I 'I, Г

I UII-3"- - 'I -ы

 

] л ■ ••■ ■ "*%т\ -.'л


V

Рис. 247. Схема съемки горизонтальной статической панорамы


\

I—■—т

I f\ ■ I

ч

\ \

\ \

\ \ \ \ \ \ \ ч ч ч ч ч

ft------- 1

т^ I ~—ъ

Рис. 248. Схема съемки вертикальной статической панорамы 735


Стационарлое панорамирование требует определенной скоро­сти движения видеокамеры, чтобы можно было детально рассмот­реть изображение объекта, ход протекающего события при воспро­изведении. Высокая скорость панорамирования дает на экране быструю смену воспроизводимых объектов, что не позволяет кон­центрировать внимание на отдельных деталях. Малая скорость панорамирования затягивает эпизод, приводит к однообразности сюжета.

Скорость поворота видеокамеры зависит от угла поля изобра­жения объектива и величины его фокусного расстояния. Ориенти­ровочную скорость панорамирования, например, дает следующая рекомендация: поворот видеокамеры на 150° градусов осуществ­ляется за время (в секундах), соответствующее величине фокусно­го расстояния объектива (в миллиметрах). В соответствии с другой рекомендацией поворот видеокамеры (с нормальным объективом) при панорамировании на каждые 90° должен осуществляться за 15 с.

Для выработки навыка снимать разномасштабные панорамы необходимо во время съемки вести отсчет отведенного на них вре­мени. Панорама должна иметь строго определенные начало и за­вершение, т. е. начинаться и заканчиваться статичными кадрами про­должительностью от 3 до 12 с, в зависимости от крупности плана.

Динамическое панорамирование связано с изменением поло­жения точки съемки. Разновидностями динамического панорамиро­вания являются проезд и объезд вокруг объекта.

Перемещение видеокамеры вдоль фронта объекта, если он имеет большую протяженность, дает «проезд» или «тревелинг» (от англ. traveling «путешествующий», «передвигающийся»).

Проезд — это передвижение видеокамеры по направлению пер­пендикулярному к оптической оси его объектива (или под некото­рым углом к нему), при котором в поле зрения непрерывно вводят­ся новые участки пространства. Причем угол между оптической осью объектива и плоскостью предмета остается во время съемки неизменным. Как и в случае статического панорамирования, проезд начинается и заканчивается статичными кадрами- (см. рис. 249).


ПС If-*. 1 ршзгаДО*^ Г~" _1
\ \ \ \ \ \ \ / / / / / /

%-■


I— --)

U гг.-- ■.'fc I

1 ". |


Рис. 249. Схема съемки операторского приема «проезд»

Проезд бывает горизонтальный (например, проезд камеры вдоль улицы), вертикальный (например, съемка от земной поверх­ности до крыши здания).

Обычно длительность панорамирования в таких случаях для небольших по величине общих планов составляет 15-18 с, средних 10-15 с, крупных 5-10 с. С увеличением площади пространства, по­падающего в кадр при панорамировании, увеличивается время съемки панорамы. При этом скорость перемещения камеры должна быть достаточной для восприятия изображения.

Съемка в движении с рук сопряжена с большими трудностями, чем съемка при расположении оператора неподвижно в одной точ­ке. Трудности связаны с колебаниями видеокамеры по вертикали, вызванными перемещением оператора.

Объезд вокруг объекта — съемка осуществляется перемеще­нием видеокамеры вокруг объекта. Этот прием применяется для фиксации всей информации об объекте (например, повреждений на автомобилях после ДТП) (см. рис. 250).

Панорама следования — съемка производится при одновремен­ном перемещении видеокамеры и объекта. Панорама следования позволяет сопровождать, удерживать в пределах кадра объекты, на которых необходимо сосредоточить внимание во время их дви­жения. Сопроводительное панорамирование может быть как ста­ционарным, так и динамическим. В последнем случае съемка мо-


жет производиться в процессе перемещения видеокамеры за объ­ектом, перед объектом или параллельно объекту.

/ \

Рис. 250. Схема съемки операторского приема «объезд»

При съемке движущегося объекта следует учитывать, что при повороте видеокамеры может создаваться неправильное пред­ставление о направлении его движения. Например, автомобиль, перемещающийся по прямой дороге, в результате панорамирова­ния воспроизводится на экране как бы делающим поворот в сторону от видеокамеры. Наоборот, автомобиль, едущий по закругленной дороге, при его сопровождении видеокамерой кажется движущимся по прямой линии.

Наезд и отъезд — плавный переход от одного плана съемки к другому. Данные приемы выполняются при изменении расстояния между объектом съемки и видеокамерой.

Наезд — это перемещение видеокамеры к объекту съемки по направлению ее оптической оси, при котором изображение главно­го объекта постепенно укрупняется и за пределы кадра уходит ряд элементов его окружения.

Отъезд — увеличение расстояния между объектом съемки и видеокамерой вдоль оптической оси последней. При этом происхо­дит уменьшение масштаба изображения основного объекта съем­ки, а общее поле изображения увеличивается.


Эти операторские приемы применяются в тех случаях, когда объект необходимо показать более крупным планом либо на фоне окружающей обстановки.

Наезд и отъезд проводят путем плавного подхода (отхода) к объекту (от объекта), при этом камера жестко удерживается в ру­ках, сюжетно-важная деталь постоянно находится в центре кадра. Желательно, чтобы процесс перемещения не приводил к смеще­нию видеокамеры в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Выполняя данный прием, следует продвигаться равномерно, без рывков, так как перемещение видеокамеры неизбежно приводит к ее расфокусированию. С использованием современных видеока­мер эти приемы проводят, не изменяя точку съемки, а изменяя фо­кусное расстояние объектива (привод трансфокации, ZOOM).

При проведении следственных действий могут использоваться также специальные приемы видеозаписи: ускоренная и замедлен­ная съемка.

Ускоренная съемка — это прием, позволяющий производить съемку с высокой скоростью работы электронного затвора видео­камеры. Данный прием применяется для фиксации быстропроте-кающих процессов или явлений. Ускоренная съемка применяется при проведении следственных или экспертных экспериментов, ко­гда требуется детально изучить механизм образования тех или иных следов или уяснить действия, демонстрируемые подозревае­мым в быстром темпе.

Ускоренную съемку позволяют осуществлять видеокамеры, имеющие режим высокоскоростного затвора (High Speed Shutter) или режим спортивной съемки. Эти режимы соответствуют времени съемки одного кадра 1/5о — 1/10ооо с, что исключает «смазанность» изображения быстро движущихся объектов. Для сравнения, нор­мальная скорость работы электронного затвора видеокамеры со­ставляет 1/25 с. Дальнейшее изучение материалов видеозаписи, полученных таким образом, проводят при воспроизведении с по­мощью видеомагнитофона в режиме просмотра отдельных кадров.

Замедленная съемка — прием, позволяющий ускорить движе­ние отснятых объектов на экране по сравнению с действительно­стью. Осуществляется данный прием при меньшей скорости дви­жения магнитной ленты в видеокамере (например, в режиме Long Play). При воспроизведении такой видеозаписи с нормальной ско­ростью движения видеоленты можно за короткий промежуток вре­мени передать фазы развития длительного процесса.


Замедленная съемка отдельными кадрами через равные, зара­нее заданные интервалы времени называется покадровой и при­меняется в охранных системах и системах наблюдения банков, магазинов и т. д. Такие видеосистемы позволяют производить не­прерывную запись в течение дежурных суток на одну четырехчасо­вую видеокассету.

§ 3. Сценарный план видеофильма, его содержание и структура

Видеозапись, осуществляемая с целью фиксации следственных действий, представляет собой сложное тактико-техническое меро­приятие, требующее тщательной предварительной подготовки. Од­ной из составляющих подготовки к видеосъемке является состав­ление сценарного плана съемки, который в процессе видеозаписи поможет обеспечить логическую последовательность и сочетае­мость запечатлеваемых видеозаписью эпизодов.

В ходе съемки видеофильмов, иллюстрирующих проведение следственных действий, огромное значение имеет эффективное взаимодействие следователя и специалиста. Сложность заключа­ется в синхронности работы следователя, проводящего следствен­ное действие, озвучивающего протокол в процессе съемки, и спе­циалиста-криминалиста, выступающего в роли оператора, который готовит видеоряд. Сделать это качественно возможно лишь по за­ранее намеченному и согласованному плану видеофильма.

При составлении сценарного плана необходимо предусмотреть все особенности, порядок проведения и содержание данного след­ственного действия. Видеофильмы, снятые в ходе проведения раз­личных следственных действий, как правило, монтажу не подвергает­ся. Поэтому все недочеты, связанные с недостаточной подготовкой к видеозаписи, остаются зафиксированными на видеоленте.

Для составления плана видеофильма, как и для проведения са­мой видеосъемки, привлекаются специалисты-криминалисты.

Перед началом съемки следователю совместно со специали­стом необходимо провести ряд подготовительных мероприятий:

— определить объекты или действия, которые должны быть за­фиксированы на видеоленту с учетом условий проведения данного следственного действия;


— выбрать приемы и способы видеозаписи, которые следует применять при видеосъемке в ходе проведения данного следст­венного действия;

— выбрать видеосъемочную технику и дополнительные приспо­собления (штатив, источник питания, осветитель, выносной микро­фон и т. д.).

Сценарный план является рабочей программой оператора. Он должен отражать очередность запечатлен ия основных фактов и узловых моментов, которые, по мнению следователя, необходимо зафиксировать. Порядок съемки эпизодов, намеченных в плане, должен соответствовать порядку проведения следственного дейст­вия. Форма сценарного плана может быть различна, но наиболее часто используется табличная форма. При этом в таблице указы­вается порядковый номер кадра или эпизода, его содержание, план — масштаб съемки каждого эпизода, операторский прием, который при этом используется, и примерная продолжительность съемки.

Составляя план, следователь совместно со специалистом наме­чают приемы съемки, выбирают масштаб изображения объектов, ориентировочные точки расположения камеры и технические прие­мы записи речевой информации (способы озвучения фильма при видеозаписи).

При подготовке к следственному действию, проводимому с при­менением видеозаписи, приходится решать и другие технические вопросы, относящиеся большей частью к компетенции специали­ста. Например, он должен иметь, исходя из плана, представление о продолжительности съемки и выбрать соответствующую аппарату­ру, средства освещения и источники питания. Необходимо заранее определить, как фиксировать звуковую информацию: с использова­нием выносного микрофона либо с помощью микрофона, встроен­ного в видеокамеру. Для съемки на месте проведения следствен­ных действий, где отсутствует электросеть, готовят автономные источники питания как для видеокамер, так и для осветителей.

В криминалистической практике принята определенная таблич­ная форма сценарного плана. Ниже приведен пример составления сценарного плана такого следственного действия, как проверка по­казаний на месте (табл. 33).


Таблица 33

Сценарный план видеофильма проверки показаний на месте

№ п/п Содержание эпизода План съемки Оператор­ский прием Продол­житель­ность съемки, с
  Дом № 36 по улице Коммунистиче­ская. Следователь на фоне дома, у которого видны номер и название улицы, называет место и время про­ведения следственного действия, представляет его участников, разъ­ясняет им их права и обязанности Общий план, наезд, переход к среднему плану Статичный кадр  
  Обвиняемый Иванов показывает место проникновения в дом № 36 по улице Коммунистическая Средний план Статичный <адр  
  Обвиняемый Иванов показывает путь по коридору к квартире № 47, где он совершил кражу Средний план Панорама следования  
  Обвиняемый Иванов показывает входную дверь в квартиру № 47 Средний план Статичный кадр, наезд, статичный кадр  
  Обвиняемый Иванов показывает, как он взломал дверь квартиру № 47 Крупный план Статичный кадр  
  Обвиняемый Иванов показывает помещение, где он совершил кражу. Средний план Панорами­рование  
  Обвиняемый Иванов показывает шкаф, откуда он похитил ценности Средний план, переход к крупному плану Статичный кадр, наезд, статичный кадр  
  Обвиняемый Иванов показывает место, куда им было спрятано ору­дие взлома Средний план, переход к крупному плану Статичный кадр, наезд, статичный кадр  
9. Следователь объявляет всем участ­никам об окончании следственного действия Средний план Статичный кадр  

Разумеется, подготовленный заранее-сценарный план является лишь примерным, предположительным. Иногда бывает трудно предугадать весь ход следственного действия, результаты которого неочевидны, и составление плана осложняется. В некоторых слу­чаях приходится вносить изменения в первоначальный сценарный план. Вместе с тем, типовой план действий всегда должен быть «в уме» следователя и специалиста, для того чтобы, проводя видео­съемку, иметь представление о том, что снимать, с какой целью, каким образом, в течение какого периода.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: