Поэтому работы над созданием теории талантливости встретят широкую общественную поддержку

Глобальные социальные проекты прошлых столетий, которые лежат в основе политических программ большинства партий власти в большинстве влиятельных держав планеты обычно игнорируют возможность появления такого социума, где кроме талантливых людей иных людей нет.

Даже теории элиты обычно черты такого социума не фиксируют.

От религии людям хочется больше всего доброты и душевности. Великие и почтенные религии редко сообщают о том, что в будущем религия должна быть ещё более доброй и человечной, чем религия сегодня и вчера. Но мера доброты и человечности, тем не менее, всем желанна.

Общественное признание, - хоти мы этого или не хотим, - само оказывается фактом фиксации тех или иных определений.

Доброе отношение к людям не может препятствовать привычному восславлению талантов их поклонниками. При этом симпатично, что даже бульварная культура при всей её наивности осторожно и настороженно относится к самовосхвалению непризнанных гениев. Ни личность, ни бульвар, ни политический кворум не вправе фиксировать талантливость или гениальность как факт современности.

При этом можно только приветствовать, что Габриэль Гарсиа Маркес при жизни попал в учебники по истории литературы университетов почти всех стран мира. Он стал живым классиком. Социальный проект Новой страны нужен именно для того, чтобы живых классиков становилось всё больше и больше.

Ускорение социального времени создаёт прекрасные предпосылки для того, чтобы талантливые люди доживали до своей всемирной славы, а не умирали от голода, как Николай Пиросманишвили в начале ХХ века.

Но гораздо более важно то, чтобы искусство и вся эстетическая культура вернулись на подобающее им место в жизни общества, и внимание всего общества переключилось на культивирование справедливости, разума, нравственной культуры. Скептики могут говорить о том, что ждать этого миллион или тысячу лет. Но всего 200 лет назад подавляющее большинство населения всех стран планеты не знало о высшем образовании, сегодня же многомиллионные страны начали обеспечивать самый высокий уровень профессиональной образованности для всех своих граждан. Скептика и пессимиста удобно отправить к тем величавым снобам, которые сотню лет твердят, что они в свои учебные заведения принимать только таланты и выпускают только таланты. А таких учебных заведений на планете тысячи. Конечно, там под талантливостью понимают впечатляющие результаты юношеских инициатив. Тогда как академические словари талантливость определяют как способность к созданию долговечного или нетленного шедевра.

Но есть и тысячи иных, более рациональных оптимистов. Это круг профессионалов международного класса. Они порой предпочитают вообще не использовать термина «талантливость». Считают его лирикой. Но их требования к профессионализму столь высоки, что всё делается раз и навсегда. Таков процесс создания новейших моделей самолётов и космических кораблей, суперкомпьютеров или впечатляющих архитектурных ансамблей. Называют это профессионализмом, но вводится в историю и в учебники истории как итог талантливого труда.

Вопрос о наименованиях можно оставить общественному мнению. Но суть дела в том, что назрел большой синтез огромного круга гуманитарных дисциплин мысли, касающихся просвещения, образования и воспитания людей. Кстати, - со стороны определения культуры чувств, - талантливость как переживание есть стойкое ощущение сущности дела. Можно расширить ассортимент названий вплоть до сленга, тогда будут говорить не об ощущении сущности дела а о «чётком чувстве дедлайна», о «внятной тяме», о «надёжном чувстве долга», о «способности переживать за добросовестность от начала до конца». Как бы ни называли эти процессы, международное сообщество учёных рано или поздно будет интегрировать свои усилия и знания. В естественных науках синтезу знаний уже хорошо помогли новейшие суперкомпьютеры. В гуманитарных технологиях надо создавать сочетание формализуемых дисциплин с культивированием личной мудрости. Психолого – педагогические технологии и социальные проекты формализуемы. Процесс обретения личностью собственной мудрости – в принципе не формализуем.

Вопрос о смысловой связи и синтезе этих идей – за пределами возможностей искусственного интеллекта, он только может сделать обретение мудрости более комфортным, но моральный выбор учащийся будет делать всегда сам, и верность этого выбора будет единственной наградой за честные муки творчества. А жизнь искусства со временем растворится в творческом отношении ко всякому делу. Искусством, объективно говоря, является и может стать любая минута любого бытия, но это только в том обществе, где все талантливы и добры вне зависимости от качества соседнего общества; вне зависимости от того, в каком обществе жили наши дедушки, бабушки, прадедушки, прабабушки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: