Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата

В центре изучения психологии детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата:

  • дети с детскими церебральными параличами;
  • дети с последствиями полиомиелита;
  • дети с прогрессирующими нервно-мышечными заболеваниями (миопатия, рассеянный склероз и др.);
  • дети с врожденным или приобретенным деформированием опорно-двигательного аппарата.

Само понятие «нарушения опорно-двигательного аппарата» носит собирательный характер и включает в себя двигательные расстройства, различные по содержанию и проявлениям.

Нарушения двигательной функции в зависимости от развитости двигательной активности различаются по степени тяжести.

Дети с тяжелыми нарушениями не обладают навыками прямостояния, ходьбы, захвата предметов, самообслуживания или же с трудом способны передвигаться с использованием ортопедических приспособлений.

Дети со средней выраженностью двигательных нарушений – наиболее многочисленная группа. Они могут передвигаться в ограниченном пространстве и на небольшие расстояния, обладают навыками самообслуживания.

Дети с легкими нарушениями, как правило, ходят самостоятельно, отлично передвигаются по улице и помещениям, у них сформированы навыки самообслуживания. Но такие дети имеют патологические позы, тяжелые движения, трудности в подъеме и спуске по ступенькам и пр.

4.4. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ при ДЦП

При ДЦП можно говорить об особом виде психического дизонтогенеза: о дефицитарном развитии. Данный вид психического дизонтогенеза возникает при тяжелых нарушениях отдельных анализаторных систем, в том числе и при нарушениях в функционировании двигательного анализатора при ДЦП. Первичный дефект анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Нарушения развития отдельных психических функций тормозят психическое развитие в целом. Дефицитарность моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы.

Прогноз психического развития ребенка с дизонтогенезом по дефицитарному типу связан с тяжестью поражения опорно-двигательного аппарата. Однако решающее значение имеет первичная потенциальная сохранность интеллектуальной сферы.

Оптимальное развитие такого ребенка может происходить только при условии адекватного воспитания и обучения. В случае недостаточности коррекционно-развивающей работы возникают и нарастают явления депривации, усугубляющие двигательную, познавательную и личностную недостаточность.

Все познавательные психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:

• нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;

• повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности. Церебро-астенические проявления усиливаются после различных заболеваний, нарастают к концу дня, недели, учебной четверти. При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности: возникает робость, страхи, пониженный фон настроения и пр.;

• повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: