Признание диалектикой всеобщности движения и развития требует ответа на фундаментальный вопрос: что собой представляет источник, причина движения и развития? Попытки ответить на него берут начало из глубины истории философии и науки.
Так, Гераклит считал, что мир никем не создан, а есть "вечно живой огонь...", "горение" которого поддерживается через взаимодействие противоположностей. Отрицание объективности противоречий характерно для средневековой схоластики. В период становления научного естествознания (эпоха Возрождения) большая роль в обосновании положения о противоречивости самого объективного мира принадлежит Николаю Кузанскому и Джордано Бруно
Отрицание объективности противоречий материального мира приводило к серьезным мировоззренческим и методологическим ошибкам. Ньютон причиной движения природы считал какую-то надприродную, нематериальную, действующую извне силу. В своих "Математических началах натуральной философии" (1687) причиной движения планет он признал божественный "первотолчок".
|
|
Перенесение источника развития материи "вовне" характерно для великого немецкого философа Канта. Состояние материи никогда не может изведать изменения иначе, как только в результате внешней причины, в то время как состояние духа может быть изменено также в результате внутренней причины, считал Кант.
Основная заслуга в обосновании принципа единства противоположностей принадлежит Гегелю. "Противоречие - вот что на самом деле движет миром..."- считал он. Гегелевская диалектика оказала влияние на философские взгляды К. Маркса, Ф. Энгельса, которые единство и борьбу противоположностей рассматривали как сущность диалектики.
Основные понятия закона. Основным здесь является понятие "противоположность". Это было замечено еще Гераклитом и Аристотелем. Ту же самую идею развивали мыслители эпохи Возрождения - Кузанский и Бруно. Позднее диалектик Гегель сформулировал тезис о самопротиворечии всего существующего. И уже в соответствии с диалектико-материалистическим мировоззрением, со всей совокупностью результатов познания и общественно-политической практикой начинается признание противоречивых тенденций во всех явлениях и процессах. Таким образом, противоположности- это стороны, моменты, тенденции единого, которые допускают и взаимоисключают друг друга.
Отношения противоположностей принято называть противоречием, которое есть только там, где есть развитие и самодвижение.
В развитии противоположностей можно выделить следующие этапы: тождественность, отличие, этап выявленных противоречий, конфликт, разрешение противоречий.
|
|
Основные виды противоречий. Количественное и качественное разнообразие мира (материального и духовного) приводят к многообразию противоречий. Специфика их отражается на познании, видении особенностей развития и решении сложных проблем. Поэтому есть необходимость сделать классификацию противоречий.
Внутренние и внешние противоречия. Всеобщность развития реализуется в развитии конкретных систем (материальных, духовных), что связано с изменением их структуры, сущности через разрешение внутренних противоречий, которые являются частью еще большей системы внешних противоречий.
Внутренние - это противоречия, характерные для самих предметов и явлений, тех, которые находятся внутри системы.
Внешние - это противоречия между системами (предметами и явлениями). Такое деление, конечно, относительно, но в каждом конкретном случае, в системе определенных отношений это сделать и возможно, и необходимо.
При рассмотрении внутренних и внешних противоречий надо заметить, что и те, и другие являются источником развития при ведущей роли внутренних противоречий.
Основные и неосновные, главные и неглавные противоречия. Основные - это противоречия, которые связаны с основой системы, оказывают решающее воздействие на ее развитие, а также объединяют противоречия воедино.
В процессе развития основные и неосновные противоречия могут меняться местами, что выявляется в другой группе противоречий главных и неглавных.
Главные — это противоречия, которые на данном этапе, в определённых условиях определяют развитие. Чаще всего главные и основные противоречия совпадают, однако этого может и не быть. Например: в условиях перевода экономики на рельсы рыночных отношений возникло противоречие между политическими силами самой разной ориентации.
В современных условиях общественного развития все большее значение для стран мира, в том числе и для нашей республики, приобретают противоречия в системах "человек - природа" и "общество - природа" (проблемы экологии). Противоречия в развитии науки и техники, социально-экономические, культурно-моральные и политические требуют для своего решения совместных действий в масштабах всей планеты.
Методологическое значение закона единства и борьбы противоположностей. Этот закон имеет важное методологическое значение для научного познания и социальной практики. Он раскрывает внутренний источник движения и развития, принцип самодвижения.
Всеобщность единства и борьбы противоположностей указывает на то, что противоречивая действительность должна отражаться в противоречивых формах мышления. Иначе возникает проблема адекватности знаний самой объективной реальности.
В истории философии известны концепции, которые допускали субъективизм в трактовке противоречий (софистика и эклектика).
Софистика (от греч. sophisma - умение вести споры) - это субъективное использование относительности противоположностей, и взаимного преобразования. Будучи разновидностью метафизического мышления, софистика основывается на абсолютизации относительности познания. Она отрицает и наличие абсолютных моментов в процессе достижения истины, спекулирует на фактах изменчивости, противоречивости и сложности познания.
Эклектика ( от греч. ektektikos - способность выбирать) - это нарушение естественного, объективного единства противоположности сочетание неоднородных взглядов, идей, принципов или теорий.