Коммуникативная организация предложения (функция)

Всякое предложение нужно для общения, сообщения, воздействия, то есть для коммуникации. Предложение с коммуникативной точки зрения следует изучать только в контексте, поскольку информация, заложенная в нем, связана с речевой ситуацией. Приспособление грамматической структуры предложения в результате включения в ту или иную речевую ситуацию к задачам коммуникации есть актуальное членение предложения (термин чешского лингвиста В. Матезиуса). Сущность его заключается в следующем: на первое место ставится известное из предшествующего контекста или из ситуации («данное»), на втором – другой компонент предложения, то, ради чего оно создается («новое»). Это вполне отвечает закономерности движения мысли от известного к неизвестному. Первая часть называется основой высказывания, его темой, вторая – ядром высказывания – ремой.

Актуальное членение предложения осуществляется в речи с помощью порядка слов и интонации. Обычно тема произносится с повышением тона и отделяется от ремы паузой: Даша и Телегин / приехали сегодня в два часа дня (А. Толстой) – выделена рема. При прямом («объективном») порядке слов тема предшествует реме: В глубокой песчаной яме / светилось маленькое озеро (Паустовский). При обратном, инверсивном («субъективном») порядке слов рема располагается перед темой: Не мужицкое это дело / носиться в тачанках по степи меж горящими хуторами (А. Толстой).

Актуальное членение предложения зависит от ситуации, от коммуникативной установки говорящего, поэтому одно предложение может члениться по-разному. Варианты членения различаются местом паузы и мелодической вершины. Например, предложение Солдаты уезжают на крышах вагонов (А. Толстой) может иметь актуальное членение: Солдаты / уезжают на крышах вагонов (что делают солдаты?) или Солдаты уезжают / на крышах вагонов (как уезжают солдаты?).

Предложение может быть нерасчлененным, т. е. содержать лишь рему. Это зависит не только от состава предложения (не могут быть расчленены односоставные предложения типа Рассветает; Морозило; Народу-то!), сколько от ситуации. Нерасчлененные предложения несут целостную ситуацию, как бы отвечая на вопрос что случилось?: Кричали грачи над гнездами (А. Толстой).

Грамматическое и актуальное членение предложения не зависят одно от другого, тема и рема не совпадают с определенными членами предложения. Тема может быть представлена подлежащим или его группой, рема – сказуемым или его группой: Широкие окна зимнего сада / были ярко освещены (А. Толстой). Очень часто тема выражается второстепенным членом обстоятельственного или объективного типа, а рема – предикативным ядром предложения (главными членами или их составами): В тишине дома / резко затрещал звонок (А. Толстой); В толпе / даже крякнули после этих слов (А. Толстой). Реже в качестве темы выступает предикативное ядро предложения, ремы – второстепенный член, а также в качестве темы – сказуемое (его группа), ремы – подлежащее (его группа): Решение пришло, / на первый взгляд, сумасбродное. В нем была повинна / радуга (Паустовский).

Существенным признаком предложения и основным средством выражения его актуального членения является интонация (интонация сообщения, вопроса, побуждения и т.д.).

Интонация – сложное фонетическое явление. Она связана с линейным характером предложения, т.е. с последовательным произнесением составляющих его словоформ. Линейное расположение словоформ и их произношение соответствуют их синтаксической и семантической роли в предложении. В структуру интонации входят основные показатели: сила голоса (динамика), высота тона (мелодика), а также темп речи, наличие, место и длительность пауз, тембровая окраска голоса. Интонацию конкретного предложения составляет совокупность изменений (модуляций) силы, высоты, темпа и тембра. Однако каждая из этих сторон может быть проанализирована и отдельно. В этом случае говорят о динамической структуре, мелодической структуре предложения. Например, в предложении Так вот в чем прелесть полетов в небо! (Горький) с наибольшей силой (громко) произносится вот, дальше громкость убывает, наибольшая высота тона на слове прелесть (мелодическая вершина), мелодика восходяще-нисходящая; темп речи, медленный в начале, убыстряется к концу предложения; пауза после слова прелесть незначительная; тембровая окраска характеризуется повышенными тонами, передающими эмоциональное отношение – удивление, иронию.

Интонация предложения имеет замкнутую структуру – начало, развитие, завершение. Без этих элементов интонации построить реальное предложение невозможно. Так, в сложном предложении Катятся ядра, свищут пули, нависли хладные штыки (Пушкин) три предикативные основы; однако, если воспроизвести любую из них с той интонацией, которая присуща ей в составе сложного, они не образуют самостоятельных предложений. Напротив, даже формально незавершенная конструкция, произнесенная с интонацией сообщения, функционирует как законченное предложение: Сегодня вечером, например, может быть воспринято как неполная реплика диалога: – Когда ты едешь? – Сегодня вечером. Интонация выполняет различные функции: 1) оформляет законченность предложения; 2) выражает эмоциональную сторону речи говорящего, воздействует на чувства слушающего; 3) в речи, преследующей цели воздействия, выражает волевые импульсы; 4) выражает модальные оттенки предложения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: