Методы построения тарифов на грузовые перевозки, их дифференция

В системе железнодорожных тарифов наибольшее внимание уделяется грузовым тарифам. Это происходит в силу того, что они приносят более 80% доходов железнодорожного транспорта в целом. Более того, как мы увидим ниже, за счет грузового тарифа покрывается в настоящее время существенная часть расходов по пассажирским перевозкам.

Система грузовых тарифов отражается в соответствующих прейскурантах, которые регламентируются государственными антимонопольными органами. (В настоящее время таковым является Федеральная тарифная служба.) По мере развития рыночных отношений в России, в том числе и на железнодорожном транспорте, возникла необходимость разработки новой тарифной системы.

В период структурной реформы железнодорожного транспорта была подготовлена усовершенствованная система тарифов и в августе 2003 г. введен новый Прейскурант № 10-01, который по существу включает две системы тарифов, имеющие различные сферы применения:

1) для внутрироссийских перевозок всех грузов, а также для перевозок в международном сообщении экспортно-импортных грузов, следующих в морские порты РФ, провозная плата рассчитывается по Прейскуранту № 10-01 в рублях;

2) для перевозок в международном сообщении экспортно-импортных грузов от и до пограничных передаточных станций железных дорог РФ, провозная плата определяется на основе международного транзитного тарифа (МТТ), пересчитанных в рубли.

Рассмотрим основные принципы действующей системы грузовых тарифов.

Основу тарифной системы составляют среднесетевые издержки, дифференцированные по начально-конечным и движенческим операциям. Иначе говоря, в основе тарифа, как цены за единицу услуги в сфере грузовых перевозок, положена среднесетевая себестоимость грузовых перевозок. При этом для целей построения тарифов используется параметрическая модель себестоимости, при которой все расходы подразделяются на расходы, зависящие от расстояния перевозки груза, т.е. расходы по движенческим операциям (ДО) и расходы, независящие от расстояния перевозки грузов, то есть расходы по начально-конечным операциям (НКО).При определении провозной платы первая группа расходов изменяется с учетом расстояния перевозки груза.

Основываясь на единой базе, тарифы дифференцируются по ряду параметров: в зависимости

· от типа и рода подвижного состава,

· массы и условий перевозок грузов,

· от вида отправок (маршрутной, групповой, повагонной, контейнерной и мелкой).

· использования грузоподъемности и вместимости вагонов и т.д.

Все вышеперечисленные принципы дифференциации тарифов определяются изменениями в издержках, возникающими в связи с изменением вышеперечисленных параметров. Вместе с тем в действующей системе грузовых тарифов используется еще один критерий дифференциации - стоимость перевозимого груза


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: