Оценка запасов влияет на себестоимость продаж и, в конечном счете, на величину прибыли. Поэтому совершенствование методов оценки в торговле приобретает особое значение.
В бухгалтерском учете применяют следующие методы оценки: по себестоимости единицы, по средневзвешенной себестоимости и ФИФО. Выбор конкретного метода остается за организацией и закрепляется в ее учетной политике.
Первый метод используют, если учет товаров ведется по каждой конкретной единице. В таком случае возможно проследить остаток конкретной единицы на начало и конец отчетного периода, а также количество товара, поступившего и реализованного за отчетный период. Для определения себестоимости проданного товара рассчитывается себестоимость товара, оставшегося на конец месяца.
При оценке запасов по средневзвешенной вычисляется средняя стоимость запасов, находящихся на складе. Данный метод применяют как в оптовой, так и в розничной торговле, где фигурируют большие партии товаров с относительно низкой стоимостью.
|
|
Для анализа и планирования товарных запасов важно знать их оценку в бухгалтерском учете. Товарные запасы в торговле оценивают по покупным и продажным ценам. В оптовой торговле товарные запасы учитываются в покупных ценах. Формирование покупной стоимости ведется в соответствии с правилами бухгалтерского учета (ПБУ 5/01). Стоимость, по которой товары принимаются к учету, определяется фактическими затратами, которые, в частности, включают в себя:
– суммы, уплачиваемые по договорам с поставщиками за товары, а также с организациями за информационные и консультационные услуги;
– таможенные пошлины;
– невозмещаемые налоги;
– затраты по доведению товаров до состояния, пригодного к продаже, и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.
Не включается в стоимость товарных запасов налог на добавленную стоимость (за исключением случаев, когда организация ведет деятельность, освобожденную от обложения НДС). Также могут не включаться в покупную стоимость запасов затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), произведенные до момента передачи товаров в продажу. Такие затраты отражаются в составе расходов на продажу.
В качестве учетных цен можно использовать сложившиеся цены на товары на протяжении длительного периода времени с корректировкой на возможные изменения на рынке аналогичных товаров, на прогнозируемый уровень инфляции или рост курса иностранной валюты.
Учет товарных запасов в розничной торговле ведут как по покупным, так и по продажным ценам. В продажную цену входит наценка торговой организации. В товарные запасы розничной сети включаются:
|
|
– товары, имеющиеся в наличии (в магазинах, палатках, киосках, разносной и развозной торговле), а также на базах, складах, хранилищах, которые принадлежат юридическим лицам независимо от формы собственности, числящиеся на балансе и предназначенные для розничной торговли;
– товары, оплаченные и находящиеся на ответственном хранении у поставщиков, а также сданные в переработку;
– товары, принятые на комиссию от физических и юридических лиц и не проданные на дату регистрации.
Не включаются в товарные запасы: товары в пути; тара всех видов; товары в заготовительных организациях.
– выявить их соответствие нормативам;
– выявить динамику и оценить изменения, происшедшие в объеме и структуре, в скорости оборачиваемости;
– оценить влияние различных факторов и обосновать оптимальную потребность.
Источниками информации для анализа товарных запасов служат:
– формы статистической информации: 1-торг и 3-торг;
– план товарных запасов;
– сведения аналитического бухгалтерского учета о поступлении товаров, их отпуске и товарных остатках;
– договоры на поставку товаров;
– форма № 1 «Бухгалтерский баланс».
Товарные запасы на предприятиях торговли анализируют в следующем порядке:
– выполнение плана товарных запасов;
– сравнение фактической величины в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами;
– сопоставление объема и структуры с запасами предыдущих периодов, расчет показателей динамики;
– определение среднего запаса по товарным группам и расчет их фактической товарооборачиваемости;
– сравнение фактической товарооборачиваемости с нормативной, а также с оборачиваемостью за предыдущие периоды;
– расчет количественного влияния различных факторов на изменение товарных запасов и их оборачиваемости.
На запасы влияет поступление товаров, и анализ запасов дополняют анализом поставки. Его выполняют по источникам поступления, сопоставляя фактическое поступление с установленными заданиями. Проверяют сроки поставки товаров на соответствие с договорными. При анализе по источникам поступления можно сравнить удельные веса поставок от местных поставщиков и от иногородних, а также от отечественных и иностранных фирм. Положительно увеличение доли поставок из местных источников: во-первых, оно сокращает звенность товародвижения, во-вторых, поддерживает развитие региональной экономики.
Если норматив запасов превышен, необходимо выявить причины. По данным аналитического учета товарные запасы изучают в ассортименте, выявляют ненужные и залежалые товары и намечают меры устранить их.
Резкое сокращение товарных запасов по сравнению с нормативами нарушает ритмичную работу предприятия.
Анализ товарных запасов в днях выполняют с учетом фактического объема товарооборота. Данный показатель рассчитывается делением абсолютной величины запасов на среднедневной товарооборот (по себестоимости), товарооборот по себестоимости – вычитанием из фактического объема суммы реализованного торгового наложения.
Среднедневной оборот рассчитывается делением объема товарооборота на количество дней в анализируемом периоде.
Влияние размера товарных запасов и выполнения плана поставок на объем товарооборота анализируют методом цепной подстановки – с помощью формулы балансовой увязки между величиной товарооборота, размером товарных запасов и их поступлением:
Зн + П = Р + Зк, (6)
где:
Зн и Зк – товарные запасы на начало и конец анализируемого периода;
П – поступление; Р – товарооборот.
Из этой формулы определяется объем товарооборота:
Р = Зн + П - Зк. (7)
Поочередно заменяя в формуле плановые показатели (или базисные) фактическими, рассчитывают влияние каждого фактора на объем товарооборота. Анализ товарных запасов на конец отчетного периода не дает полной ясности об их состоянии, и его дополняют анализом товарооборачиваемости. Существует ряд методов нормирования товарных запасов: опытно-статистический, технико-экономический, нормативный и экономико-математический. Применение каждого из них зависит от наличия информации, специалистов (к примеру, умеющих проводить экономико-математическое моделирование), бюджета средств на нормирование и других условий.
|
|