Фотографическое панорамирование

Условия съемки при проведении следственных действий не все­гда позволяют передать на одном снимке всю информацию об изу­чаемом объекте. Например, места происшествий, представляющие обширные участки местности или имеющие большую протяжен­ность (участок автомагистрали, железной дороги) могут быть вос­произведены только с удаленных точек. Вследствие этого неболь­шие по величине детали на изображении не различаются. Съемка в мелком масштабе не позволяет с достаточной четкостью передать и взаимное расположение предметов обстановки на месте проис­шествия, характерные свойства вещественных доказательств и следов. Изображения в более крупном масштабе, объективно пе­редающие криминалистически значимые элементы обстановки, получают способом фотографического панорамирования.

Панорамирование — это последовательное фотографирова­ние объекта по частям на отдельные, но взаимосвязанные друг с другом кадры, когда каждый последующий из них является про­должением предыдущего. Полученные с негативов отпечатки мон­тируют в один общий снимок — панораму.

В криминалистической практике панорамирование применяют Для фиксации мест происшествий по уголовным делам, связанным с дорожно-транспортными происшествиями, авиационными и же­лезнодорожными катастрофами, убийствами, изнасилованиями и т. д. К панорамированию прибегают в тех случаях, когда обстановку места происшествия невозможно охватить одним кадром даже с помощью широкоугольной оптики; точку съемки невозможно уда­лить на расстояние, с которого объект можно передать на одном


кадре; необходимый для съемки масштаб исключает возможность фиксации объекта на одном кадре.

Для панорамирования разработаны специальные фотоаппараты (ФТ-1, ФТ-2, «Горизонт»), охватывающие при съемке область про­странства в пределах до 120°. Чаще для этой цели применяют ма­лоформатные фотоаппараты с объективами, угол поля изображе­ния которых не превышает 45°. При использовании такой техники съемку ведут по определенным правилам, без соблюдения которых невозможно скомпоновать снимки в панораму без искажений.

Различают круговое и линейное панорамирование, подразде­ляемые на горизонтальное, вертикальное и ступенчатое.

Круговое панорамирование ведется с одной точки, изменяет­ся лишь направление съемки. При круговом горизонтальном пано­рамировании фотоаппарат поворачивают вокруг вертикальной оси, а при вертикальном панорамировании — вокруг горизонтальной. При ступенчатом панорамировании фотокамеру поворачивают сна­чала вокруг одной оси, а затем вокруг другой.

При круговом горизонтальном панорамировании соблюдают следующие правила съемки. Оптическую ось объектива наклоняют к плоскости пола, земли под одним углом, а камеру поворачивают на такой угол, чтобы каждый последующий кадр содержал 10-15% площади предыдущего. На смежных участках двух кадров должны располагаться одни и те же хорошо видимые предметы — ориен­тиры, по которым снимки разрезают и монтируют в панораму. Для получения на снимке плавного изменения перспективы расстояние от точки съемки до объекта не менее чем в 3-5 раз должно превы­шать размеры последнего. С изменением освещенности корректи­руется выдержка для получения негативов одинаковой плотности. Съемку ведут со штатива, укрепляя фотоаппарат на вращающейся штативной головке с делениями или специальной — панорамной.

Линейное панорамирование осуществляется с нескольких то­чек при неизменном направлении съемки. Их количество зависит от протяженности объекта, расстояния до него и угла поля изображе­ния объектива. Точки съемки выбирают на одинаковом расстоянии от объекта, устанавливая оптическую ось объектива перпендику­лярно фронту объекта или наклоняя ее под одним углом к плоско­сти пола, земли. Фотокамеру перемещают параллельно фронту объекта (вдоль края тротуара, стены, забора и т. п.) на одно и то же расстояние таким образом, чтобы каждый последующий кадр вклю­чал 10-15 % площади предыдущего, а на смежных участках двух


кадров попадали одни и те же предметы-ориентиры. Расстояние до точки съемки подбирают соизмеримым с размерами объекта, чтобы он заполнял большую часть кадра и исключал попадание задних планов. Съемку ведут с жестко закрепленным на штативе аппара­том; выдержка, диафрагма и расстояние до плоскости фокусирова­ния для всех кадров одинакова.

Способ линейного панорамирования применяют для съемки только одноплановых объектов. Разноплановые объекты, имеющие различную протяженность в глубину, на смежных участках кадров оказываются смещенными, и монтаж снимков в панораму без иска­жения изображения невозможен. На рис. 78. показана схема фото­графирования способом линейного панорамирования, состоящая из двух кадров.

Ti Ъ

Рис. 78. Схема линейного панорамирования

Разноплановые объекты А, В и С на плоском снимке передаются в одной плоскости (I). При съемке из точки Т-, эти предметы на снимке отображаются в точках а, в^ c-i; а при съемке из точки Т2 на втором снимке — в точках а, в2, с2. Если совместить левый и пра­вый снимки по линии расположения предмета А (а), то изображе­ние предмета В на панораме будет встречаться дважды (в точках


в-, и в2) Совмещая снимки по линии расположения объекта В, мы исключаем на панораме предмет А. Совмещение изображений двух кадров по линии расположения предмета С {с^с2) приведет к еще большим искажениям. Таким образом, при любом соединении снимков в панораму одни и те же объекты обстановки места про­исшествия либо отображаются дважды, либо часть обстановки во­обще исключается.

Для фотографирования многоплановых объектов предназначен способ кругового панорамирования. При съемке из одной точки по­воротом камеры вокруг вертикальной оси предметы наблюдаются под одним и тем же углом и на смежных участках двух кадров про­ецируются в одной точке, что позволяет совмещать снимки в пано­раму по любому ориентиру, присутствующему на обоих изображе­ниях (рис. 79).

Рис. 79. Схема кругового горизонтального панорамирования


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: