ж | )к | |
п | п | |
Г | г |
красный | синий | зеленый |
Изображение объекта
Рис. 167. Схема увеличения насыщенности цветовых оттенков
Цветоделительная стадия — это последовательная съемка объекта на черно-белые фотоматериалы в синей, зеленой и красной зонах видимого спектра через соответствующие зональные светофильтры СС-5, ЗС-11, КС-101. Съемку ведут на несенсибили-зированные, ортохроматические и изопанхроматические высококонтрастные фотоматериалы, получая три цветоделенных негатива.
1 Изначально для съемки рекомендованы светофильтры синий СС-8, зеленый (составной) ОС-5 и СЗС-7, красный КС-14. См., например: Фотографические и физические методы исследования вещественных доказательств. М., 1962. С. 196.
Градационная стадия необходима для усиления контраста исходных негативов. Цветовой синтез — это процесс изготовления цветного отпечатка, когда негативы предварительно копируют на цветную фотобумагу через светофильтры, обеспечивающие получение изображения только в одном светочувствительном слое. Для получения изображений с относительно правильной цветопередачей, но с усиленными цветовыми оттенками деталей негативы, изготовленные в определенной спектральной зоне, копируют на цветную фотобумагу через те же зональные светофильтры. Наибольшие различия в цветовых оттенках между выявляемыми деталями достигают, печатая цветоделенные негативы со светофильтрами, отличающимися по цвету от используемых при съемке. Условные, максимально отличающиеся цветовые оттенки могут быть достигнуты при печати с негатива, полученного в синей зоне спектра через красный светофильтр, в зеленой — через синий, а в красной — через зеленый.
Цветовой синтез может проводиться и в специальном приборе — хромоскопе, где наблюдают суммированное изображение трех диапозитивов, освещаемых через зональные светофильтры.
Трансформация цвета применяется, если вышеназванный подход не дает желаемых результатов. Она основывается на съемке в тех зонах спектра, в которых коэффициенты отражения красителей разделяемых деталей максимально различны. Зоны эффективного освещения определяют по графикам спектральных характеристик красителей, а затем подбирают светофильтры и материалы, необходимые для их выделения. В первой зоне необходимо усилить штрихи одного цвета и ослабить штрихи другого цвета, а во второй — наоборот. Получаемые цветоделенные негативы, как и ранее, усиливают, после чего окрашивают во взаимно дополнительные цвета, например, красный и голубой, зеленый и пурпурный, синий и желтый, и последовательно печатают на цветной фотобумаге. Для печати неокрашенных негативов используют светофильтры, обеспечивающие получение дополнительных цветовых оттенков. Съемка объекта может проводиться также в ультрафиолетовой и инфракрасной зонах спектра.
§ 2. Спектрозоиальная фотография
Спектрозональная фотография основана на съемке объекта одновременно в нескольких зонах спектра, например в видимой и инфракрасной, где яркостные свойства деталей исследуемого объекта имеют максимальные различия. Для съемки используются специальные многослойные фотоматериалы, на которых цветоделен-ные изображения совмещены с момента их получения. Это обеспечивает получение на одном снимке общего цветного изображения из совмещенных однозональных. Спекгпрозональная фотография — это разновидность субтрактивного цветографического процесса, позволяющего проводить раздельное или последовательное фотографирование объекта в двух-трех спектральных зонах и получать на общей подложке два разноцветных изображения с максимальным цветовым контрастом в искаженных (не соответствующих натуральным) цветовых тонах.
Мдею спектрозональной фотосъемки предложил русский астрономом Г. А. Тихов, который в 1911 г. получил двухцветные изображения Марса и Сатурна. Существенный ее недостаток в то время заключался в раздельном фотографировании объекта и последующем совмещении полученных изображений, что весьма сложно и технически несовершенно. На аналогичной схеме основывался и метод аддитивного синтеза цвета, предложенный для повышения эффективности цветоразличения. В 1955 г. А. Н. Иорданский предложил использовать для спектрозональной съемки специальные двухслойные фотоматериалы, которые при цветном проявлении давали одноцветные изображения в дополнительных, не соответствующих реальным, цветовых тонах.
Отечественная промышленность выпускает спектрозональные пленки с двумя и тремя эмульсионными слоями, различные по спектральной чувствительности. Строение этих материалов отличается от обычных цветных фотоматериалов. Верхний слой у них, как правило, чувствителен к инфракрасным лучам, а последующие имеют панхроматическую или ортохроматическую сенсибилизацию. В эмульсионные слои этих фотоматериалов входят краскообра-зующие компоненты, которые при цветном проявлении образуют красители, дополнительные по цвету друг к другу. В двухслойных —
компоненты дают пурпурный и зеленый красители, а в трехслойных — пурпурный, желтый и голубой (табл. 30).
Таблица 30