Оценка товарных запасов

Оценка запасов влияет на себестоимость продаж и, в конечном счете, на величину прибыли. Поэтому совершенствование методов оценки в торговле приобретает особое значение.

В бухгалтерском учете применяют следующие методы оценки: по себестоимости единицы, по средневзвешенной себестоимости и ФИФО. Выбор конкретного метода остается за организацией и закре­пляется в ее учетной политике.

Первый метод используют, если учет товаров ведется по каж­дой конкретной единице. В таком случае возможно проследить остаток конкретной единицы на начало и конец отчетного перио­да, а также количество товара, поступившего и реализованного за отчетный период. Для определения себестоимости проданного товара рассчитывается себестоимость товара, оставшегося на ко­нец месяца.

При оценке запасов по средневзвешенной вычисляется средняя стоимость запасов, находящихся на складе. Данный метод применя­ют как в оптовой, так и в розничной торговле, где фигурируют боль­шие партии товаров с относительно низкой стоимостью.

Для анализа и планирования товарных запасов важно знать их оценку в бухгалтерском учете. Товарные запасы в торговле оценивают по покупным и продажным ценам. В оптовой торговле товарные за­пасы учитываются в покупных ценах. Формирование покупной стои­мости ведется в соответствии с правилами бухгалтерского учета (ПБУ 5/01). Стоимость, по которой товары принимаются к учету, определяет­ся фактическими затратами, которые, в частности, включают в себя:

– суммы, уплачиваемые по договорам с поставщиками за товары, а также с организациями за информационные и консультационные услуги;

– таможенные пошлины;

– невозмещаемые налоги;

– затраты по доведению товаров до состояния, пригодного к про­даже, и иные затраты, непосредственно связанные с приобретением товаров.

Не включается в стоимость товарных запасов налог на добавлен­ную стоимость (за исключением случаев, когда организация ведет дея­тельность, освобожденную от обложения НДС). Также могут не вклю­чаться в покупную стоимость запасов затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), произведенные до момента передачи товаров в продажу. Такие затраты отражаются в составе рас­ходов на продажу.

В качестве учетных цен можно использовать сложившиеся цены на товары на протяжении длительного периода времени с корректи­ровкой на возможные изменения на рынке аналогичных товаров, на прогнозируемый уровень инфляции или рост курса иностранной ва­люты.

Учет товарных запасов в розничной торговле ведут как по покуп­ным, так и по продажным ценам. В продажную цену входит наценка торговой организации. В товарные запасы розничной сети включаются:

– товары, имеющиеся в наличии (в магазинах, палатках, киосках, разносной и развозной торговле), а также на базах, складах, хранили­щах, которые принадлежат юридическим лицам независимо от формы собственности, числящиеся на балансе и предназначенные для роз­ничной торговли;

– товары, оплаченные и находящиеся на ответственном хранении у поставщиков, а также сданные в переработку;

– товары, принятые на комиссию от физических и юридических лиц и не проданные на дату регистрации.

Не включаются в товарные запасы: товары в пути; тара всех ви­дов; товары в заготовительных организациях.

– выявить их соответствие нормативам;

– выявить динамику и оценить изменения, происшедшие в объе­ме и структуре, в скорости оборачиваемости;

– оценить влияние различных факторов и обосновать оптималь­ную потребность.

Источниками информации для анализа товарных запасов слу­жат:

– формы статистической информации: 1-торг и 3-торг;

– план товарных запасов;

– сведения аналитического бухгалтерского учета о поступлении товаров, их отпуске и товарных остатках;

– договоры на поставку товаров;

– форма № 1 «Бухгалтерский баланс».

Товарные запасы на предприятиях торговли анализируют в сле­дующем порядке:

– выполнение плана товарных запасов;

– сравнение фактической величины в абсолютной сумме и в днях оборота с нормативами;

– сопоставление объема и структуры с запасами предыдущих пе­риодов, расчет показателей динамики;

– определение среднего запаса по товарным группам и расчет их фактической товарооборачиваемости;

– сравнение фактической товарооборачиваемости с нормативной, а также с оборачиваемостью за предыдущие периоды;

– расчет количественного влияния различных факторов на изме­нение товарных запасов и их оборачиваемости.

На запасы влияет поступление товаров, и анализ запасов допол­няют анализом поставки. Его выполняют по источникам поступления, сопоставляя фактическое поступление с установленными заданиями. Проверяют сроки поставки товаров на соответствие с договорными. При анализе по источникам поступления можно сравнить удельные веса поставок от местных поставщиков и от иногородних, а также от отечественных и иностранных фирм. Положительно увеличение доли поставок из местных источников: во-первых, оно сокращает звенность товародвижения, во-вторых, поддерживает развитие региональной экономики.

Если норматив запасов превышен, необходимо выявить причины. По данным аналитического учета товарные запасы изучают в ассортименте, выяв­ляют ненужные и залежалые товары и намечают меры устранить их.

Резкое сокращение товарных запасов по сравнению с норматива­ми нарушает ритмичную работу предприятия.

Анализ товарных запасов в днях выполняют с учетом фактическо­го объема товарооборота. Данный показатель рассчитывается деле­нием абсолютной величины запасов на среднедневной товарооборот (по себестоимости), товарооборот по себестоимости – вычитанием из фактического объема суммы реализованного торгового наложения.

Среднедневной оборот рассчитывается делением объема товаро­оборота на количество дней в анализируемом периоде.

Влияние размера товарных запасов и выполнения плана поста­вок на объем товарооборота анализируют методом цепной подста­новки – с помощью формулы балансовой увязки между величиной товарооборота, размером товарных запасов и их поступлением:

Зн + П = Р + Зк, (6)

где:

Зн и Зк – товарные запасы на начало и конец анализируемого пе­риода;

П – поступление; Р – товарооборот.

Из этой формулы определяется объем товарооборота:

Р = Зн + П - Зк. (7)

Поочередно заменяя в формуле плановые показатели (или базис­ные) фактическими, рассчитывают влияние каждого фактора на объ­ем товарооборота. Анализ товарных запасов на конец отчетного периода не дает пол­ной ясности об их состоянии, и его дополняют анализом товарообо­рачиваемости. Существует ряд методов нормирования товарных запасов: опытно-статистический, технико-экономический, нормативный и экономико-математический. Применение каждого из них зависит от наличия информации, специалистов (к примеру, умеющих проводить экономико-математическое моделирование), бюджета средств на нор­мирование и других условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: