Незатягивающиеся узлы

Простой полуштык (рис. 9). Простой полуштык, являясь самым простым из незатягивающихся узлов, находит широкое применение в морском деле. Он служит завершающим элементом многих узлов. Ходовой конец троса обнесите вокруг предмета, к которому хотите привязать трос, потом вокруг коренного конца троса и пропустите в образовавшуюся петлю. После этого ходовой конец троса прикрепите схваткой к коренному концу. Завязанный таким образом узел надежно выдерживает сильную тягу. Он может передвинуться к предмету, но никогда не затянется.

Простой полуштык применяется для соединения двух тросов «чужими» и «своими» концами.

Простой штык (рис. 10). Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком. Выражение «накинуть полштыка» обозначает добавить к уже сделанному узлу еще один обнос и перекрещивание ходового конца вокруг коренного конца троса


Простой полуштык (рис. 9). Простой полуштык, являясь самым простым из незатягивающихся узлов, находит широкое применение в морском деле. Он служит завершающим элементом многих узлов. Ходовой конец троса обнесите вокруг предмета, к которому хотите привязать трос, потом вокруг коренного конца троса и пропустите в образовавшуюся петлю. После этого ходовой конец троса прикрепите схваткой к коренному концу. Завязанный таким образом узел надежно выдерживает сильную тягу. Он может передвинуться к предмету, но никогда не затянется.

Простой полуштык применяется для соединения двух тросов «чужими» и «своими» концами.

Простой штык (рис. 10). Два одинаковых полуштыка составляют узел, который моряки называют простым штыком. Выражение «накинуть полштыка» обозначает добавить к уже сделанному узлу еще один обнос и перекрещивание ходового конца вокруг коренного конца троса. На схеме показан широко применяемый в морском деле незатягива-ющийся узел — один из самых простых и надежных узлов для крепления швартовов за причальные кнехты, битенги, пушки и палы. Чтобы отличить правильно завязанный штык от неправильного штыка, две петли узла нужно сблизить. Если при этом получится выбленочный узел (см. рис. 48), то, значит, простой штык был завязан правильно. У такого штыка его ходовой конец как после первой, так и после второй калышек должен выходить одинаково над или под своим концом. У перевернутого, т. е. неправильно завязанного простого штыка (рис. 10, б), ходовой конец после второй калышки идет в противоположную сторону, не так, как после первой.

Рис. 9. Простой полуштык

При сближении двух петель перевернутого завязанного штыка вместо выбленочного получается коровий узел (см. рис. 46). Если полуштыки простого штыка сделаны в разные стороны, то при натяжении троса они будут сходиться вместе и узел будет затягиваться. Основное применение простого штыка на флоте — это закрепление швартовных концов за причальные приспособления, крепление лопарей оттяжек грузовых стрел за обухи и рымы, крепление грузового шкентеля к поднимаемому грузу.

Рис. 10. Простой штык: а — правильно завязанный; 6 — перевернутый (не правильный)

Максимальное число полуштыков в подобном узле при любых обстоятельствах не должно превышать трех, так как этого вполне достаточно и прочность узла в целом при большем числе полуштыков не повысится. О надежности этого узла для швартовки красноречиво говорят старинные английские морские пословицы: «Два полуштыка спасли корабль королевы» и «Три полуштыка — это более чем достаточно и для королевской яхты».

Моряки нередко применяют два простых штыка для временного соединения двух швартовов, кабельтовых и перлиней.

На берегу этот нехитрый, но надежный узел можно применять во всех случаях, когда трос необходимо временно прикрепить к какому-нибудь предмету для сильной тяги, например за крюк при буксировке автомобиля.

Коечный штык (рис. 11). На протяжении многих столетий постелью для матросов на кораблях служила парусиновая подвесная койка в виде гамака с тонким матрацем из крошеной пробки. В плане она имеет вид прямоугольника, у малых сторон которого сделано по восемь люверсов для так называемых шкентросов.

Рис.11. Коечный штык

Эти шкентросы соединяются в кольцах, которые в свою очередь подвешиваются за коечные штерты к особым рымам в бимсах или к прутьям, сделанным в кубрике корабля для подвешивания на ночь коек. Днем койки в скатанном виде вместе с подушкой, одеялом и простыней хранились в так называемых коечных сетках вдоль борта на палубе и служили надежным бруствером от ядер и шрапнели во время боя. Вечером, перед отбоем по команде «Койки вниз!» их несли под палубу и подвешивали. Завязывание узла для подвешивания койки — дело серьезное. Здесь нужно применить такой узел, который бы не затягивался, легко развязывался и надежно держал. Самое главное, чтобы он не развязался сам под действием непрерывной качки корабля. Матросы пользовались для подвешивания своих коек различными узлами, но наиболее надежным считался коечный штык.

Простой штык со шлагом (рис. 12). От простого штыка этот узел отличается одним дополнительным шлагом вокруг предмета, к которому крепят трос. Он так же служит в основном для крепления тросов и перлиней при швартовке

Рис. 12. Простой штык со шлагом

за кнехты, битенги и палы, но применяется, в отличие от простого штыка, в тех случаях, когда не возникает необходимости быстро отдать швартовы. Этот узел удобен также для крепления троса к гаку, огону, рыму и пр. Два шлага вокруг предмета делают этот узел более надежным при длительных стоянках, во всяком случае он за счет дополнительного шлага перетрется не так быстро, как простой штык.

Простой штык с двумя шлагами (рис. 13). Фактически это тоже разновидность простого штыка. Отличие от предыдущего узла — дополнительный, третий шлаг. Он увеличивает прочность узла, если трос испытывает постоянное трение о кнехт или битенг. Крепление троса к гаку с применением этого узла — весьма надежный способ.

Рис.13.Простой штык с двумя шлагами

Штык с обносом (рис. 14). Если у простого штыка с двумя шлагами последние проходят сбоку от точки крепления коренного конца, то у этого узла они размещены по одному с каждой стороны. Это придает узлу большую симметрию, узел в случае изменения направления тяги меньше перемещается вдоль предмета, за который он завязан.

Рис. 14. Штык с обносом

Чтобы завязать штык с обносом, сначала нужно ходовым концом сделать один шлаг вокруг предмета, обнести его сзади коренного конца и еще раз сделать шлаг, но в другую сторону. После этого следует один или два полуштыка.

Рис. 15. Рыбацкий штык (якорный узел)

Рыбацкий штык (якорный узел) (рис. 15). Один из наиболее ответственных случаев применения узла в морском деле — это привязывание якорного каната к якорю. За пять тысяч лет существования судоходства люди для этой цели не могли придумать более надежного узла, чем рыбацкий штык. Проверенный многовековым опытом морской практики, этот узел признан моряками всех стран как самый надежный для прикрепления каната к рыму или к скобе якоря.

Рис. 16. Обратный штык
Рис. 17. Мачтовый штык

Рыбацкий штык (или якорный узел) в какой-то степени СХОЖ с простым штыком со шлагом (см. рис. 12). Отличает-: ся от него тем, что первый из двух полуштыков проходит дополнительно внутри шлага, обхватывающего предмет. Применяя этот узел для якоря, всегда необходимо прихватывать ходовой конец схваткой к коренному. В этом случае, даже при очень сильной тяге, рыбацкий штык не затягивается и надежно держит. Его можно смело применять во всех случаях при работе с тросами, когда они подвержены сильной тяге.

Обратный штык (рис. 16). При швартовке судов к пристаням и причалам нередко возникает ситуация, когда ходовой конец троса обнести вокруг пала или бревна очень трудно. Иной раз приходится буквально подлезать под причал, чтобы с носа шлюпки или катера продеть конец за бревно или рым. Применяя обратный штык, вы можете обнести трос вокруг нужного предмета один раз и при этом завязать узел с двумя шлагами вокруг предмета, к которому крепите швартов. Для этого ходовой конец троса нужно сложить на длине 2—3 метра вдвое и, петлей вперед пропустив его вокруг предмета, потянуть петлю на себя. Теперь ходовой конец троса нужно продеть в эту петлю, а за коренной конец выбрать слабину и закончить узел двумя полуштыками. Обратный штык удобен для применения в тех случаях, когда доступ к предмету, к которому хотят прикрепить трос, затруднен или неудобен для вязки узла, например к буксирному крюку у некоторых марок автомобилей.

Мачтовый штык (рис. 17). Здесь оригинальная комбинация двух хороших узлов дает надежный и простой узел. Сначала вокруг предмета, к которому крепят трос, завязывают выбленочный узел (см. рис. 48) и на коренном конце троса делают обычный штык, который, как известно, тоже представляет собой видоизмененный выбленочный узел. Чтобы мачтовый штык не получился затягивающимся, первый узел до конца не затягивают.

Рис. 18. Буксирный узел Рис. 19. Портовый узел

Буксирный узел (рис. 18). Этот узел используют для крепления троса на буксирном гаке или на битенге. Им можно задерживать или стравливать буксирный конец. Благодаря последовательному наложению на битенг нескольких шлагов троса буксирный конец можно травить с битенга, а при ослаблении натяжения буксира выбирать его снова в виде петель, накидываемых сверху на битенг.

Портовый узел (рис. 19). Задержать швартовный синтетический конец на парном кнехте — дело нехитрое. А как быть, если вместо парного кнехта в вашем распоряжении одинарный кнехт (или битенг), а на конце швартова нет огона? Для этой цели в морской практике есть несколько оригинальных узлов. Объясним принцип одного из них, который можно отнести к числу незатягивающихся узлов.

Сначала вокруг одинарного кнехта нужно сделать несколько шлагов ходовым концом швартовного троса. После этого сложить ходовой конец вдвое и в таком виде, петлей, пропустить его под натянутую коренную часть троса, повернуть петлю на 360 градусов и накинуть сверху на кнехт. Этот узел не скользит, надежно держит. Трос можно в любую минуту отдать, если даже швартов находится под сильным натяжением. Для этого нужно немного выбрать проходящий под коренным концом ходовой конец и увеличить петлю, после чего ее нетрудно будет скинуть с кнехта.

Узлы и их применение

Опубликовано: 22 Ноябрь 2011 | Автор: turist

Веревки и нитки, для каких бы целей они ни применялись, немыс­лимы без узлов — хитроумных сплетений, связок и петель. Умение вязать узлы крайне необходимо в любых условиях. Нужно уметь не только привязать веревку к чему-либо или связать две веревки между собой, не­обходимо суметь сделать затягива­ющуюся или скользящую петлю, са­моразвязывающийся узел, привязать крючок к леске.

Все существующие узлы имеют свою специализацию и делятся по этому принципу на определенные группы. Знать их все и тем более помнить совершенно необязательно. Но самые основные из каждой или, точнее, почти каждой категории знать надо.

При первобытно-общинном и рабовладельческом строе, как и в более поздние времена, с узлами люди связывали немало примет, поверий и суеверий. Использование шаманами, знахарями и жрецами определенных узлов на веревке носило культовый, религиозный характер. Завязывани­ем определенных узлов на тетиве лука первобытный человек «изгонял» из своего жилища злых духов, исцелял болезни и т. п. В магическое свойство узлов свято верили древние греки и римляне. Мно­гие дошедшие до нас труды греко-римских классиков сообщают о маги­ческой силе узлов. У Гомера Эол дарит Одиссею кожаный мешок с про­тивными ветрами, и этот мешок завязан волшебным узлом. Плиний Старший в своей «Естественной истории» подробно описывает целеб­ные свойства геркулесова узла, которым римские медики завязывали бин­ты на ранах.

Особенно много религиозных обрядов, связанных с узлами, было у охот­ничьих племен Африки. До сих пор зулусы, убив на охоте какое-нибудь животное, обязательно завязывают на его хвосте узел. По их поверью, это предотвращает боли в животе после еды мяса убитого животного.

Самый простой узел так и называется — простой. Его обычно завя­зывают на конце нитки. Он может быть завязан и на конце, и на сере­дине веревки. Узел этот может быть и правым и левым.

Следующий узел восьмерка. Этот узел считается классическим, так как составляет основу более чем полуто­ра десятков других узлов более слож­ного назначения. Восьмерка служит отличным стопором, и даже при силь­ной тяге узел всегда можно развязать. Многократная восьмерка служит для крепления крючка к леске.

В экстремальной ситуации боль­шое значение могут иметь так назы­ваемые не затягивающиеся узлы. Например, простой полуштык и простой штык очень удобны для привязывания плота к дереву или камню, креп­ления оттяжек, подъема груза и т. п.

Узлы для связывания веревок лучше всего представлены узлами те­щин и прямой, они применяются для связывания в основном веревок одинаковой толщины. Единственное неудобство заключается в слож­ности развязывания при сильном натяжении.

Травяной узел — несмотря на свое название, вполне надежен и может выдержать большую нагрузку. Кроме того, он легко развязывается при отсутствии тяги.

Для связывания разных по толщине веревок хорош докерский узел.

К самозатягивающимся узлам следует в первую очередь отнести коро­вий узел. Его следует применять для подвешивания груза или емкости с продуктами к дереву, чтобы спасти от грызунов. Потравив конец верев­ки, подвешенный груз можно плавно опустить на землю.

Переправы через горные реки

Опубликовано: 29 Октябрь 2011 | Автор: turist

Форма одежды — штормовой или спортивный костюм, рукавицы, головной убор, высокогорные ботинки, защитная каска (шлем).

Снаряжение личное — ИСС, 2 карабина, репшнур (5 м).

Снаряжение групповое — определяется конкретными условиями проведения занятий.

Вводная беседа: «Режим горных рек. Особенности донного рельефа. Скорость течения. Температура. Выбор места для переправы. Опасности горных рек. Меры безопасности. Технические приемы для переправы. Система полиспаст».

Объяснить характер и назначение заранее проведенных инструкторами подготовительных работ к данным занятиям. Оборудовать пункт перехвата ниже по течению от всех переправ. Веревка должна быть над водой не выше чем на 10 -15 см, чтобы сорвавшийся в воду мог сразу ухватиться за нее руками. Страхующий на пункте обязан быть готовым в любой момент броситься в воду для оказания помощи, страховать его должны два человека.

Подчеркнуть опасности горной реки для человека, не знающего ее особенностей и технических приемов для переправы.

Отработка различных способов переправ. С целью уплотнения занятий и проведения их с наибольшим интересом для участников следует организовать ряд переправ до начала практических занятий и провести соответствующую подготовку: на берегах должно лежать все необходимое для занятий, одно из бревен уложено и над ним натянуты перила, второе подготовлено для укладки. Нужно подготовить каменный или вырытый «мешок» для укладки комля бревна. Подготовить места для страховки по всем видам переправ, там где это требуется по теме занятий, подготовить страховку для переправляющихся. Во время демонстрации приемов, показать переправу «вдвоем» и «шеренгой».

Косые перила для переправы вброд. Натянуть косые перила и веревки для всех видов переправ, в которых они требуются. При переправе по перилам в брод, высота веревки над водой должна быть на уровне груди переправляющегося. Самостраховка скользящей петлей, карабином, но не схватывающим узлом. Петля должна быть не длиннее 30 см и пристегивается к грудной обвязке. Перильная веревка находится под рукой, петля или карабин — впереди кисти руки, движущейся по перилам. При потере равновесия или срыве схватиться руками за перильную веревку. Если течение позволяет, встать на ноги и продолжать движение. В противном случае, страхующие с берега должны подтянуть упавшего страховочными веревками (они могут быть с двух берегов). Не давать напору воды переворачивать себя на спину.

Переправа вброд с шестом. Страховка осуществляется двумя веревками — одна по линии переправы, вторая ниже этой линии, чтобы в случае падения в воду, можно было подтаскивать к берегу по течению воды. Страхующие веревки крепятся к грудной обвязке переправляющегося. Шест подстраховывается отдельной петлей.

Переправа над водой по камням. Проводится через мелкий поток или рукав реки. Перила должны быть натянуты на уровне груди среднего по росту участника.

Самостраховка — скользящей петлей, карабином, но не схватывающим узлом. Петля (не длиннее 30 см) пристегивается к грудной обвязке. Петлю пристегивать к поясу опасно — в случае падения голова пострадавшего окажется ниже по течению и будет находиться в воде. Перильная веревка находится под рукой, петля или карабин — впереди кисти руки, движущейся по перилам. Движения достаточно быстрые, чтобы избежать проскальзывания ног по камням. Объяснить трудность соблюдения равновесия при переправе в ботинках.

Рис.37. В любом случае переправы по перилам, натягивать их только вниз по течению реки. А — один из способов закрепления конца перильной веревки: узел UIAA и его страховка рифовым узлом. Б — правильное направление переправы. В — Неправильное направление переправы и перил.

Переправа по бревну. Объяснить, как подготавливаются каменные «мешки» для укрепления комля бревна при его укладке через реку. Организовать укладку бревна силами участников. Объяснить и отработать приемы закрепления веревок (не менее трех растяжек) на верхнем конце бревна, работы страхующих при поднятии его на берегу, а затем при опускании через реку. До прохождения первым человеком по бревну, объяснить, что в случае срыва с бревна вверх по течению воды, сорвавшегося затягивает под бревно, из-под которого практически невозможно вылезти самостоятельно. Даже с помощью со стороны это выбраться не всегда удается. Привести примеры аварийных ситуаций при переправах, особенно когда у сорвавшихся самостраховка была организована на верхней (от бревна) перильной веревке.

Прохождение первого по бревну и страховка для него. Самостраховочную петлю он закрепляет только на нижней от бревна веревке-оттяжке. На противоположном берегу он налаживает закрепление перильной веревки, вниз по течению от бревна. При переправе большой группы — можно сделать перила с двух сторон от бревна, но и в этом случае скользящая петля или карабин крепятся только на нижней от бревна нитке перил. До начала переправы оборудовать пункт страховки для того, кто будет в случае необходимости оказывать срочную помощь пострадавшему.

Обязательно показать и дать возможность одному из самых сильных участников отработать прием срыва с бревна. Срыв при показе производить только вниз по течению. Показать действие перил. Прием вылезания: подтянуться на перилах по возможности ближе к бревну, перехватиться поочередно руками за бревно и подтягивая себя, вылезти на бревно. Если нет возможности самостоятельного вылезания на бревно, то к нему направляется человек от пункта страховки. Кроме собственной самостраховки, для него с берега осуществляется страховки веревкой.

Кроме отдельных случаев экспедиционной работы этот вид переправ мало, где применяется. Проводимые занятия носят ознакомительный и в большей мере демонстрационный характер. До начала занятий на каждое отделение должна быть навешена «по суху» нитка переправы между двумя деревьями (камнями). После объяснения всех узлов системы (в т.ч. и полиспаста) и показа их действия, дать участникам разобрать полностью всю систему. После этого, вновь наладить систему переправы и полиспаста. Все действия участников должны происходить под наблюдением инструктора. Для повышения интереса и лучшего запоминания последовательности действий, можно провести подготовку системы на время, как бы небольшие соревнования. Если для натяжения полиспаста применяются схватывающие узлы, то обратить внимание на то, чтобы репшнуры для петель были двойными, репшнур новым, во всяком случае, без разрывов и разлохмаченной оплетки. В практике проведения занятий и соревнований по горно-туристской технике отмечались случаи разрыва этих петель и нанесения травм близко находящихся людей концами репшнура или карабином, вырвавшимся из петель. Направление натяжения полиспаста должно быть отведено в сторону от линии натяжения основной веревки/веревок для переправы.

Порядок организации воздушной переправы и работа с полиспастом.

- Выбор места и характер переправы: — место переправы должно иметь удобное место для организации страховки, закрепления веревок, нахождения людей и наблюдения за переправой. В зависимости от уровня противоположного берега, натянутые веревки могут иметь горизонтальный, наклонный (5-10°) и круто наклонный характер. В зависимости от протяженности, объемов груза и числа людей подлежащих переправе, организуется навешивание одной или двух рабочих веревок.

- Необходимое снаряжение: для учебных целей: веревка основная — 2 х 30 м, репшнур — 1 х 40 м, концы репшнура — 4-5 х 5м, ледоруб — 1, карабины — 10, Для рабочих переправ набор снаряжения диктуется конкретными условиями места переправы и ее задачами. Для соревнований — Правилами и Положением о соревнованиях. Для обеспечения безопасности переправляющихся, набор снаряжения, исходя из конкретных условий рельефа и реальных опасностей.

- Организация страховки: в тех случаях, когда рабочая площадка имеет ограниченные размеры, оканчивается стеной, сбросом берега к реке и т.п., она должна быть обеспечена постоянной страховкой. Вдоль площадки натягивается нитка тугих перил; возможна организация отдельных точек самостраховки (в этом случае петля не должна превышать глубину площадки, чтобы при случайном падении или проскальзывании человек не вывалился за пределы площадки); те кто стоят у края рабочей площадки и помогают переправляющимся пристегнуться к веревке, должны быть на отдельной самостраховке, петля — в натяг. Проверить правильность организации точек закрепления и состояния веревок. Иногда под нагрузкой натяжения у веревок б/у наблюдается разрыв отдельных прядей оплетки. Такую веревку следует заменить.

- Закрепление веревок: в зависимости от рельефа, точками закрепления веревок могут быть: петли вокруг ствола дерева, на сблокированных крючьях; отдельный большой скальный блок. Веревки, нижняя (рабочая — их может быть две) для скользящего карабина/ролика и верхняя (страховочная, но не репшнур) подвешиваются на расстоянии в 50-60 см друг от друга и закрепляются на обоих берегах реки. Карабин или ролик, скользящий по верхней веревке, блокируется петлей (кусок основной веревки, репшнур в три-четыре пряди, лента) с таким же карабином или роликом, идущим по нижней веревке/веревкам.

- Во все узлы, находящиеся под нагрузкой, желательно вкладывать палочки, ветки, крючья для того, чтобы после снятия нагрузки можно было свободно их развязать.

Рис.38. Полиспаст. А — одинарный: 1 — точка закрепления системы: сблокированные крючья, скальный выступ, дерево, отдельный валун; 2 — несущий карабин; 3 — карабины полиспаста; 4 — тянущий узел; 5 — держащий (страхующий); 6 — направление натяжения полиспаста; 7 — направление основной веревки (по отношению к этой линии, тянущие полиспаст должны стоять не ближе 1,5 — 2 метров). Б — полиспаст 5:1: В — узел Гарда и его вязка; Г — узел Бахмана и его вязка.

Примечание: Рассмотренный порядок организации системы полиспаста одинаков как для организации переправ через горные реки, также и для спасательных работ и организации постоянных перил.

- Навязывание полиспаста и натягивание рабочей веревки/веревок. Для натягивания веревки/веревок применяется система полиспаста. Одинарный полиспаст вяжется следующим образом: на рабочей веревке завязываются два узла Бахмана (Гарда,

карабинный) или сертифицированные технические приспособления, исключающие применение ненадежного схватывающего узла. Один узел выполняет роль тянущего, а второй — страхующего (держащего). К ним привязываются петли из двойного (нового) репшнура, причем петля тянущего узла должна быть максимально короткой длины, чтобы исключить амортизацию и растяжение петель репшнура. Страхующая петля крепится на карабине на независимой точке закрепления. Остатка рабочей веревки выходящего из полиспаста должно хватить, чтобы перекрыть глубину площадки и обеспечить свободную работу двух-трех тянущих ее. Для усиления надежности системы, на верхнюю точку полиспаста (верхний карабин) можно навесить узел Гарда. Это даст дополнительное торможение и исключит проскальзывание веревки в полиспасте. По окончании натяжения веревки/веревок ее свободная часть заводится за дерево (выступ) в два-три оборота и закрепляется на карабине или завязывается шкотовым узлом на одном из карабинов. После этого можно снять полиспаст.

Характерные ошибки при работе с полиспастом:

- При натяжении полиспаста, инструктора заставляют участников отделения дернуть (натянуть) веревку с максимальным усилием — это является большой методической ошибкой. (Один человек может тянуть веревку с усилием в 100 кг.). Отделение в пять-шесть человек, да при команде «дернуть посильнее!» может создать кратковременное усилие на веревку до 1 т. Прежде чем отдавать команду о натяжении веревки, следует оценить ситуацию — надо ли так сильно ее тянуть?

- При натяжении веревок не допускать единой линии веревок по отношению к точке стояния тянущих ее. Цепочку участников, следует расположить в стороне от этой линии, как минимум на 1 метр. В этом случае при обрыве схватывающего узла, карабин (концы разорванного репшнура) пролетят мимо цепочки участников и ни кого не заденут.

- Расстояние между тянущим узлом (приспособлением) и петлей проводника должно быть минимально коротким. Вместо прусика можно применять узлы Бахмана, Гарда, карабинный узел или ставить сертифицированное техническое приспособление.

- Завязывая в системе полиспаста австрийский схватывающий узел (у которого часть репшнура продевается сквозь петельку), следует знать, что он обладает скрытым отрицательным свойством — у него значительно теряется прочность именно в точке перегибания репшнура в петельке.

- Завязывая узлы, которые будут задействованы в системе полиспаста, часто не обращается внимание на прилагаемые при этом на них нагрузки. При этом пряди узлов настолько сильно затягиваются, что развязать их не всегда удается. До начала приложения нагрузки, в пряди узлов следует вставить ветку, крюк, палочку — это позволит затем без особых усилий развязать узлы.

- В проводник тянущего узла, как правило, вставляют только один карабин. При этом образуется крутой перегиб веревки и снижается способность скольжения веревки. Для создания большего радиуса перегиба тянущей веревки и увеличения надежности точки закрепления, сюда следует вставлять два карабина.

- Навеска вытяжной веревки и «седушки» — к карабину или ролику, идущему по рабочей нитке веревки/веревок, пристегиваются 2 вспомогательные веревки, расходящиеся от этого блока к обеим берегам для подтягивания переправляющегося и возвращения системы на исходный берег переправы Концы этого репшнура (ленты) должны перекрывать площадку исходного и противоположного берега и создавать запас для страховки. «Седушка» крепится к рабочей веревке скользящим карабином или карабином с роликом. Концы репшнура подвески должны быть такой долины, чтобы поднятой вверх рукой можно было свободно дотянуться до карабина и веревки. Если «седушка» делается из ледоруба, то петли одинаковой длины закрепляются на головке и около штычка ледоруба. Отдельная петля самостраховки (в три-четыре петли)

защелкивается в скользящий карабин или в карабин с роликом. На исходном берегу на краю площадки должен находится минимум один человек для оказания помощи в налаживании подвески переправляющегося. На противоположном берегу, помощники должны весом своего тела опустить рабочую веревку вниз, чтобы дать возможность встать на ноги и свободно освободится от подвески.

- Переправа первого человека на противоположный берег — это достаточно трудная тактическая и техническая задача. Ее решением может быть переправа в брод с шестом и на двойной страховке. Для этого следует выбрать ранние часы или идти в воду на закате солнца, когда спадет пик активности воды. В данном случае, первому следует иметь с собой набор снаряжения которое может понадобиться для закрепления конца рабочей веревки/веревок и запас сухих теплых вещей, чтобы переодеться после «купания». Возможен подъем далеко вверх по течению, чтобы по снежному мосту или выступающим камням переправится и вернуться по противоположному берегу к месту предполагаемой переправы.

- Переправа и «приземление» на другом берегу — во время движения можно держаться руками за петлю самостраховки. В случае необходимости подтягивания себя на веревке (большой провис рабочей веревки) недопустимо положение рук впереди по ходу карабина (ролика). Только за ними! При «подъезде» на противоположный берег, подогнуть под себя ноги и если позволяет глубина провиса, возле точки закрепления веревки/веревок, опустить их и встать на землю. С помощью помощника, освободится от подвески. Если глубина провиса веревки большая и ноги не достают до земли, то к моменту начала переправы, здесь должна быть сооружена опора для ног (навешены лесенки, к примеру).

- Переправа последнего участника с исходного берега. Для этого может применяться следующий прием. Последний участник переправы развязывает и снимает систему полиспаста и делает закрепление двух связанных веревок (как в дюльфере) вокруг дерева, пропуская ее через проушину крюка, карабин и т. д. После этого на противоположном берегу натягивают обе веревки. Последний участник пристегивается к веревкам и осуществляет переправу через реку. До начала движения он должен свободным карабином пристегнутым к ИСС разделить две веревки, с тем чтобы после окончания его переправы можно было знать за какую веревку следует тянуть.

Системы закрепления веревки

Опубликовано: 22 Ноябрь 2011 | Автор: turist

Следующая задача, решаемая группой — закрепление спусковой веревки и организация надежной страховки, торможения для спускаемого, сопровождающего и всех членов группы. Обычно для закрепления веревки или троса предпочитают системы из нескольких сблокированных крючьев (рис. 30, а, б), причем зачастую не обращают внимания на выступы, хотя три-четыре петли веревки, обмотанные вокруг выступа, не менее эффективны, чем крючьевая система. При выборе мест страховки и закрепления веревки надо в первую очередь осмотреться и попытаться осуществить закрепление через выступ; только при отсутствии подходящих выступов следует начинать прибегать к крючьевому закреплению. При этом нужно помнить, что спусковая петля или система петель нагружается двойным весом, пострадавшего и сопровождающего, и в случае срыва должна выдерживать рывки до 3000 кг.

До последнего времени в практике альпинизма для закрепления тормозного устройства использовалась система из трех петель. При всей надежности она имеет один недостаток- неравномерность нагрузки на крючья и петли веревки, обусловленную общим для всех петель основным узлом или фиксированной длиной петель. От этого недостатка свободна рассмотренная Ю.С.Саратовым система из перекрестных петель (см. приложение 5), обеспечивающая постоянные нагрузки на все крючья и петли веревки. Вяжется она быстрее, а при вырыве одного крюка равномерно перераспределяет нагрузку на два оставшихся. В дополнение к такой системе при подъемах по веревке на дополнительном крюке вяжется страховочная система, используемая как звено полиспаста для вытаскивания веревки или закрепления ее при наращивании.

При закреплении веревки на льду и на снегу могут быть использованы ледовые столбики (см. рис. 30, в), ледовые проушины, ледорубы и ледобуры. Один из таких способов закрепления — на трех ледорубах — показан на рис. 31, а. Следует помнить, что абсолютно надежных способов закрепления веревки или троса на снегу нет, поэтому всякое усиление закрепления за счет лавиных лопат или специальных фирновых и снежных якорей (рис. 31, б, в) повышает безопасность спуска.

После того как выбран способ закрепления веревки, нужно определить необходимую степень торможения и найти технический способ его реализации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: