(К ПОСТАНОВКЕ ЗАДАЧ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
В последние годы получили распространение разработки, основанные на знаниях из таких областей науки и практики, как психолингвистика и суггестивная лингвистика; семиотика и психосемантика; недирективный (эриксонианский) гипноз и нейро-лингвистическое программирование; информационные системы и массовые коммуникации, биоэнергетика и энергоинформационное воздействие и др.
Прикладные аспекты этих исследований нашли применение в различных сферах человеческой деятельности. Они пустили свои корни в политике и бизнесе, менеджменте и организационном консалтинге; положены в основу разработки и проведения рекламных и избирательных кампаний, взяты на вооружение оборонных ведомств и спецслужб; приняты служить гуманитарным целям сохранения здоровья, развития и воспитания; с их помощью совершаются серьезные преступления; отдельные сограждане добровольно расстаются со своими деньгами или имуществом, становятся последователями религиозных деструктивных культов, добровольно отказываются от своих денег, привычных жизненных ценностей и т.д. Все эти разработки отличаются высокой продуктивностью влияния на человеческую психику. Новейшая мировая и особенно отечественная история изобилует примерами того, как огромные массы людей подвергались, и продолжают подвергаться тонкой и изощренной психологической обработке.
|
|
Говоря об этих и других психологических разработках, следует отметить, в первую очередь, их технологичность, базирующуюся на четком знании, своевременном выявлении и результативном использовании закономерностей и последовательностей протекания психических процессов, поведения человека в различных условиях и жизненных ситуациях, сочетающаяся с высоким уровнем исполнения, мастерства (например, игра на слабостях или эксплуатация потребностей человека в манипулятивном воздействии).
Все вышесказанное имеет отношение термину, который в последнее время получил довольно широкое распространение и столь же широкое толкование – «современные психотехнологии». Даже самое беглое обращение к поисковым сайтам Интернета, например, порталу Яndex, отсылает пользователя к более 1600 источникам (сентябрь 2007 г.) и свыше 44 тыс. документов. Однако попытка их систематизация не дает ясности о том, что же представляют собой психотехнологии.
Большинство психологических словарей и энциклопедий, включая их Интернет-версии, не дают определений понятия «психотехнология». На многочисленных сайтах расположена информация об изданиях серий книг «Психологические технологии», «Современные психотехнологии», «Лучшие психотехнологии мира», рекламирующие издания, главным образом, по НЛП, транзактному анализу и психологическому тренингу. Представлены также отдельные монографии и статьи, касающиеся прикладных аспектов использования психотехнологий в области управления, бизнесе, образовании, медицине и спорте.
|
|
Здесь же можно найти рекламные проспекты разного рода семинаров, тренингов и курсов: психотехнологии в бизнесе, продажах, управлении персоналом, общении менеджера, политике, рекламе, PR, избирательных кампаниях, кадровой работе, образовании, фитнесе, спорте, управлении сознанием, свободном дыхании, личностном развитии, формировании ресурсных состояний, пикапе (искусство соблазнения и эротического манипулирования) и др. Большинство семинаров и тренингов построено на все тех же моделях НЛП и эриксоновского гипноза, или близких к ним технологиях (нейрогипнотическое перепрограммирование, дизайн личностных ресурсов и др.); предлагаются также психоаналитически и личностно-ориентированные тренинги, ролевые игры, интегративные дыхательные психотехники (ребефинг, холотропного дыхание) и др.
Разработкой и внедрением психотехнологий занимаются:
ü институты (самым известным, по-видимому, является НИИ психотехнологии им. И.С.Смирнова и кафедра психоэкологии РУДН; в числе других можно назвать Высшую школу психоанализа и психотехнологий, Международный институт интегративных психотехнологий, Институт современных психотехнологий развития и др.);
ü лаборатории: например, Лаборатория нейрофизиологии когнитивной деятельности);
ü агентства (например, Агентство PR Studio);
ü психологические центры. Даже очень поверхностный поиск в Интернете дает отсылку к более 40 адресам центров психотехнологий, расположенных в различных городах России и СНГ (Международный Центр современных психотехнологий (СПб.); Центр новых психотехнологий в бизнесе и спорте, ООО «Псибазис», Центр НЛП-технологий и др.).
Ряд учреждений заняты разработкой компьютерных психотехнологий: психозондирования и психокоррекции, аудиовизуальных программ релаксации и лечения на основе неосознанного воздействия с помощью закодированных фабул внушения в формате МР3 (НИИ психотехнологий им. И.В.Смирнова); психотехнологии оптимизации психического состояния, развития невербального интеллекта и интуиции, защиты от внешних неблагоприятных воздействий, резонансной настройки по пиктографическим символам (ООО «Псибазис», руководитель - д.пс.н. А.Б.Шапиро), арттехнологический аудиовизуальный аутодизайн (автор - разработчик К.В.Сельченок) и др.
В последнее время появилась обширная литература по проблемам управления человеческим поведением в разных сферах деятельности, основу которой составляет межличностное взаимодействие, интеракция, знание законов общения, психологии массовых коммуникаций и социального влияния. Следует отметить, что у авторов нет единого мнения относительно терминологии описываемых ими способов воздействия на психику и поведение человека. Т.С.Кабаченко (2000), В.Г.Крысько (2001) рассматривают их как методы «психологического воздействия». В других работах широко используется термин «манипулирование»: «человек-манипулятор» [Э.Шостром, 1994], «психология манипуляции» [Е.Л.Доценко, 1997]; «манипуляции в общении» [В.Н.Панкратов, 2000, 2001], «манипулирование личностью» [Г.В.Грачев, И.К.Мельник, 2003]; «манипуляция сознанием» [С.Г.Кара-Мурза, 2001] и др. В.П.Шейнов (2000-2007) использует термин «скрытое управление человеком». Другие авторы говорят о «контроле сознания» и технологии «промывания мозгов» [Е.В.Волков,1996; К.В.Сельченок,2001; С.Хассен,2001 и др.], психологическом программировании и зомбировании и проч. В.И.Дерюгин (2003) вводит понятие «теневая психология».
|
|
Все большую популярность приобретает термин «влияние». Его распространение связано, на наш взгляд, с переводом на русский язык издательством «Питер» известного американского психологического бестселлера Роберта Чалдини «Психология влияния» (1999). С тех пор публиковано несколько книг с аналогичным названием, среди которых следует выделить хрестоматию, составленную А.В.Морозовым (2000) и монографию М.Р.Душкиной (2004). «Социальному влиянию» также посвящено ряд солидных монографий и отдельных разделов руководств [Д. Майерс, 1997, 2000; Ф.Зимбардо, М.Ляйппе, 2000; Дж. Тернер, 2003; Э.Аронсон, Т.Уилсон, Р.Эйкерт, 2004; Н.Геген, 2005 и др.]. Психологии личного психологического влияния и противостояния ему посвящены работы П.С Таранова (1995), Д.А.Зарайского (1997), Е.В.Сидоренко (1997, 2004) и других авторов.
Безусловно, обилие публикаций, посвященных управлению человеческим поведением (как явному, так и скрытому), может радовать любого профессионала, будь то политик, специалист по связям с общественностью, рекламный агент, менеджер, психолог-консультант и т.д. Однако полученные знания нуждаются в систематизации. Сами по себе они представляют собой лишь мертвый груз, но при умелом освоении и эффективном использовании достигают высокого уровня технологичности (от греч. techne - искусство, мастерство, умение). Таким образом, вполне уместным становится говорить о «психотехнологиях влияния». Ряд авторов [И.Л.Добротворский, 2006; В.П.Шейнов,2006 и др.] в названиях своих книг активно используют данный термин.
Еще один значимый аспект изучения психотехнологий - психотроника. Последняя рассматривается как междисциплинарная область научных исследований, которая изучает опосредованные сознанием и процессами восприятия дистантные взаимодействия между живыми организмами и окружающей средой, исследует энергетические и информационные проявления подобных взаимодействий. Психотронике свойственно стремление преимущественно к технологическим подходам и решениям, к разработкам технических аналогов изучаемых феноменов, например, концентрации больших усилий на работах прикладного характера. В сфере интересов психотроники – не только особые парапсихологические феномены или уникальные способности отдельных людей, способных к целительству, но и все то, что может быть использовано в военных целях – от гипноза до психофармакологического подавления личности, разработка СВЧ- и инфразвукового оружия, психотронных генераторов, методы идеологической обработки населения и т.п. Даже обычная школьная программа, по мнению А.Первушина (1998), может служить объектом для индокринации различных идей. А средством идеологического воздействия могут быть не только преподаваемые в школе гуманитарные дисциплины, например, литература или история, но и простые арифметические задачи, в которых юные скауты, пионеры или хунвейбины отправляются «из пункта А в пункт Б». В США разрабатываются широкомасштабные программы «вакцинации установок», смысл которых заключается в том, чтобы осуществляя слабую атаку на установки людей, выработать у них своеобразный иммунитет – когда атака будет значительно сильнее, они оказались способны ее отразить. В американских учебниках по социальной психологии, переведенных на русский язык, приводятся примеры успешной реализации такого рода программ - прививок детям против курения и против рекламы [Д.Майерс, 2000, с.221-225].
|
|
Таким образом, даже такой краткий и поверхностный экскурс в содержание проблемы психологических технологий показывает ее чрезвычайную актуальность. Оставляя в стороне конкретно-прикладные аспекты использования психотехнологий, их целевое назначение, представляется важным ответить на ряд вопросов теоретического характера. Во-первых, следует уточнить содержание самого понятия «психотехнология», поскольку, как показывает проведенный нами анализ, чаще всего оно выступает как собирательный термин, метафора, своеобразный брэнд для ноу-хау технологических разработок, основанных на новейших достижениях прикладной психологии. Теоретическому осмыслению и уточнению подлежит ряд и других понятий, относящихся к исследуемой области знаний. Во-вторых, представляется важным ответить на вопрос, есть ли нечто общее в разнообразных по своему назначению психотехнологиях, и что может выступать в качестве их объединяющего и организующего начала. К примеру, между шаманизмом и паблик рилейшнз существует огромная временная и историческая пропасть. Однако представляется чрезвычайно любопытным ответить на вопрос: а что же все-таки позволяет шаману и специалисту по связям с общественностью успешно работать – индивидуальный талант, особые знания или некий общий алгоритм, объединяющий технологии их профессиональной деятельности? Еще одним значимым аспектом настоящей работы является выявление и описание некой общей структуры психотехнологии и ее содержательных элементов. Итогом обобщающего исследования могло бы быть создание классификации психотехнологий. Кроме того, каждая наука имеет свою историю и свои перспективы. История психотехнологий, по сути - история человеческой цивилизации, ее культурное достояние. На наш взгляд, и будущее человечества также будет зависеть от того, какие психотехнологии будут востребованы и как они изменят психику самого человека. Наконец, нельзя обойти стороной и ряд вопросов, касающихся информационной и психологической безопасности личности, защиты от деструктивных психотехнологий.
Литература
1. Аронсон Э., Уилсон Т., Эйкерт Р. Социальная психология. Психологические законы поведения человека в социуме. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
2. Волков Е.Н. Преступный вызов практической психологии: феномен деструктивных культов и контроля сознания (введение в проблему) // Журнал практического психолога, 1996. № 2. С. 87–93.
3. Геген Н. Психология манипуляции и подчинения. СПб.: Питер,2005.
4. Грачев Г.В., Мельник И.К. Манипулирование личностью. М.: Изд. Эксмо, 2003.
5. Дерюгин В.И. Теневая психология. М.: Изд. Эксмо, 2003.
6. Добротворский И.Л. Новейшие психотехнологии влияния на людей. М.: «КСП +», 2006.
7. Доценко Е.Л. Психология манипуляции. М.: ЧеРо, 1997.
8. Душкина М.Р. Психология влияния. СПб.: Питер, 2004.
9. Зарайский Д.А. Управление чужим поведением. Технология личного психологического влияния. Дубна: ИЦ «Феникс», 1997.
10. Зимбардо Ф., Ляйппе М. Социальное влияние. – СПб.: Питер, 2000.
11. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия. М.: Педагогическое общество России, 2000.
12. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М: Изд. ЭКСМО-Пресс, 2001.
13. Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия /Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест: М.: АСТ, 2001.
14. Крысько В.Г. (а) Социальная психология. М.: Владос, 2001. С.176-185.
15. Крысько В.Г. (б) Социальная психология: словарь-справочник. Мн.: Харвест: М.: АСТ, 2001.
16. Лифтон Р.Дж. Технология «промывания мозгов». СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.
17. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996.
18. Майерс Д. Социальная психология. Интенсивный курс. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК»; М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000.
19. Панкратов В.Н. Психотехнология управления людьми. М.: Изд. Ин-та психотерапии, 2001.
20. Панкратов В.Н. Манипуляции в общении и их нейтрализация: Практическое руководство. М.: Изд. Ин-та психотерапии, 2000.
21. Панкратов В.Н. Искусство управлять собой. Практическое руководство. М.: Изд. Ин-та психотерапии, 2000.
22. Первушин А. Психотронные диверсии // Оккультные силы в СССР / Под ред. А.Д.Балабухи. СПб.: Северо-Запад, 1998.
23. Промывание мозгов. http://ru.wikipedia.org/wiki
24. Психология влияния. Хрестоматия /Морозов А.В. СПб.: Питер, 2000.
25. Сидоренко Е. В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию //Психологические проблемы самореализации / Под ред. А.А.Крылова, Л.А.Коростелевой. СПб.: Изд. СПбГу, 1997. С.125-141.
26. Сидоренко Е.В. Личностное влияние и противостояние чужому влиянию //Психология влияния /Под ред. А.В.Морозова. СПб.: Питер, 2000. С.11-31.
27. Сидоренко Е.В. Тренинг влияния и противостояния влиянию. СПб.: Речь, 2004.
28. Смирнов И.С. Психоэкология. М.:ООО Изд. дом «Холодильное дело» при техн. содействии ООО «Спецмонтажстрой-СТ», 2003.
29. Смирнов И., Безносюк Е., Журавлев А. Психотехнологии. М.: Прогресс - Культура, 1995.
30. Таранов П.С. Приемы влияния на людей. Симферополь: Таврия, 1995.
31. Тернер Дж. Социальное влияние. СПб.: Питер, 2003.
32. Хассен С. Контроль сознания и феномен культа. – В кн. Контроль сознания и методы подавления личности: Хрестоматия /Сост. К.В.Сельченок. Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2001(а). С.444-458.
33. Хассен С. Освобождение от психологического насилия: Деструктивные культы, контроль сознания: методы помощи. СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001(б).
34. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 1999.
35. Шейнов В.П. Скрытое управление человеком (Психология манипуляции). - Мн.: Харвест; М.: АСТ, 2000.
36. Шейнов В.П. Психология влияния: Скрытое управление. Манипулирование и защита от них. М.: Ось-89, 2002.
37. Шейнов В. Искусство управлять людьми. Мн.: Харвест, 2005.
38. Шейнов В.П. Психотехнологии влияния. М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2006.
39. Шейнов В.П. Психологическое влияние. 2-е изд. Мн.: Харвест, 2007.
40. Шостром Э. Анти-Карнеги или Человек-манипулятор. М.: «Дубль-В», «Дельта-92», 1994.
41. Эксперименты ЦРУ по «промыванию мозгов» http://pda.kavkaz.tv/russ/ content/2006/09/09/46930.shtml
Статья полностью перепечатана. Выходные данные:
Узлов Н.Д. От шаманизма до паблик-рилейшнз: современные психотехнологии (к постановке задач теоретического исследования) / Н.Д. Узлов // Мир человека и его измерения: Материалы региональной научно-практической конференции 18 мая 2007 года. – Березники: Березниковский филиал ПГУ, 2007. – С. 82-90.
Задание (средний уровень сложности).
Ознакомьтесь с социологическими понятиями. Приведите примеры определений.
Социальная коммуникация есть движение смыслов в социальном времени и пространстве.
Социальное пространство — это интуитивно ощущаемая людьми система социальных отношений между ними. Социальные отношения многочисленны и разнообразны — родственные, служебные, соседские, случайные знакомства и т. д., поэтому социальное пространство должно быть многомерным. Распространение смыслов в социальном пространстве -это восприятие людьми, находящимися в определенных социальных отношениях с коммуникантом. Коммуникант никогда не ставит целью передать сообщение из пункта А в пункт В; ему важно, чтобы смысл сообщения дошел до социально связанных с ним людей и был ими правильно понят. В противном случае получается несмысловое взаимодействие, и нет социальной коммуникации.
Социальное время — это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Оно зависит от интенсивности социальных изменений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время ускоряет свой ход. Согласно «социальным часам», десятилетия застоя равны году революционной перестройки.
Социальные смыслы (знания, эмоции, стимулы) обладают свойством старения, т. е. утрачивают ценность со временем. Но только не с календарно-астрономическим временем, измеряемым сутками, годами, веками, а с социальным временем, измеряемым скоростью общественных преобразований. Смыслы устаревают потому, что появляются новые, более актуальные, завладевающие вниманием общества
задание (средний уровень сложности).