Педагогика

ДОШКОЛЬНАЯ

Под редакцией Е. А. Стребелевой

Рекомендовано

Учебно-методическим объединением по специальностям

педагогического образования в качестве учебного пособия для студентов

высших учебных заведений, обучающихся по специальности

032000 -— Специальная дошкольная педагогика и психология

Москва

ACADEMA

ВВЕДЕНИЕ

Специальная дошкольная педагогика выделилась как самостоя­тельное направление в специальной педагогике относительно не­давно. Это выделение обусловлено значимостью раннего и дош­кольного возраста для воспитания, коррекции и компенсации от­клонений в развитии детей. Исследованиями в области специаль­ной дошкольной педагогики доказано, что раннее начало целе­направленной педагогической работы способствует ослаблению, а в некоторых случаях и преодолению имеющихся у детей отклоне­ний. Кроме того, ранняя коррекционно-педагогическая работа спо­собствует предупреждению и профилактике вторичных отклоне­ний в развитии, что в свою очередь положительным образом ска­зывается на становлении личностных качеств ребенка, формиро­вании основ адекватного поведения и гармоничной социализации.

Основополагающими для специальной и коррекционной дош­кольной педагогики стали труды Л. С. Выготского, ориентирующие специалистов на теоретическое осмысление роли биологического и социального факторов в развитии личности ребенка, проблем отклоняющегося развития, а также на поиск адекватных методов и организационных форм работы с детьми, имеющими отклонения и развитии. Увиденное Л. С. Выготским и выведенное им на уроне аксиомы значение культурно-исторического фактора заложило основы для понимания движущих причин и условий становле­ния человеческой личности. В его трудах доказано, что социальная ситуация воспитания формирует или задерживает процесс реализации потенциальных возможностей ребенка (зоны ближайшего развития). Учет соотношения первичных нарушений и вторичных отклонений, а также признание неравномерности детского развития послужили основой для понимания механизмов компенсации и построения на их базе коррекционного воспитания и обучения.

Первые исследования в области специальной дошкольной педа­гоги к 11, посвященные детям с нарушениями слуха (Е. Ф. Pay, А.Л. Вен гер, Г. Л.Выгодская, Э. Л. Леонгард, Б. Д. Корсунская и др.), докзали, что эффективность коррекционной работы зависит от време ми ее начала, ее содержания, методов и приемов. В дальнейшем последовали работы, посвященные изучению и обучению детей с нарушением интеллекта (М. Г. Блюмина, М. С. Певзнер, Н.Г. Морозова, Л.А.Катаева и др.) и детей с нарушениями зрения М И. Земцова, Л.И.Солнцева, А.Г.Литвак, В.А.Феоктистова и др.). Важным направлением в оказании помощи детям с нарушениям

речи явились исследования, направленные на поиск оптимальных путей коррекции отклонений в речевой и познавательной деятель­ности детей-дошкольников и их подготовки к обучению в школе (Р. Е. Левина, М. М. Кольцова, Н. А. Чевелева и др.)- Параллельно с этим проводились исследования по изучению и коррекционной поддержке детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата (Р. Д. Бабенкова, Е. М. Мастюкова, К. А. Семенова и др.) и детей с тяжелыми множественными нарушениями (А. И. Мещеряков, В. Н. Чулков и др.).

Исследования в области раннего изучения и обучения детей с нарушениями в развитии заложили основы для организации в нашей стране государственной системы дифференцированного обучения детей с отклонениями в развитии дошкольного возраста. По резуль­татам опытно-экспериментальной работы была создана норматив­но-правовая база и составлена документация, определяющая прин­ципы отбора и комплектования специализированных дошкольных учреждений для детей с отклонениями в развитии, а также орга­низацию и содержание коррекционно-педагогического процесса1.

Последующие работы в области специальной дошкольной пе­дагогики расширили тематику и направленность исследований, углубили понимание взаимосвязи биологического и социального в развитии ребенка, способствовали становлению дифференциаль­ной диагностики детей дошкольного возраста, показали значи­мость исследований, направленных на помощь детям раннего воз­раста.

Предлагаемое Вашему вниманию учебное пособие предназна­чено для студентов факультетов дефектологии, коррекционной пе­дагогики, специальной педагогики и специальной психологии ву­зов. Оно может быть использовано также практическими работни­ками специальных дошкольных учреждений и родителями, воспи­тывающими детей с отклонениями в развитии.

Тематика пособия полностью соответствует типовому учебному плану факультетов дефектологии, коррекционной педагогики, специальной педагогики и специальной психологии.

Задачами курса специальной педагогики являются:

обеспечение необходимой теоретической подготовки студентов по вопросам дошкольной коррекционной педагогики, связанным с пониманием особенностей проблемного ребенка, комплексного изучения детей различных категорий и системного подхода в орга­низации коррекционно-педагогического воздействия;

формирование у студентов представлений о значимости свое­временного выявления нарушений развития у детей, о необходи-

1 Номенклатура специальных дошкольных учреждений для аномальных детей дошкольного возраста. — М., 1972.

мости изучения путей и способов предупреждения, диагностики и коррекции отклонений в детском развитии;

знакомство студентов с контингентом детей, имеющих различ­ные нарушения и/или отклонения в развитии;

ознакомление студентов с системой дошкольных образователь­ных учреждений для детей со специальными образовательными нуждами и принципами их комплектования;

формирование представлений об общих и специфических прин­ципах и методах коррекционно-педагогического воздействия в ра­боте с детьми, имеющими различные отклонения в развитии.

Книга состоит из одиннадцати глав. В двух первых главах осве­щаются общие вопросы специальной дошкольной педагогики как науки и современные теоретические подходы к разработке систе­мы коррекционно-развивающего обучения для детей дошкольно­го возраста с нарушениями и отклонениями в развитии. В них по­казаны основные направления коррекционно-педагогической ра­боты с детьми раннего и дошкольного возраста с отклонениями в познавательном и физическом развитии. Последующие главы по­священы организации коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими определенные типы нарушений. Характеризу­ются особенности детей той или иной категории, основные прин­ципы, определяющие содержание специального обучения и вос­питания, методы и приемы работы с детьми, обусловленные спе­цификой каждого типа нарушений. К каждой главе даны вопросы и практические задания для студентов, а также список рекоменду­емой литературы.

Глава L ОБЩИЕ ВОПРОСЫ СПЕЦИАЛЬНОЙ ДОШКОЛЬНОЙ ПЕДАГОГИКИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: