Тема 7. Федеративное устройство России

I. Задания для самостоятельной работы

1*. Изучите рекомендованную литературу.

2. Дополните конспект. Письменно представить тезисы основных теорий федерализма.

3*. Ответьте на предложенные по теме контрольные вопросы.

II. План семинарского занятия

(форма обучения: очная)

1. Становление и развитие федерализма в России.

2. Принципы федеративного устройства России.

3. Правовой статус субъектов Российской Федерации.

III. Рекомендации по выполнению заданий

При подготовке по данной теме следует раскрыть понятие и формы государственного устройства. Становление России как федеративного государства. Идеи унитаризма, федерализма и автономии в теории и практике конституционного развития России. Характеристика конституционно-правового института федеративного устройства России. Федеративный договор, его значение и конституционно-правовая характеристика.

Конституционно-правовой статус Российской Федерации как суверенного государства. Закон РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I "О Государственной границе Российской Федерации". Роль таможенных органов в обеспечении суверенитета России.

Конституционные основы (принципы) федеративного устройства России: содержание и правовое закрепление. Государственная целостность Российской Федерации. Единство системы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между федеральными государственными органами и государственными органами субъектов РФ. Принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий. Равноправие и самоопределение народов России. Равноправие субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральной государственной властью. Сочетание национального и территориального принципов в федеративном устройстве России. Виды субъектов РФ, особенности их конституционно-правового статуса. Республика как унитарное правовое демократическое государство в составе Российской Федерации. Конституционный статус территориально-государственными образований. Национально-территориальные образования. Автономия в России: история и современное состояние. Правовое регулирование отношений между субъектами РФ и автономными образованиями, находящимися на их территории. Проблема соответствия федеральному законодательству законодательства субъектов Федерации. Практика деятельности Конституционного Суда России, Президента РФ, Правительства РФ, субъектов Федерации по приведению в соответствие законодательства субъектов Федерации федеральному законодательству. Проблемы национально-культурной автономии. Конституционно-правовое закрепление статуса национальных меньшинств.

Предметы ведения РФ. Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ. Предметы ведения субъектов России. Порядок принятия в Федерацию и образования нового субъекта РФ. Правовой механизм изменения статуса субъекта РФ. Проблема международной правосубъектности субъектов России.

Механизм правового регулирования отношений между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ. Взаимное делегирование полномочий федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Федерации. Способы разграничения компетенции между РФ и субъектами РФ: конституционный, договорной. Значение договоров и соглашений между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ. Порядок разрешения споров о компетенции между Федерацией и ее субъектами, а также между субъектами федерации. Передача полномочий РФ межгосударственным объединениям в соответствии с международными договорами.

Тенденции и перспективы развития федеративных отношений в России. Учреждение федеральных округов, роль представителей Президента РФ, подразделения федеральных органов в округах.

Российская Федерация как член Содружества Независимых Государств. Правовая основа СНГ. Права России в СНГ. Проблемы и перспективы Содружества.

IV. Рекомендуемые источники

Нормативно-правовые документы

1. КонституцияРоссийской Федерации. - М.: Юрид. лит., 1993.

Федеральные конституционные законы

2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г. № 23 ст. 2277

3. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 2001 г. № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 24 декабря 2001 г. № 52 (часть I) ст. 4916

Федеральные законы

4. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрании законодательства Российской Федерации от 18 октября 1999 г. № 42 ст. 5005

5. Федеральный закон от 17 декабря 1999г. № 211-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 20 декабря 1999 г., № 51, ст. 6286

6. Указ Президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 «О включении новых наименований субъектов Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г. № 3 ст. 152

7. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 г. № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2000 г., № 20, ст. 2112

Указы Президента Российской Федерации

8. Указ Президента Российской Федерации от 10 августа 2000 г. № 1486 «О дополнительных мерах по обеспечению единства правового пространства Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 августа 2000 г., № 33, ст. 3356

9. Указ Президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 679 «О включении нового наименования субъекта Российской Федерации в статью 65 Конституции Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации от 11 июня 2001 г., № 24, ст. 2421

Решения Конституционного Суда Российской Федерации

10. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 г. № 92-О «По запросу группы депутатов Государственной Думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия-Алания и Республики Татарстан» // «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», 2000 г., № 5

11. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2001 г. № 228-О «По запросу народного хурала Республики Бурятия о проверке конституционности подпункта «е» пункта 2 статьи 5 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», 2001 г., № 3

12. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 6 декабря 2001 г. № 250-О «По запросу государственного собрания – Курултая Республики Башкортостан о толковании ряда положений статей 5, 11, 71, 72, 73, 76, 77, 78 Конституции российской Федерации» // «Вестник Конституционного Суда Российской Федерации», 2001 г., № 3

Основная литература

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.

М., 2008.

2. Важенин Л.В. Ананьев В.О. Конституционное право России. Учебно-наглядное пособие. М. 2007.

3. Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России.

М., 2008.

Дополнительная литература

1. Иностранное конституционное право / Под. ред. проф. В.В. Маклакова. – М.: Юность, 1997. – 512 с.

2. Конституционное законодательство России / Под. ред. Ю.А. Тихомирова. – М.: Издательство БЕК, 1999. – 276 с.

3. Курашвили К.Т. Федеративная организация Российского государства. – М.: «Компания Спутник +», 2000. – 172 с.

4. Остром В. Смысл американского федерализма. Что такое самоуправляющееся общество: Пер. с англ. / Предисл. А. Оболенского. – М.: «Арена», 1993. – 320 с.

5. Чиркин В.Е. Современное федеративное государство. Учебное пособие. – М.: Издательство МНИМП, 1997. – 128 с.

6. Абдулатипов Р. Поиск перспектив российского федерализма // Федерализм. – 2001. - № 4. – С. 17-32.

7. Авакьян С.А., Арбезкин А.М., Аринин А.Н. Федеральное вмешательство: концепция и проект федерального закона // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. – 2000. - № 6. – С. 20-48.

8. Алехнович С.О. Раскол федерации: неизбежности или излечимая «болезнь» федерального устройства России // Закон и право. – 2003. - № 2. - С. 10-16.

9. Барциц И. России нужен институт федерального вмешательства // Федерализм. – 2000. - № 3. С. 117-136.

10. Безруков А.В. Укрепление властной вертикали как средство реформирования российского федерализма // Основы государства и права. – 2001. - № 5. – С.92-96.

11. Бойцова А.Л., Кузуб О.В. Отказ от реформы федеральной системы после объединения Германии // Конституционное и муниципальное право. – 1999. – № 2. – С. 38-42.

12. Бойцова В., Бойцова Л. Стабильность системы «кооперативного федерализма» в Германии // Федерализм. – 1999. - № 2. – С. 227-242.

13. Бухвальд Е. Двусторонний договорный процесс и перспективы федерализма // Экономист. – 2000. - № 2. С. 48-56.

14. Ганликс А.Б. многообразие форм федерализма в США // Государство и право. – 1994. - № 6. – С. 133-140.

15. Добрынин Н.М. Новый федерализм. Модель будущего государственного устройства Российской федерации // Государство и право. – 2004. - № 1. – С.115-116.

16. Добрынин Н.М. Российский федерализм: проблемы и перспективы // Государство и право. 2003. - № 1. – С. 85-89.

17. Королева-Коноплянвя Г. Проблемы определения статусов субъекта федерации в условиях конфликта. Международный опыт и Россия // Федерализм. – 1999. - № 2. – С. 207-226.

18. Лебедева Э. Национальный вопрос и федерализм // Мировая экономика и международные отношения. – 1998. - № 9. – С. 44-50.

19. Саликов М.С. Взаимоотношения штатов в системе американского федерализма // Государство и право. 1997. - № 9. – С. 95-98.

20. Самохвалов А. О некоторых проблемах российского федерализма // Федерализм. – 2001. - № 4. - С.202-210.

21. Филиппов В. Этнический аспект преодоления системного кризиса российского федерализма // Федерализм. – 2000. - № 4. – С. 33-50.

22. Хурсевич С. Роль федеральных округов в развитии российского федерализма // Федерализм. – 2000. - № 4. – С. 183-192.

23. Хюбнер Э., Штурм Р. Развитие парламентской и федеративной демократии в Германии // Федерализм. – 2000. - № 3. – С. 213-236.

24. Чиркин В.Е. О сущности субъекта федерации: традиции и реалии // Государство и право. – 2003. - № 7 С. 5-9.

25. Чиркин В.Е. Российский федерализм и международный опыт // Журнал российского права. – 1997. - № 4. – С. 71-81.

26. Шаров Ю. Российский федерализм: начаты структурные изменения // Федерализм. – 2000. - № 3. – С.67-80.

IV. Контрольные вопросы для самопроверки

1. Раскройте понятие федерализма и основные теории.

2. В чем особенности становления российского федерализма?

3. Раскройте содержание принципов федеративного устройства России.

4. Раскройте содержание предметов ведения федерации, совместного ведения, исключительного ведения субъектов.

5. Раскройте особенности правового статуса различных видов субъектов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: