1) в учреждениях системы образования, в которых осуществляется дифференцированное (раздельное) обучение глухих и слабослышащих детей по специальным образовательным программам:
- дошкольные образовательные учреждения (ДОУ) компенсирующего вида для глухих или для слабослышащих детей раннего и дошкольного возраста (с 1,5-2 лет)
- дошкольные группы, отделения в специальных коррекционных общеобразовательных школах, школах-интернатах для глухих или для слабослышащих и позднооглохших детей (с 5 лет)
- учебно-воспитательные комплексы "Начальная школа - детский сад" и "Школа - детский сад" компенсирующего вида для глухих или слабослышащих детей
- группы кратковременного пребывания при дошкольных учреждениях компенсирующего и комбинированного вида (занятия проводятся индивидуально или в малой группе из 2-3 чел., как правило, 2- 3 раза в неделю при обязательном присутствии родителей)
- общеобразовательные школы для глухих детей для получения основного образования со сроками обучения 10 лет (1-10-е классы для детей с лёгким недоразвитием речи и нарушением слуха, наполняемость - 6 чел.) и 12 лет (1-12-е классы для детей с глубоким недоразвитиям речи, наполняемость - 12 чел.). Имеется подготовительный класс для детей, не прошедших дошкольной подготовки. При некоторых школах открываются 11-й и 12-й классы для получения среднего образования
|
|
- классы для детей со сложными нарушениями (наполняемость 5 чел.): с умственной отсталостью, с ЗПР (1- 9-е классы) и для детей с детским церебральным параличом
2) в учреждениях системы здравоохранения:
- школы-интернаты санаторного типа для глухих детей с неврологическими заболеваниями, где общеобразовательная подготовка сочетается с медицинской помощью
- сурдологические кабинеты (отделения, центры) по месту жительства (комплексное медико-психолого-педагогическое обследование, лечение, слухопротезирование, диагностические занятия для детей, обучающихся в массовой школе, и педагогические занятия с детьми младенческого, раннего, дошкольного и школьного возраста, не посещающими специальные учреждения, - из расчёта 1 час в неделю на ребёнка)
- стационары при лор-отделения крупных больниц по месту жительства
Дети с нарушениями двигательных функций
Двигательные функции человека регулируются многими уровнями нервной системы: корой большого мозга, подкорковыми узлами, мозговым стволом, мозжечком, спинным мозгом.
Движения:
А) произвольные (целенаправленные) - интегрируются пирамидной системой, благодаря которой вырабатываются индивидуальные социально-бытовые и профессиональные двигательные навыки, обеспечиваются прямохождение, тонкие движения пальцев рук, речевой акт.
|
|
Б) непроизвольные (автоматизированные) - интегрируются экстрапирамидной системой и мозжечком (равновесие тела, координация движений и мышечный тонус).
В двигательную зону коры постоянно поступают сигналы от кожно-мышечного, зрительного, слухового и вестибулярното анализаторов, что необходимо для создания пространственной матрицы движения.
Понятие «нарушение функций опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, различные по происхождению и проявлениям.
К этой категории относятся дети:
- с детскими церебральными параличами;
- с последствиями полиомиелита;
- с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз);
- с врожденным или приобретенным недоразвитием или деформацией опорно-двигательного аппарата.
При ДН имеет место сложная структура дефекта. Вид психического дизонтогенеза: дефицитарное развитии.
Дефект моторной сферы (первичный дефект) à замедление развития двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной и эмоционально-волевой сфер (вторичный дефект).
Прогноз психического развития - от тяжести поражения опорно-двигательного аппарата и потенциальной сохранности интеллектуальной сферы.