Инвентаризация - это способ проверки соответствия фактического наличия товаров, тары и других видов ценностей в натуре данным бухгалтерского учета и регламентируется правилами ведения бухгалтерского учета. Она проводятся с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имеющихся на складе ценностей. Инвентаризации подлежат как принадлежащие, так и не принадлежащие данной организации ценности.
Для проведения инвентаризации товарно-материальных запасов организации создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается руководителем организации. В состав инвентаризационной комиссии включают представителей администрации, работников бухгалтерской службы, службы внутреннего контроля и других специалистов, при необходимости - представителей службы внешнего аудита.
Перед началом проведения инвентаризации членам инвентаризационной комиссии дается приказ, а председателям — контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации. Ко дню начала снятия фактических остатков должна быть закончена обработка всех документов по оприходованию и расходу ценностей, проведены соответствующие записи в карточках аналитического учета и выведены остатки за день инвентаризации.
При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности изготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной комиссии, а в остальных случаях - заблаговременно.
Инвентаризация сырья, материалов, товаров и других ценностей производятся по каждому местонахождению их и ответственному лицу, на хранении которого эти ценности находятся.
Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйствами, кладовых, секций, торговых организаций и т.п.).
Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязательного пересчета, взвешивания, обмера. [5, стр.254]
Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов и их количество указываются в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как вручную, так и с использованием средств вычислительной техники. Поскольку процесс инвентаризации связан с созданием и обработкой огромных объемов информации, то и при ее проведении необходимо использовать все виды средств автоматизации, включая малую, и применение электронно-вычислительных машин.
На время инвентаризации все операции с инвентаризуемыми товарно - материальными запасами прекращаются, и посторонние лица в помещение, где проводится инвентаризация, не допускаются.
На больших складах при длительном проведении инвентаризации в исключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя организации в процессе инвентаризации могут отпускаться товарно-материальные запасы в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти товарно - материальные запасы заносятся в отдельную инвентаризационную опись под наименованием "Товарно-материальные запасы, отпущенные во время инвентаризации". Оформляться эта опись должна по аналогии с документами на поступившие товарно-материальные запасы во время инвентаризации. В расходных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризационной комиссии.
Материальные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации принимаются материально ответственным лицом в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отчету после инвентаризации. Эти товарно-материальные запасы заносятся в отчетную опись под наименованием "Товарно-материальные запасы, поступившие во время инвентаризации". В описи указывается когда, от кого они поступили, дата и номер приходного документа, наименование, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой на дату описи, в которую записаны эти товарно-материальные запасы.
Инвентаризационная комиссия составляет "Инвентаризационную опись запасов". Опись применяется для отражения данных фактического наличия товарно-материальных ценностей (сырья, материалов, тары, запасных частей). Инвентаризационная опись составляется в одном экземпляре комиссией на основании пересчета, взвешивания, перемеривания ценностей отдельно по каждому местонахождению и материально ответственному лицу или группе лиц, на хранении которых находятся ценности.
После оформления в установленном порядке опись передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости.
Для определения результатов инвентаризации бухгалтерия на основании инвентаризационных описей составляет "Сличительные ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей" (ф. № Инв-19). В них вносят только те ценности, по которым установлены расхождения. В ведомостях указывается наименование товарно-материальных ценностей и их характеристика, результаты инвентаризации (излишек или недостача), отрегулированных за счет уточнения в учете (излишков, недостачи), пересортица, оприходование окончательных излишков, списание окончательной недостачи. Описи подписывает бухгалтер; материально ответственное лицо своей подписью подтверждает согласие с результатами инвентаризации. Результаты инвентаризации бухгалтерия регулирует в следующем порядке
Таблица 1 - Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации
№ | Содержание хозяйственной операции | Корреспонденция счетов | |
Дебит | Кредит | ||
Оприходование излишков ценностей с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных в этом лиц | 1310 - «Сырьё и материалы» 1320 - «Готовая продукция» 1330 - «Товары» 1340 - «НЗП» | 6280 - «Прочие доходы» | |
Списание недостачи материальных ценностей независимо от причин возникновения недостачи | 1280 - «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность» | 1310 - «Сырьё и материалы» 1320 - «Готовая продукция» 1330 - «Товары» 1340 - «НЗП» | |
Списание недостачи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли | 2930 - «Незавершенное строительство» 7210 - «Администра- тивные расходы» 8410 - «Накладные расходы» | 1280 - «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность» | |
Списание недостачи ТМЦ сверх норм естественной убыли, потерь от порчи ценностей, а также хищения при отсутствии конкретных виновников | 7210 - «Администра- тивные расходы» | 1280 - «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность» | |
При списании материальных ценностей по выявленным недостачам | |||
- на фактическую себестоимость недостающих материальных ценностей | 7470 - «Прочие расходы» | 1310 - «Сырьё и материалы» 1330 - «Товары» | |
- на сумму НДС по недостающим ценностям, ранее взятую в зачет | 7210 - «Администра- тивные расходы» | 3130 - «НДС» | |
-списание недостачи в пути в пределах норм естественной убыли | 1310 - «Сырьё и материалы» 1330 - «Товары» | 3310 - «Краткосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам» | |
Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета признаются: излишки - доходом и подлежат оприходованию, недостачи - расходом.