Отличие реабилитации от абилитации.
При реабилитации основной радикал - это восстановление ранее утраченных навыков.
Абилитация - система мероприятий, которые направлены на улучшение физических и психических возможностей "инвалида" с рождения или с раннего действия. Т.е., если реабилитация направлена на восстановление, то абилитация направлена на формирование.
Абилитация - это адаптивно-развивающая деятельность, стимулирующая потенциальные возможности детей с дефектами развития и направленная на формирование оптимальных навыков социальной адаптации, наращивания социального потенциала, т.е. по сути, направлена на возможности личности реализоваться в данном обществе.
Определяющими для развития ребенка являются первые три года жизни ребенка. В первую очередь важно общение с матерью. Все программы ранней помощи являются семейно-центрированными, то есть, направленные на помощь всей семье, а не только ребенка.
При абилитации всегда будет оцениваться уровень психического развития ребенка. Оцениваются пять сфер развития:
|
|
1. Когнитивная сфера, то есть, способность обучаться.
2. Физическая сфера. Способность видеть, слышать, рефлекторная деятельность.
3. Коммуникативная сфера. Способность понимать речь и выражать свои потребности.
4. Социальная (эмоциональная). Способность проявлять эмоции к другим людям.
5. Адаптивные навыки (навыки самообслуживания). Ребенок должен сам кушать, одеваться.
Задачи специального образования при абилитации:
1. Максимально ранние выявления особых образовательных потребностей ребенка.
2. Максимальное сокращение разрыва между моментом определения первичного нарушения и началом целенаправленного обучения ребенка.
3. Обязательное включение родителей в процесс обучения, абилитации и т.д.
4. Расширение временных границ специального образования.
5. Наличие специализированного стандарта образования.
6. Более дифференцированное, пошаговое обучение.
7. Значительно более глубокая индивидуализация обучения.
Основные принципы абилитации или раннего вмешательства:
1. Междисциплинарный подход.
2. Любое нарушение рассматривается с точки зрения понимания психологических и социальных нужд его семьи. В данном случае выявляются не просто нарушения сами по себе, а то, как эти нарушения влияют на удовлетворение потребностей ребенка и семьи.
3. Ориентированность на личность ребенка. Ребенок понимается как активный человек, который имеет собственные ресурсы для развития.
4. Формирование близких отношений у ребенка. Ребенок развивается в эмоциональных отношениях. Без постоянства эмоционально-близких отношений позволяет ребенку самостоятельно войти в мир.
|
|
5. Акцент на коммуникацию. Ребенок развивается не только в процессе эмоциональных отношений, но и в процессе коммуникации. Поддержка и развитие коммуникации является и целью и средством программы вмешательства.
6. Позитивный образ ребенка и родителя. Важно построить такое общение специалиста с ребенком, которое позволяет ребенку почувствовать радость и уверенность в себе, а родителям почувствовать себя хорошими родителями.
7. Развитие через среду и окружение. Все, что окружает ребенка. Необходимо создать такое окружение ребенку (физическое, социальное), которое будет наиболее благоприятно для его развития.
8. Уважение культурным и семейным особенностям. Задача специалиста при разработке программы не навязывать единственно правильный способ поведения, а найти совместно с родителями гармонично вписывающуюся в их образ жизни программу помощи.
Основные стратегии развития партнерских отношений между специалистами и родителями:
1. Участие родителей в оценке уровня развития ребенка. Дает возможность родителям понять, осознать программу развития ребенка.
2. Предоставление возможности влиять на составление программы помощи и, конечно же, активное участие в этой программе. Без согласия родителей специалисты не имеют права на вмешательство.
3. Участие родителей в оценке эффективности программ помощи.
Факторы, которые влияют на эффективность раннего вмешательства:
1. Потенциальные возможности ребенка. В первую очередь физические, но так же и психические возможности.
2. Возраст, в котором начато вмешательство.
3. Интенсивность и продолжительность программ.
4. Вовлеченность родителей.
___