Расстройства экспрессивной речи

Данная группа речевых расстройств представлена нарушениями, для которых характерно системное недоразвитие экспрессивной речи при относительной сохранности сенсорного восприятия. При данной патологии недоразвитие речи обусловлено органическим поражением речевых зон головного мозга. К этим расстройствам относятся:

Фонематические нарушения проявляются в дефектах звукопроизношения различной степени выраженности.

А) Лексические нарушения (характеризуются бедностью словарного запаса, низким уровнем словесного обобщения, сложностями формирования речевого высказывания).

Б) Грамматические нарушения (существуют в виде аграмматизмов (ошибок в употреблении словесных окончаний, нарушений словообразования и т.д.), затруднений в употреблении предлогов, глаголов, союзов).

Степень тяжести расстройств: от легких форм до тяжелых, при которых практически имеет место анартрия.

У детей с данным видом речевой патологии чаще всего наблюдаются нарушения высших психических функций (памяти, мышления, внимания), имеет место общая моторная неловкость, дискоординация движений, двигательная замедленность или гиперактивность. Часто страдает мелкая моторика пальцев.
Нарушение речи тормозит развитие познавательной деятельности ребенка, что проявляется в задержке психического развития в целом.

В данную группу включаются, следуя логопедической классификации:

8. ОНР I-III уровня.

9. Моторная алалия.

10. Моторная афазия.

4. Дислалия

Критерием для дифференциального диагноза между ОНР и алалией служит степень выраженности речевого дефекта.
Очаг поражения в головном мозге в этом случае локализован преимущественно в постцентральной и премоторной зонах левого доминантного по речи полушария (у правшей).

Моторная алалия - системное недоразвитие речи, при котором нарушены все компоненты речи. Ребенок является практически молчащим, при этом специфических расстройств понимания речи и интеллекта не обнаруживается.

ОНР III уровня - речевые нарушения представлены нарушениями в звукопроизношении, незначительными аграмматизмами, бедностью словарного запаса. В психическом облике этих детей имеет место эмоционально-волевая незрелость.

ОНР II уровня - характерны более тяжелые нарушения, состоящие в выраженных нарушениях звукопроизношения, грубых нарушениях грамматической и лексической сторон речи. Речевые расстройства сочетаются здесь с неврологическими и психопатологическими симптомами и синдромами (гидроцефальный синдром, синдромы двигательных расстройств). В психических процессах отмечается снижение познавательной деятельности, внимания, памяти, праксиса, гносиса.
Дети этой группы испытывают затруднения при обучении.
ОНР Iуровня соответствует клинической картине алалии. У детей имеют место наиболее стойкие специфические речевые нарушения. Характерна крайне низкая речевая активность, вследствие чего их речь часто представлена отдельными словами. Отмечаются нарушения внимания, памяти, мышления, расстройства эмоционально-волевой сферы, нередко поведения. При ЭЭГ обследовании имеются изменения.

Условия лечения:

Комплексное медико-педагогическое лечение проводится в амбулаторно-поликлинических условиях и детских специализированных учреждениях.

Принципы терапии:

1. Курсы логопедических занятий. Форма занятий индивидуальная и групповая или сочетание 2-х форм.
ОНР I уровня (алалия) 45-90 занятий;
ОНР II уровня - 45-90 занятий;
ОНР III уровня - 45-90 занятий.
Таким образом, дети с алалией получают от 135 до 270 занятий.
По показаниям курс может быть продлен.

2. Логоритмика 20-45 занятий на курс.

3. Занятия с психологом 20-45 на курс.

4. Медикаментозное лечение - по назначению психиатра.
Медикаментозная терапия включает:
- ноотропные препараты;
- седативные препараты;
- нейролептики;
- антидепрессанты;
- витамины.

5. Психотерапевтическое воздействие:
- семейная психотерапия (3-5 занятий и более по показаниям);
- игровая психотерапия.

Дополнительные лечебные мероприятия:
- физиотерапия;
- ЛФК;
- массаж.
Длительность лечения

Продолжительность коррекционных мероприятий - от 1 до 3-х и более лет.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: