Инвентаризация запасов и отражение ее результатов в учете

Инвентаризация - это способ проверки соответствия фактического наличия ­товаров, тары и других видов ценностей в натуре данным бухгалтерского учета и регламентируется правилами ведения бухгалтерского учета. Она прово­дятся с целью обеспечения достоверности показателей бухгалтерского учета и сохранности имеющихся на складе ценностей. Инвентаризации подлежат как принадлежащие, так и не принадлежащие данной организации ценности.

Для проведения инвентаризации товарно-материальных запасов организации создается инвентаризационная комиссия, состав которой утверждается руководителем организации. В состав инвентаризационной комиссии включают представителей администрации, работников бухгалтерской службы, службы внутреннего контроля и других специалистов, при необходимости - представителей службы внешнего аудита.

Перед началом проведения инвентаризации членам инвентаризационной комиссии дается приказ, а председателям — контрольный пломбир. В приказе устанавливаются сроки начала и окончания работы по проведению инвентаризации. Ко дню начала снятия фактических остатков должна быть закончена обраб­отка всех документов по оприходованию и расходу ценностей, проведены соответствующие записи в карточках аналитического учета и выведены остатки за день инвентаризации.

При внезапных инвентаризациях все товарно-материальные ценности изготавливаются к инвентаризации в присутствии инвентаризационной ко­миссии, а в остальных случаях - заблаговременно.

Инвентаризация сырья, материалов, товаров и других ценностей производя­тся по каждому местонахождению их и ответственному лицу, на хранении которого эти ценности находятся.

Проверка фактических остатков производится при обязательном участии материально ответственных лиц (кассиров, заведующих хозяйствами, кладовых­, секций, торговых организаций и т.п.).

Наличие ценностей при инвентаризации определяется путем обязатель­ного пересчета, взвешивания, обмера. [5, стр.254]

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов и их количество указываются в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как вручную, так и с использованием средств вычислительной техники. Поскольку процесс инвента­ризации связан с созданием и обработкой огромных объемов информации, то и при ее проведении необходимо использовать все виды средств автоматизации, включая малую, и применение электронно-вычислительных машин.

На время инвентаризации все операции с инвентаризуемыми товарно­ - материальными запасами прекращаются, и посторонние лица в помещение, где проводится инвентаризация, не допускаются.

На больших складах при длительном проведении инвентаризации в ис­ключительных случаях и только с письменного разрешения руководителя организ­ации в процессе инвентаризации могут отпускаться товарно-материальные запасы в присутствии членов инвентаризационной комиссии. Эти товарно - материальные запасы заносятся в отдельную инвентаризационную опись под наименованием "Товарно-материальные запасы, отпущенные во время инвен­таризации". Оформляться эта опись должна по аналогии с документами на по­ступившие товарно-материальные запасы во время инвентаризации. В расход­ных документах делается отметка за подписью председателя инвентаризацион­ной комиссии.

Материальные запасы, поступающие во время проведения инвентаризации ­принимаются материально ответственным лицом в присутствии членов инвентаризационной комиссии и приходуются по реестру или товарному отче­ту после инвентаризации. Эти товарно-материальные запасы заносятся в отчет­ную опись под наименованием "Товарно-материальные запасы, поступив­шие во время инвентаризации". В описи указывается когда, от кого они посту­пили, дата и номер приходного документа, наименование, количество, цена и сумма. Одновременно на приходном документе за подписью председателя инвентаризационной комиссии делается отметка "после инвентаризации" со ссылкой ­на дату описи, в которую записаны эти товарно-материальные запасы.

Инвентаризационная комиссия составляет "Инвентаризационную опись запасов". Опись применяется для отражения данных фактическо­го наличия товарно-материальных ценностей (сырья, материалов, тары, запасных ­частей). Инвентаризационная опись составляется в одном экземпляре ко­миссией на основании пересчета, взвешивания, перемеривания ценностей отдельно по каждому местонахождению и материально ответственному лицу или группе лиц, на хранении которых находятся ценности.

После оформления в установленном порядке опись передается в бухгалтерию для составления сличительной ведомости.

Для определения результатов инвентаризации бухгалтерия на основании инвентаризационных описей составляет "Сличительные ведомости результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей" (ф. № Инв-19). В них вносят только те ценности, по которым установлены расхождения. В ведомостях указывается наименование товарно-материальных ценностей и их характери­стика, результаты инвентаризации (излишек или недостача), отрегулированных за счет уточнения в учете (излишков, недостачи), пересортица, оприходование окончательных излишков, списание окончательной недостачи. Описи подписы­вает бухгалтер; материально ответственное лицо своей подписью подтверждает согласие с результатами инвентаризации. Результаты инвентаризации бухгал­терия регулирует в следующем порядке

Таблица 1 - Отражение в бухгалтерском учете результатов инвентаризации

Содержание хозяйственной операции Корреспонденция счетов
Дебит Кредит
  Оприходование излишков ценностей с последующим установлением причин возникновения излишка и виновных в этом лиц 1310 - «Сырьё и материалы» 1320 - «Готовая продукция» 1330 - «Товары» 1340 - «НЗП» 6280 - «Прочие доходы»
  Списание недостачи материальных ценностей независимо от причин возникновения недостачи 1280 - «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность» 1310 - «Сырьё и материалы» 1320 - «Готовая продукция» 1330 - «Товары» 1340 - «НЗП»
  Списание недостачи материальных ценностей в пределах норм естественной убыли 2930 - «Незавершенное строительство» 7210 - «Администра- тивные расходы» 8410 - «Накладные расходы» 1280 - «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность»
  Списание недостачи ТМЦ сверх норм естественной убыли, потерь от порчи ценностей, а также хищения при отсутствии конкретных виновников 7210 - «Администра- тивные расходы» 1280 - «Прочая краткосрочная кредиторская задолженность»
  При списании материальных ценностей по выявленным недостачам    
  - на фактическую себестоимость недостающих материальных ценностей 7470 - «Прочие расходы» 1310 - «Сырьё и материалы» 1330 - «Товары»
  - на сумму НДС по недостающим ценностям, ранее взятую в зачет 7210 - «Администра- тивные расходы» 3130 - «НДС»
  -списание недостачи в пути в пределах норм естественной убыли 1310 - «Сырьё и материалы» 1330 - «Товары» 3310 - «Краткосрочная задолженность поставщикам и подрядчикам»
 

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета признаются: излишки - доходом и подлежат оприходованию, недостачи - расходом.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: