Вот ударила первая капля дождя. Начались соревнования. Соревновались подосиновик, подберезовик и моховик. Кто сильней? Первым силу выжимал подберезовик. Он поднял листик березы и улитку. Вторым номером был подосиновик. Он выжал три листка осины и сосновую шишку. Моховик был третьим. Он раззадорился, расхвастался, раздвинул шапкой мох, подлез под сучок и стал выжимать. Но он не выжал, а только шапку свою раздвоил. Как заячья губа стала. Победителем вышел подосиновик. Награда ему — алая майка чемпиона.
При выполнении этого упражнения учителем могут быть использованы следующие приемы. Один из учеников выразительно читает текст, остальные следят за его чтением и выражают свое согласие или несогласие с помощью сигнальных карточек. Затем учащие-
ся находят предложения с однородными членами, определяют их роль, например перечисление предметов, действий или противопоставление действий, находят способы их соединения.
На уроках развития речи большое значение уделяется совершенствованию навыков использования средств связи однородных членов. С этой целью мы предлагаем задания следующего типа:
Задание. Найдите предложения с однородными членами, вставьте, где это необходимо, союзы и, а. Поставьте запятые.