Формирование бюджетов в условиях рыночной экономики — сложный и ответственный процесс, поскольку связано с рядом проблем объективного и субъективного характера.
1. Особенности социально-экономического устройства страны, прежде всего многообразие форм собственности и сложность административно-территориальной структуры государства. Наиболее принципиальный вопрос — это формирование эффективной бюджетной политики применительно к формам собственности, различным имущественным категориям населения, территориальноадминистративным регионам страны, а также влиятельным лицам и группам.
Другой вопрос — выработка оптимального соотношения планирования и прогнозирования. Общеизвестно, что планирование полноценно при одной форме собственности в рамках того или иного экономического субъекта. Поэтому оно имело всеобщий характер при социализме, когда не было особых трудностей — все было в рамках единой социалистической собственности. Совершенно иная картина свойственна обществу с многообразием форм собственности. Здесь планирование для всей страны объективно невозможно, речь может идти лишь о планах одной собственности, в нашем случае государственной и муниципальной. Поэтому все понятно, когда к государственной собственности относятся бюджетные унитарные организации, но как быть с государственными коммерческими организациями, в частности с Газпромом, ЦБР, Сберегательным банком и др.?
|
|
Представляется, что государственные и муниципальные предпрятия, в том числе и акционерные общества с государственным (муниципальным) контрольным пакетом акций, должны предоставлять свой бизнес-планы, использование которых позволит получить более реальные данные по неналоговым поступлениям бюджетов, с одной стороны и расходам на государственный сектор — с другой, и тем самым сделач финансовую деятельность государственных структур прозрачной.
2. Совершенствование бюджетного законодательства в части форш рования бюджетов, отработка механизма формирования бюджета. Неде пустимо, чтобы правила бюджетного процесса менялись ежегодно, и более того, в процессе самого формирования. Необходим постоянный, пять—десять лет, порядок составления бюджетов. Бюджет должен отражать все поступления и расходы, а не часть их. Поэтому финансовый резерв, введенный в механизм федерального бюджета, должен быть учтен в бюджете в виде дополнительных доходов и финансового резерва расходов. При невыполнении доходов расходы по финансовому резерву сокращаются. Давно пора объединить федеральный бюджет с государственными внебюджетными фондами, преобразовав их в целевые бюджетные фонды, а также наделить первого заместителя Председателя Правительства РФ министра финансов персональной ответственностью за использование средств целевых социальных бюджетных фондов.
|
|
3. Четкое соблюдение действующего законодательства, стабильность системы принципов планирования, нормативного, балансов и других методов, комплексность научного подхода, учет предыдущего развития. Прежде всего, необходимо строго выполнять организационные положения (мероприятия, сроки) формирования бюджет предусмотренные Бюджетным кодексом РФ. К сожалению, много здесь не выполняется.
Федеральная практика автоматически распространяется на территориальный бюджетный менеджмент, зачастую сводя плановую деятельность к безрезультативным хлопотам многочисленных работников органов представительной и исполнительной власти.
Допустимыми считаются отклонения фактических показателей бюджета от плановых в рамках 10—20%. Имевшие место в 1992— 2001 гг. отклонения реальных поступлений федерального бюджета от плановых на 20% и более свидетельствуют о низком уровне планирования или преобладании специфических интересов органов исполнительной власти. В действительности было и то и другое.
4. Открытость, прозрачность формирования бюджетов. Бюджет должен отражать все поступления и расходы, а не часть их. Следует последовательно придерживаться принципов функционирования бюджетной системы, особенно в части реального обеспечения условий самостоятельности региональных и местных бюджетов.
5. Стабильность правового обеспечения. Весь процесс формирования бюджета и его основное звено — планирование — теряют научную базу в условиях частой смены «правил игры», постоянного изменения важнейших параметров денежных потоков. О каком планировании, анализе и прогнозах расходов федерального бюджета можно говорить, если только один исходный документ об оплате труда государственных служащих пересматривался за пять лет около 30 раз? В целом на федеральном, субъектном и местном уровнях правовое и нормативное обеспечение бюджетного менеджмента меняется, дополняется и корректируется постоянно.
Реализация в жизнь указанных направлений позволит перейти к полноценному годовому и среднесрочному формированию бюджетов со значительно меньшими затратами человеческих и денежных ресурсов.
Контрольные вопросы
1. Из каких стадий складывается бюджетный процесс?
2. Что представляет собой планирование доходной части бюджетов?
3. В чем выражается планирование расходной части бюджетов?
4. Каков порядок формирования федерального бюджета?
5. В чем заключаются особенности составления бюджетов субъектов РФ?
6. О чем говорится в Бюджетном послании Президента РФ Федеральному Собранию?