латинского языка означает “сидящий впереди”. В Конституции РФ четко определены полномочия государственных органов РФ и порядок их формирования.

Как же занимается пост Президента России? Обратимся к схеме, отражающей содержание статьи 81 Конституции РФ. (в презентации учителя).

Пост Президента был учрежден в РФ общенародным референдумом в апреле 1991 года, а 12 июня того же года на этот пост всенародным голосованием был избран Ельцин Б.Н. В связи с ухудшением здоровья он досрочно ушел 23 декабря 2000 г. в отставку.

Исполняющим обязанности Президента стал Путин В.В., через три месяца он был избран на всенародном голосовании Президентом. Избранный всенародным голосованием. Президент России несет личную ответственность за положение в стране и за результаты ее внешней политики.

2.10. Упражнение “Если бы я был Президентом”

Инструкция. Передавая из рук в руки “микрофон”, участники по очереди высказывают свои мысли. Например:

  • Я бы объездил весь мир!
  • Я бы открыл новые стадионы и секции, чтобы все люди занимались спортом.
  • И т.д.

Учитель делает выводы:

У Президента РФ большие полномочия и в то же время широкий круг обязанностей, так как именно высшее место в органах власти РФ занимает Президент. Примерный текст для педагога можно рассмотреть в приложении. /Прил. 11/

2.11. Технология дискуссии. “Антикоррупционные меры”

Дорогие друзья, не всегда мы можем говорить о слаженной власти. Эта “тройка” наделенная властью выходит из под контроля своего “кучера”.

Мы так долго добивались непосредственной и представительной демократии, понадеялись на народ, который жаждал и обещал, что будет поддерживать демократические ценности.

Государственное устройство построили на основе разделения властей, но постепенно упустили взаимоконтроль.

Добились легальной оппозиции, политического плюрализма, но почему-то забыли строго подчиняться закону. Либо с правовым самосознанием проблема, либо хотим снова вернуться к тотальному контролю, либо нам – народу при всех плюсах необходим важный элемент государственного аппарата карательный орган. Давайте разберемся. Баланс нарушен. А именно коррупция расширяется и мимикрирует.

Что делать нашему “демократическому государству”?

Пересмотреть законодательные меры.

Набор мер на листочках имеет 1 группа – законодательная власть.

Пересмотреть организационно– политические меры.

Этот набор достается 2 группе – судебная власть.

Начать взаимодействовать со структурами гражданского общества.

Этот набор законопроектов достается 3 группе – исполнительная власть.

Так как данный этап занятия рассчитан на дискуссию в техники “Аквариум”, учителю необходимо заранее поработать над данным материалом в группах по усвоению терминов и пониманию сути мер. Дети могут отобрать только те меры, какие они считают приемлемыми на их взгляд.

Список мер, направленных на взаимодействие со структурами гражданского общества, а так же информация о законодательных, организационно-политических мерах содержится в приложении. /Прил. 12/

Детям учитель дает установку.

Свою позицию вы будете защищать по мере выступления гостей, приглашены в наш дискуссионный зал. Это группа детей старшего возраста, которые изучают правоведение уже ни один год, или дети из профильных классов.

“Гости урока”:

1) Исполнительный директор центра “Стратегия” – Михаил Горный
2) Директор института эффективного управления “Система” – Дмитрий Савельев.
3) Политолог, историк, культуролог, профессор Высшей школы экономики-Федор Шело-Коведяев.
4) Председатель высшего Арбитражного суда России – Антон Иванов
5) Адвокат – Павел Астахов
6) Политолог – Николаев Баранов
7) Доктор политических наук, профессор МГИМО(У) МИД РФ, вице-президент Ассоциации политической науки РФ – Оксана Гаман-Голутвина
8) Заместитель председателя Комитета Государственной Думы по безопасности – Геннадий Гудков

Каждому гостю дается слово.

Примерный текст выступлений гостей урока содержится в приложении, где также необходимо учесть специальный порядок в предоставлении слова, чтобы подвести детей к определенному выводу. /Прил.13/

С данной группой так же необходимо поработать, так как они представляют мнения политологов, адвокатов. Кроме того, они тоже должны быть готовы защищать свою позицию.

Дети же в малых группах находят меры, которые помогут согласиться с гостем или нет.

Итак, учитель дает небольшую справку о заседании Дмитрия Медведева в Кремле по вопросу создания Совета при президенте по противодействию коррупции. С примерным текстом можно познакомиться в приложении. /Прил. 14/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: