Межбюджетные отношения

Бюджетное устройство в РФ основывается на принципах единства, полноты, реальности, гласности и самостоятельности всех бюджетов, входящих в государственную бюджетную систему.

Сложной проблемой в бюджетном устройстве является бюджетный федерализм, т. е. бюджетные взаимоотношения центра и регионов.

В рамках межбюджетных отношений все бюджеты, которые входят в состав бюджетной системы РФ, взаимосвязаны.

Межбюджетные отношения – это отношения, которые возникают между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, которые связаны с формированием и исполнением соответствующих бюджетов (ст. 6 БК РФ).

Межбюджетные отношения основаны на следующих принципах:

1) распределение и закрепление расходов бюджетов по уровням бюджетной системы РФ;

2) разграничение регулирующих доходов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

3) равенство бюджетных прав субъектов РФ, равенство бюджетных прав муниципальных образований;

4) равенство всех бюджетов во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ;

5) выравнивание уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований.

Для совершенствования межбюджетных отношений необходимо:

1) оказывать поддержку субъектам Федерации таким образом, чтобы оставить им стимулы к развитию собственных источников дохода;

2) сделать схему группировки территорий по экономическим районам с учетом их экономического потенциала и природных условий более упорядоченной;

3) ввести эффективный механизм предоставления инвестиций для выравнивания уровней социально-экономического развития регионов.

В рамках общей стратегии развития России на среднесрочную перс­пективу необходимо перейти на качественно новый этап реформирова­ния системы межбюджетных отношений. В научных исследованиях последних лет, посвященных развивающимся или переходным эко­номикам, получила распространение концепция федерализма, сохраня­ющего рынок, или федерализма, создающего рынок, основные положе­ния которой сводятся к следующему:

— обеспечению закрепленной в законодательстве автономии регио­нальных и местных властей с четким разграничением налоговых и рас­ходных полномочий;

— определению расходных обязательств субнациональных влас­тей, в том числе законодательных гарантий в автономии в их финан­сировании за счет достаточной для этого собственной налоговой базы;

— передаче с регионального на федеральный уровень дополнитель­ных доходов и расходных обязательств с постепенной децентрализа­цией финансовых ресурсов в средне- и долгосрочной перспективе;

— созданию правовой базы для введения института банкротства и внешнего финансового управления субнациональным бюджетом;

— реформе политики трансфертов с целью повышения ее прозрач­ности и мобильности;

— обеспечению федеральными властями свободы торговли и мо­бильности факторов производства.

Реформа межбюджетных отношений может рассматриваться в ка­честве связующего звена всех социально-экономических преобразова­ний, положенных в основу стратегии развития страны на период до 2020 г. В еще более широком аспекте эта реформа в случае ее успешной реализации будет способствовать формированию в России эффектив­ной системы отношений, основанных на четком разграничении полно­мочий между органами власти разных уровней, их прозрачности и по­дотчетности населению.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: